Светлая тема

Рецензия на игру Zeno Clash 2

Латинская Америка — место, м-м, во многом психоделическое. Поэтому мы понимающе кивнули, когда в Zeno Clash, дебютной игре чилийской студии ACE Team, нам предложили бегать по сюрреалистичным локациям, избивать мужичков с куриными хвостами и ведрами на голове и разбираться с их главарем — огромной помесью страуса, общипанной курицы и бабы-яги по имени Папо-Мама. Это существо то ли рожало, то ли воровало детей и превращало их в одну большую разношерстую семью. И первая встреча со всей этой галлюцинацией была, как и полагается, яркой, необычной и запоминающейся. Удивительно другое: чилийцы решили повторить опыт, забыв, что уникальность первой встречи с галлюциногенами повторить нельзя.

Пересдача

Впрочем, у чилийцев были веские причины вернуться: они хотели не просто снова сыграть на одном и том же приеме, а провести полноценную работу над ошибками. Ведь при всех восторгах по поводу первой части большинство игроков признавали, что игра была слишком линейной, а драки в этих «коридорах» быстро приедались. ACE Team скооперировались с издательством Atlus и решили сделать из короткой файтинг-зарисовки практически полноценную экшен-RPG со свободным исследованием открытого мира, прокачкой, побочными квестами и коллекционированием всяких полезностей.

При этом сюрреализм и мордобой никуда не делись. Наш старый знакомый Гат теперь выступает не против Папо-Мамы, а, наоборот, хочет вытащить его-ее из тюрьмы и разобраться с неведомыми Големами, которые пришли в мир Зенозоик и начали нести сюда богомерзкую цивилизацию, включая эти самые тюрьмы. Жизнь Гата по-прежнему напоминает сон боксера, обожравшегося допинга накануне важного матча, и он продолжает непрестанно лупить толпы каких-то фриков — больших, маленьких, желтых, зеленых, с хвостами или куриными лапами, с мешками или чучелами животных на головах…

Боевую механику авторы усовершенствовали, добавив множество новых приемов вроде ударов локтями, захватов, добивающих ударов и резких контратак. Проблема лишь в том, что большинство этих приемов не востребованы. Драки удобнее решать по старой схеме: проводишь пару мощных ударов, чтобы свалить оппонента на землю, а затем тупо забиваешь его ногами.

Кроме того, арсенал тоже увеличился, и теперь куда чаще можно полагаться не на кулаки, а на заряд дроби или крепкую кувалду. Это, впрочем, не значит, что играть стало легче. Напротив, враги редко атакуют поодиночке, боеприпасы быстро заканчиваются, кувалды после 3-4 мощных ударов ломаются, да и от напарников, призываемых на подмогу, толку, как правило, мало. Zeno Clash II — по-прежнему довольно жесткий экшен. Просто он остался таким же предсказуемым и однообразным, несмотря на все ухищрения авторов. Блокируем, валим на землю, забиваем ногами, блокируем следующего, валим и т.д.

По грибы

Ситуацию должна была бы исправить возможность свободно исследовать большой сюрреалистичный мир Зенозоика, находить новые задания, новых персонажей, общаться с ними, собирать всякие бонусы и уникальную экипировку. Формально все это есть. Можно открыть большую карту, посмотреть доступные области и пойти туда искать специальные ракушки-сундуки с ценным оружием и гранатами. Или наткнуться на владельца какого-нибудь заведения, который попросит вас разобраться с бандой мародеров, посулив в обмен не менее ценные артефакты. Или можно набрести на специальный алтарь, который одарит героя очками талантов, которые можно вложить в улучшение нескольких простеньких параметров, включая силу, выносливость и лидерство (оно позволяет брать в команду более продвинутых союзников).

И вот эта возможность взять более мощного союзника в команду — практически единственное, что оправдывает существование всей этой тяжеловесной конструкции под названием «прокачка в свободном мире». Прежде всего потому, что мир этот совершенно мертв. Кроме выбегающих на нас врагов да редких бесцельно слоняющихся зверушек или прохожих в этих пустынях и городах ничего не происходит — все словно попрятались по подвалам, охранять запасы пейота от нашего Гата. И, кстати, вы можете спокойно пристрелить любого прохожего и пойти дальше: ничего вам за это не будет, даже несмотря на появление в Зенозоике института тюрьмы.

Прямо и направо

Польза от прокачки прочих параметров исчезающе мала. Побочных квестов — раз-два и обчелся, и при этом очень сложно понять, куда идти и что делать. Нормального журнала в игре нет, навигация отвратительная. Приходится ориентироваться по каким-то странным меткам, чтобы понять, попадешь ты в нужное место через этот переход или нет. Да и тотемы быстрого перемещения расставлены очень скупо.

Наконец, наша свобода ограничена самым банальным и обидным образом Гат не может прыгать, и поэтому все время упирается в какие-то стены, пригорки и насыпи, даже если с виду они ему по колено. В итоге «исследование большого мира» напоминает скорее прогулку инвалида по асфальтированным дорожкам в парке. Навигация такая сложная, а дизайн такой запутанный (ну, сюрреализм же!), что пока по этим дорожкам доберешься до выхода, возникает ощущение, что «коридорности» в сиквеле еще больше, чем в оригинале.

Конечно, не все в Zeno Clash II так печально, и здесь есть свои удачные моменты. Оригинальная файтинг-система иногда выдает потрясающие по динамике схватки, особенно с боссами. Сюжет оперирует почти философскими размышлениями и теориями. Дизайн по-прежнему феерический, а графика с переходом на Unreal Engine 3 заметно похорошела. Да и всплески фантазии чилийцев порой заставляют восхищенно цокать языком: необычный дизайн или принцип действия оружия; уникальные устройства, с помощью которых герой может направлять силу луны или солнца на врагов или на магические барьеры; пазлы, требующие использовать особую перчатку, чтобы связывать два любых предмета... Все это на какое-то время отвлекает от однообразия и созерцания мертвого мира.

* * *

Но многое из этого мы уже видели в первой части, и свежесть впечатлений ушла. Первая часть была короткой, яркой и сильной — пусть и не совершенное, но не успевающее надоесть художественное высказывание чилийских авангардистов. Здесь же мы видим попытку добавить к этому высказыванию какие-то посторонние навороты, и в итоге получилось примерно все то же самое, но искусственно затянутое, осложненное новыми проблемами, а от того лишь быстрее приедающееся.

Рецензии пользователей
на Zeno Clash 22

Сделали типа открытый мир с количественной прокачкой, а нафига? Сюжет делает больно в области логики, когда похищенных детишек со стокгольмским синдромом всё ещё тянет к насравшему в первой части папемаме, биологические родители показаны ещё более паршивыми, либо вообще предателями. Потом что-то интересное про устройство этого мира в сюжете начинает мелькать, секретные места с дополнительным раскрытием истории помогают, в принципе места красиво сделаны.

Только вот бегать по ним нудно и скучно. Главное, с чем напортачили разрабы - при переводе игры с сурса на УЕ3 они не смогли сделать нормальный разум у врагов. Если в первой части они резво наскакивали толпой, то есть сплошь ватное бодание, враги вялые и ничего не могу, из обычно надо просто долго нудно забивать. Поэтому новые приёмы рукопашки и дополнительное оружие в принципе пролетают мимо. Ещё и на чекпоинтах лечат. Могла бы быть отличная игра, продолжающая коротенькую простенькую первую часть, но дёгтя нашлёпали сюда изрядно, поэтому эту игру можно лишь пробежать посмотреть после первой части.
Обе игры оч клссные, но недооценённые 
«Недооценённая»