Среднее время в игре: 8 часов

XIII

Добавить в
Мои игры
77
Добавить в
Вишлист 9
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

34
Шедевр
9
Ужасно
3
Так себе
1

Рецензия

Мы не знаем точно, кто виноват — ироничная проказница судьба или маркетинговый отдел Ubisoft, — но XIII появился в продаже за четыре дня до тридцатой годовщины убийства Джона Фитцджеральда Кеннеди, 34-го президента США. Весьма любопытное совпадение, ибо герой французского шутера обвиняется в таком же преступлении, только его жертву звали Уильям Шеридан… Идентификация Бельгийский сценарист Жан Ван Хамм, работающий на европейскую империю комиксов Dargaud, наверняка держит у себя на книжной полке политический триллер Роберта Ладлэма «Идентификация Борна». Завязки обоих произведений — и комикса XIII, по мотивам которого создана игра, и книги о тайном агенте Джейсоне Борне — слишком похожи, чтобы можно было отрицать связь. Герой просыпается черт знает где, в голове — сплошная амнезия, в кармане джинсов — ключ от сейфа в фешенебельном банке, а на хвосте — толпы бандитов и полицейских. «Кто я?» — спрашивает у пустоты наш протеже, разглядывая татуировку с римским числом «13» на ключице. Получить ответ не так-то просто. Дальнейшие пути страдальцев расходятся, и начинается вполне типичная шпионская круговерть. Обрести память, узнать свое настоящее имя, разоблачить клику двадцати заговорщиков, задумавших нехорошее против демократии, не погибнуть в процессе и, разумеется, повидать мир — таков краткий план действий Тринадцатого. Правда, локации ничем особенным не выделяются — немного стерильных военных баз в горах, чуть-чуть дурдома, где пациентов лечат дубинками, краткий визит в Великий каньон и на ядерную подлодку, пробежки по темным закоулкам Вашингтона… Будь эта рецензия на английском языке, мы бы непременно употребили слово «generic». Первое впечатление портит, как ни странно, тот самый «мультяшный» cel shading, о котором так громко вещали пресс-менеджеры Ubisoft. Тесное знакомство с игрой выявляет неприятный эффект: в движении XIII выглядит гораздо хуже, чем на статичных скриншотах. И уж меньше всего она похожа на комикс — скорее, просто набор малополигональных NPC и антуражей с размытыми текстурами, обведенных очень жирными черными линиями. Деревья страшны как смертный грех, игра света и тени еще сильнее отдаляет картинку от «плоского» вида, полноэкранное сглаживание не поддерживается — здравствуйте, «елочки» в 1280х1024, мы-то, наивные, думали, что избавились от вас. Еще больший осадок на душе оставляют визуальные эффекты, сопровождающие воспоминания протагониста; в эти моменты изображение превращается в густую пиксельную рябь, аналогов которой ваш покорный слуга не встречал со времен Duke Nukem 3D . Веки, веки, закройте мне веки! Физика примитивна аж до крика; только здесь нам удалось стать свидетелями уникального зрелища — подстреленные спецназовцы, стоящие на горке, в момент гибели встают строго перпендикулярно наклонной плоскости и лишь затем шмякаются оземь. Порой в душу закрадывается сомнение: а с последней ли итерацией Unreal Engine работали французские программисты? Быть может, господам достался код от Unreal Tournament ? На самом деле виноват телевизор. Если у вас нет под рукой PS2- или Xbox-версии игры, но имеется видеокарта с ТВ-выходом, можете подключить компьютер к любимому «ящику» и запустить XIII в 640х480. «Замыленная» картинка мигом избавится от раздражающих глаз артефактов. У плохой графики есть лишь один «плюс»: благодаря ей Тринадцатый шустро бегает даже на машинах с минимально допустимой конфигурацией. С другой стороны, намного более красивый Prince of Persia: The Sands of Time тоже «тормозами» не страдает… Смерть от нарисованного ножа «Комиксовый» стиль просачивается в XIII тихой сапой. Здесь нет графических новелл а-ля Max Payne — эту роль исполняют мультфильмы, низкое качество которых свидетельствует о том, что их оцифровывали чуть ли не с телевизора (иначе бы откуда тут взялся неприятный «интерлейсинг», возникающий при плохой обработке видеосигнала?). Поставлены они так, что повторно смотреть анимацию уже не хочется, — скучно. Сюжет топчется на одном и том же месте, позволяя игрокам предугадать сценарные финты на добрую дюжину шагов вперед. Финал и вовсе оказывается не более чем «завлекаловкой» на гипотетическую вторую часть, да такой, что на его фоне братья Вачовски и режиссер Тарантино, порезавшие свои ленты надвое, выглядят невинными агнцами. Актер Дэвид Духовны, неудачно взятый на роль главгероя, выцеживает реплики с жутким пофигизмом в голосе, вызывающим желание сладко зевнуть. К счастью, от погружения в сон спасают соул-певица Ив (майор Джонс) и Адам Уэст (генерал Каррингтон), от души поработавшие над озвучкой вверенных им персонажей. О том, что мы играем в адаптацию комикса, нам периодически напоминают субтитры-«облачка», огромные междометия «BOOM!», «PAW!» и проч., вспыхивающие при ожесточенных перестрелках, да мини-«врезки», показывающие особо интересные моменты. Например, меткое попадание ножа в сонную артерию зазевавшегося гарда или падение супостата с обрыва (обязательно сопровождается длинным хвостом «AAAAAAAARRRGHHH!»). Увы, через какое-то время наступает пресыщение визуальными «понтами», и мозг начинает фильтровать модные художественные выкрутасы. Ту боринг В арсенале зарубежных рецензентов есть еще одно замечательное слово, «gimmick», употребляемое, когда речь заходит о каких-либо вещах, существующих просто для того «шоб было». Вышеупомянутая стилизация — яркий тому пример. Или, скажем, возможность брать в заложники мирных жителей, срисованная под кальку из Metal Gear Solid 2 : зачем только старались, непонятно, ведь разумное использование данной «фишки» ограничено сценарием. Типичный «гиммик». Швыряние табуреток, швабр, бутылок и прочей бутафории отправляется в ту же степь. По-настоящему полезно лишь «шестое чувство» протагониста, позволяющее видеть шаги находящихся неподалеку людей — «Tap! Tap! Tap!». Под разрисованной оберткой XIII скрывается весьма посредственный шутер, качество которого немногим отличается от какого-нибудь Contract J.A.C.K. С первой и до последней минуты весьма непродолжительного действа игрок мчится по гигантских размеров рельсам; сделать шаг в сторону нельзя — дизайнеры терпеть не могут беглых пассажиров. Чем бы Тринадцатый не занимался — отстрелом чрезвычайно метких врагов, защитой туповатого NPC или «стелс»-променадами, — наши действия направляют линейный, как черенок саперной лопатки, дизайн карт, и Его Величество Скрипт. Даже неприятели всегда лезут из одних и тех же щелей; более того, в особо критические эпизоды баталий игра не гнушается «подрисовывать» солдат прямо у нас на глазах! Бац! — и в воздухе материализуется очередной пехотинец. Уровни коротенькие, под стать куцей приставочной памяти, поэтому основным развлечением является использование дробовиков, миниганов, базук, снайперских винтовок, пистолетов и оружия с ласковым именем «Kalash» против прущих отовсюду злодеев. А теперь сюрприз — в XIII нет привычных «сейвов». И консольная система чекпойнтов работает спустя рукава. Quicksave, подсказывают нам французские товарищи, нужен лишь для сохранения игры вручную в точке, где в последний раз загоралась надпись «Checkpoint Reached». Забыли записаться? Вай-вай-вай, плохи дела, ибо игра не утруждает себя такими мелочами, как автосохранение в начале уровня. Но кое-кому и этого показалось мало. «Почему бы нам не сделать stealth-миссии, где малейшее обнаружение игрока приводит к провалу? Quelle adrenaline extraordinaire!» — ворковали они, уплетая утренние круассаны. Не успели прикончить запаниковавшего охранника выстрелом в черепушку — отправляйтесь на второй заход. Палить в туловище вообще бессмысленно: в отличие от головы, тушки гораздо дольше сопротивляются свинцовому дождю. Хуже только уровни с вечно подыхающими от ранений «напарниками». Генерал, пожалуйста, не умирайте, протяните еще чуть-чуть, я не хочу проходить это скрипт-шоу в сто пятнадцатый раз! Справедливости ради отметим несколько моментов. Первый — AI неплох, пусть авторы и дергают его за ниточки почем зря каждые десять секунд. Второй — гуляя по военным базам, можно услышать забавные диалоги скучающих «беретов»; печально, что основной сценарий не балует зрителя хорошими текстами. Третий — маразм с «сохраненками» должен устранить опаздывающий вот уже которую неделю патч. Редактор уровней вышел, консольные релизы отшумели, а заветного файла все нет и нет. Поэтому не обессудьте, уважаемые мсье, но мы оцениваем то, что имеем на руках. «Can it, Doug!» Резюмируем. XIII — не No One Lives Forever , хотя при желании мог бы ей стать. Всего-то надо: вырваться из объятий душных маленьких карт и акцентировать внимание на нелинейности геймплея; уделить должное внимание развитию сюжета, нагнать побольше саспенса и превратить персонажей из плоских карикатур в героев, которым хочется сопереживать; привести в чувство больную «стелс»-механику и систему записи игр. Еще неплохо бы сделать приличный мультиплеер вместо того, что было прикручено в пресс-релизе явно ради «галочки», и пройти курс по созданию КРАСИВОГО эффекта «cel shading» у программистов, трудившихся над Pop Idol и Teenage Mutant Ninja Turtles . Интерактивная музыка и так хороша, ее можно не трогать. Ждем с нетерпением, ведь де-факто сиквел уже заявлен. А пока садитесь, Тринадцатый, «тройка». P.S. Зато здесь звучит великолепный «медляк», который напевают все, кому не лень, — от медсестры до охранника на военной базе. «Youuu can fly, youuu caaaan hiiiide…»
Дата выхода
18 нояб. 2003 г.
Разработчик
Ubisoft
,
Ubisoft Paris
,
Ubi Soft Paris
Издатель
Ubisoft Entertainment, Feral Interactive
Возрастной рейтинг
Not rated
Сайт
http://www.xiii-thegame.com

Системные требования для PC

Pentium III 700 МГц,128 Мб памяти,3D-ускоритель с 32 Мб памяти,1.2 Гб на винчестере
Pentium III 1 ГГц,256 Мб памяти,3D-ускоритель с 64 Мб памяти,2.7 Гб на винчестере
Больше…
Final Fantasy XIII Review
9 мар. 2010 г.
IGN
Final Fantasy XIII Retrospective Review
26 февр. 2018 г.
Resonant Arc
Classic Review: XIII (german)
7 нояб. 2011 г.
AltF4Games
Was The Final Fantasy 13 Trilogy a Mistake? (Thoughts On The FF13 Trilogy)
9 мар. 2016 г.
SuperButterBuns
XIII PC Game Review
28 сент. 2013 г.
GmanLives
Final Fantasy XIII Review (Part 3)
21 апр. 2013 г.
Noah Antwiler
Показать все видео
382,146 items
Дизайнер
Главные работы2
[Лоев/Мещеряков] Ретрорекверст. XIII
XIII ПРОХОЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 ХИЖИНА В ЛЕСУ
XIII НАЧАЛО! ПРОХОЖДЕНИЕ ИГРЫ
View all streams
8 items

Рецензии и комментарии XIII