Светлая тема

Рецензия на игру XIII

Мы не знаем точно, кто виноват — ироничная проказница судьба или маркетинговый отдел Ubisoft, — но XIII появился в продаже за четыре дня до тридцатой годовщины убийства Джона Фитцджеральда Кеннеди, 34-го президента США. Весьма любопытное совпадение, ибо герой французского шутера обвиняется в таком же преступлении, только его жертву звали Уильям Шеридан…

Идентификация

Бельгийский сценарист Жан Ван Хамм, работающий на европейскую империю комиксов Dargaud, наверняка держит у себя на книжной полке политический триллер Роберта Ладлэма «Идентификация Борна». Завязки обоих произведений — и комикса XIII, по мотивам которого создана игра, и книги о тайном агенте Джейсоне Борне — слишком похожи, чтобы можно было отрицать связь. Герой просыпается черт знает где, в голове — сплошная амнезия, в кармане джинсов — ключ от сейфа в фешенебельном банке, а на хвосте — толпы бандитов и полицейских. «Кто я?» — спрашивает у пустоты наш протеже, разглядывая татуировку с римским числом «13» на ключице. Получить ответ не так-то просто.

Дальнейшие пути страдальцев расходятся, и начинается вполне типичная шпионская круговерть. Обрести память, узнать свое настоящее имя, разоблачить клику двадцати заговорщиков, задумавших нехорошее против демократии, не погибнуть в процессе и, разумеется, повидать мир — таков краткий план действий Тринадцатого. Правда, локации ничем особенным не выделяются — немного стерильных военных баз в горах, чуть-чуть дурдома, где пациентов лечат дубинками, краткий визит в Великий каньон и на ядерную подлодку, пробежки по темным закоулкам Вашингтона… Будь эта рецензия на английском языке, мы бы непременно употребили слово «generic».

Первое впечатление портит, как ни странно, тот самый «мультяшный» cel shading, о котором так громко вещали пресс-менеджеры Ubisoft. Тесное знакомство с игрой выявляет неприятный эффект: в движении XIII выглядит гораздо хуже, чем на статичных скриншотах. И уж меньше всего она похожа на комикс — скорее, просто набор малополигональных NPC и антуражей с размытыми текстурами, обведенных очень жирными черными линиями. Деревья страшны как смертный грех, игра света и тени еще сильнее отдаляет картинку от «плоского» вида, полноэкранное сглаживание не поддерживается — здравствуйте, «елочки» в 1280х1024, мы-то, наивные, думали, что избавились от вас. Еще больший осадок на душе оставляют визуальные эффекты, сопровождающие воспоминания протагониста; в эти моменты изображение превращается в густую пиксельную рябь, аналогов которой ваш покорный слуга не встречал со времен Duke Nukem 3D. Веки, веки, закройте мне веки!

Физика примитивна аж до крика; только здесь нам удалось стать свидетелями уникального зрелища — подстреленные спецназовцы, стоящие на горке, в момент гибели встают строго перпендикулярно наклонной плоскости и лишь затем шмякаются оземь. Порой в душу закрадывается сомнение: а с последней ли итерацией Unreal Engine работали французские программисты? Быть может, господам достался код от Unreal Tournament?

На самом деле виноват телевизор. Если у вас нет под рукой PS2- или Xbox-версии игры, но имеется видеокарта с ТВ-выходом, можете подключить компьютер к любимому «ящику» и запустить XIII в 640х480. «Замыленная» картинка мигом избавится от раздражающих глаз артефактов.

У плохой графики есть лишь один «плюс»: благодаря ей Тринадцатый шустро бегает даже на машинах с минимально допустимой конфигурацией. С другой стороны, намного более красивый Prince of Persia: The Sands of Time тоже «тормозами» не страдает…

Смерть от нарисованного ножа

«Комиксовый» стиль просачивается в XIII тихой сапой. Здесь нет графических новелл а-ля Max Payne — эту роль исполняют мультфильмы, низкое качество которых свидетельствует о том, что их оцифровывали чуть ли не с телевизора (иначе бы откуда тут взялся неприятный «интерлейсинг», возникающий при плохой обработке видеосигнала?). Поставлены они так, что повторно смотреть анимацию уже не хочется, — скучно. Сюжет топчется на одном и том же месте, позволяя игрокам предугадать сценарные финты на добрую дюжину шагов вперед. Финал и вовсе оказывается не более чем «завлекаловкой» на гипотетическую вторую часть, да такой, что на его фоне братья Вачовски и режиссер Тарантино, порезавшие свои ленты надвое, выглядят невинными агнцами. Актер Дэвид Духовны, неудачно взятый на роль главгероя, выцеживает реплики с жутким пофигизмом в голосе, вызывающим желание сладко зевнуть. К счастью, от погружения в сон спасают соул-певица Ив (майор Джонс) и Адам Уэст (генерал Каррингтон), от души поработавшие над озвучкой вверенных им персонажей.

О том, что мы играем в адаптацию комикса, нам периодически напоминают субтитры-«облачка», огромные междометия «BOOM!», «PAW!» и проч., вспыхивающие при ожесточенных перестрелках, да мини-«врезки», показывающие особо интересные моменты. Например, меткое попадание ножа в сонную артерию зазевавшегося гарда или падение супостата с обрыва (обязательно сопровождается длинным хвостом «AAAAAAAARRRGHHH!»). Увы, через какое-то время наступает пресыщение визуальными «понтами», и мозг начинает фильтровать модные художественные выкрутасы.

Ту боринг

В арсенале зарубежных рецензентов есть еще одно замечательное слово, «gimmick», употребляемое, когда речь заходит о каких-либо вещах, существующих просто для того «шоб было». Вышеупомянутая стилизация — яркий тому пример. Или, скажем, возможность брать в заложники мирных жителей, срисованная под кальку из Metal Gear Solid 2: зачем только старались, непонятно, ведь разумное использование данной «фишки» ограничено сценарием. Типичный «гиммик». Швыряние табуреток, швабр, бутылок и прочей бутафории отправляется в ту же степь. По-настоящему полезно лишь «шестое чувство» протагониста, позволяющее видеть шаги находящихся неподалеку людей — «Tap! Tap! Tap!».

Под разрисованной оберткой XIII скрывается весьма посредственный шутер, качество которого немногим отличается от какого-нибудь Contract J.A.C.K. С первой и до последней минуты весьма непродолжительного действа игрок мчится по гигантских размеров рельсам; сделать шаг в сторону нельзя — дизайнеры терпеть не могут беглых пассажиров. Чем бы Тринадцатый не занимался — отстрелом чрезвычайно метких врагов, защитой туповатого NPC или «стелс»-променадами, — наши действия направляют линейный, как черенок саперной лопатки, дизайн карт, и Его Величество Скрипт. Даже неприятели всегда лезут из одних и тех же щелей; более того, в особо критические эпизоды баталий игра не гнушается «подрисовывать» солдат прямо у нас на глазах! Бац! — и в воздухе материализуется очередной пехотинец. Уровни коротенькие, под стать куцей приставочной памяти, поэтому основным развлечением является использование дробовиков, миниганов, базук, снайперских винтовок, пистолетов и оружия с ласковым именем «Kalash» против прущих отовсюду злодеев.

А теперь сюрприз — в XIII нет привычных «сейвов». И консольная система чекпойнтов работает спустя рукава. Quicksave, подсказывают нам французские товарищи, нужен лишь для сохранения игры вручную в точке, где в последний раз загоралась надпись «Checkpoint Reached». Забыли записаться? Вай-вай-вай, плохи дела, ибо игра не утруждает себя такими мелочами, как автосохранение в начале уровня.

Но кое-кому и этого показалось мало. «Почему бы нам не сделать stealth-миссии, где малейшее обнаружение игрока приводит к провалу? Quelle adrenaline extraordinaire!» — ворковали они, уплетая утренние круассаны. Не успели прикончить запаниковавшего охранника выстрелом в черепушку — отправляйтесь на второй заход. Палить в туловище вообще бессмысленно: в отличие от головы, тушки гораздо дольше сопротивляются свинцовому дождю. Хуже только уровни с вечно подыхающими от ранений «напарниками». Генерал, пожалуйста, не умирайте, протяните еще чуть-чуть, я не хочу проходить это скрипт-шоу в сто пятнадцатый раз!

Справедливости ради отметим несколько моментов. Первый — AI неплох, пусть авторы и дергают его за ниточки почем зря каждые десять секунд. Второй — гуляя по военным базам, можно услышать забавные диалоги скучающих «беретов»; печально, что основной сценарий не балует зрителя хорошими текстами. Третий — маразм с «сохраненками» должен устранить опаздывающий вот уже которую неделю патч. Редактор уровней вышел, консольные релизы отшумели, а заветного файла все нет и нет. Поэтому не обессудьте, уважаемые мсье, но мы оцениваем то, что имеем на руках.

«Can it, Doug!»

Резюмируем. XIII — не No One Lives Forever, хотя при желании мог бы ей стать. Всего-то надо: вырваться из объятий душных маленьких карт и акцентировать внимание на нелинейности геймплея; уделить должное внимание развитию сюжета, нагнать побольше саспенса и превратить персонажей из плоских карикатур в героев, которым хочется сопереживать; привести в чувство больную «стелс»-механику и систему записи игр. Еще неплохо бы сделать приличный мультиплеер вместо того, что было прикручено в пресс-релизе явно ради «галочки», и пройти курс по созданию КРАСИВОГО эффекта «cel shading» у программистов, трудившихся над Pop Idol и Teenage Mutant Ninja Turtles. Интерактивная музыка и так хороша, ее можно не трогать.

Ждем с нетерпением, ведь де-факто сиквел уже заявлен.

А пока садитесь, Тринадцатый, «тройка».

P.S. Зато здесь звучит великолепный «медляк», который напевают все, кому не лень, — от медсестры до охранника на военной базе. «Youuu can fly, youuu caaaan hiiiide…»

Рецензии пользователей
на XIII3

7/10
Хорошая комиксная графика и стрельба, но однообразные локации и скучный сюжет.
7/10
Примечательная игра в стиле комиксов. К сожалению, она получила неудачный ремейк (да и сама по себе оказалась не слишком популярна), из-за чего ожидать продолжения или реализации похожих идей не стоит.
Когда то Ubisoft, умели делать интересные и оригинальные шутеры. Игровая классика с самым оригинальным комиксовым повествованием где от каждого взрыва вырисовывается большое облачко с KABOOM и каждый смертельный, точный удар к голову дублировался вставками кадров попадания в режиме приближения.
«Проверено временем»