Светлая тема

Рецензия на игру Снайпер: Дороги войны

Вьетнам и Ближний Восток отправлены в отставку. Jarhead Games впервые в своей истории вспомнила о Второй мировой войне. Во что вылилась эта творческая «находка», догадаться несложно. Арнем, «Битва за выступ», форсирование Рейна — набившие оскомину названия, круговерть штампов. И поверх них — четкий отпечаток дешевизны.

Европейский вояж

Позорная военная кампания США в маленькой азиатской стране — это цветочки. В Европе, как выяснилось, воевать намного тяжелее. Снайпер американской армии середины 40-х годов умело обращается с полагающимся ему по «специальности» оружием, ловко стреляет из винтовки и автомата, обучен кидать гранаты и работать с взрывчаткой, а также иногда выполняет функцию наводчика артиллерии. Кроме того, он и только он способен бесстрашно встретить неприятельский танк с гранатометом на плече. Короче говоря, машина для убийства. Дай волю, и она дойдет до Берлина.

Самоуправству изо всех сил препятствуют разработчики, и козни их разнообразны. Первый камень преткновения — трудности с ориентированием на местности. Marine Heavy Gunner и Marine Sharpshooter 2 приучили нас к тому, что к цели ведет один-единственный путь, а местонахождение врагов (и даже контрольные отметки, если кто-нибудь умудрится заплутать!) отображается на радаре или компасе. В WWII Sniper нам помогают «гиды» в лице боевых соратников, всегда знающих, в каком направлении бежать, или более-менее внятные указания в «mission objectives». Похвально, но порой бравый вояка оказывается в идиотском положении: плутает в городских развалинах, силясь понять, чего от него хотят, десятки раз погибает от вражеских пуль, пытаясь пройти там, где ему лазить пока не положено, и облегченно вздыхает при виде надписи «Waypoint updated» на экране.

Превращению игрока в неврастеника активно поспособствовали дизайнеры уровней, творившие в соответствии с принципом «ты туда не ходи, ты сюда ходи — снег башка попадет, совсем мертвый будешь». Правда, в некоторых миссиях на нас сваливается неожиданная свобода. Можно, например, найти какую-нибудь лазейку и, разрушив всю задуманную цепочку ходов, ухлопать немцев, ошалело смотрящих прямо перед собой. В этот момент они, наверное, думают о дерзком нарушении инструкции и своей нелегкой доле. Но такие «прорывы в тыл» редки — там, куда путь временно закрыт, нас останавливает невидимый снайпер или бесконечно возрождающиеся солдатики. До более логичных или хотя бы стандартных «ограничителей» никто не додумался.

Постановка миссий — именно постановка, ибо WWII Sniper недвусмысленно показывает, что хочет быть похожей на блокбастеры, — удручает. Анекдотические задания вроде сопровождения джипов, которые осторожно едут за нами и останавливаются поодаль, дабы их не зацепила очередная кучка фрицев, разбавлены акробатическими упражнениями и своеобразными мини-играми — пальбой из стационарного пулемета (в точности как в Marine Heavy Gunner), снайперским тиром и поездками на автомобиле в роли стрелка. ИИ традиционно пребывает в состоянии частичной прострации. Соратники много кричат и вступают в перестрелки (гибель одного из них, важного для «сюжета», доставляет уйму хлопот), противники делают то же самое. И те, и другие действуют крайне прямолинейно, в духе болванчиков с заведенной пружиной, а немцы еще и строят из себя фокусников, появляющихся из воздуха.

Тоскливое настроение от таких открытий может приподнять лишь смена обстановки (в основном в первой части игры). Старенький полуживой Jupiter с трудом, но «тянет» европейскую архитектуру. Издали еще целые здания и живописные руины выглядят неплохо, хотя после унылых джунглей и самые блеклые трущобы покажутся роскошью. Что необычно, на зимних картах нас развлекают паром, идущим изо рта, и следами, остающимися на снегу. Но вообще картина все та же: некрасивые модели людей и техники, примитивные эффекты, убогая растительность. Авторам нравится.

Резюме

Неукоснительно следуя выбранному курсу, Jarhead Games слепила из своей войны во Вьетнаме Вторую мировую. Получилось еще хуже, чем было.