Светлая тема

Обзор Narcissu 1st & 2nd
от Victor Pavlov

Narcissu — это кинетическая новелла, т.е. в наличии текст, иллюстрации и музыка, но нет разветвлённого сюжета. Сюжетная линия одна и права выбора вариантов нет.

Выразительные средства тоже весьма ограничены. Иллюстрации сделаны довольно узкой горизонтальной полоской, примерно на 1/3 экрана. Обилие текста при этом, вопреки ожиданиям, не наблюдается. Обычные 2 строчки. Однако, так и было задумано разработчиком, о чём можно прочитать в комментариях. Сознательный уход от многочисленных образов, объёмных диалогов и излишних описаний. Сделан упор на размышления и воображение самого читателя новеллы. И на самом деле, новелла оказалась достаточно интересной и без буйства красок и большого количества текста.

К звуковому оформлению нареканий нет. Саундтрек состоит пусть и не из особо запоминающихся, но приятных мелодий, которые вполне можно будет слушать и отдельно от новеллы. Главная героиня озвучена (в настойках можно выбрать, как будет проходить игра — с озвучкой или без).

Что ж, пора вникнуть в сюжет (присутствуют спойлеры). Главный герой, от лица которого идёт основное повествование, — обычный двадцатилетний парень. В его жизни нет ничего экстраординарного. Он учится в институте, получает водительские права. Однако, судьба вносит свои коррективы, и у нашего ГГ обнаруживается заболевание, с которым, в общем-то, долго не живут. Тут же жизнь героя делает резкий поворот, всё меняется, и вот уже его лучшие друзья это лекарства и больничная койка, а наблюдать за миром он может только через окно палаты.

В больнице он оказывается в блоке, где находятся безнадёжные больные. Эта часть пустынна, пропитана одиночеством и ожиданием смерти. Тут-то ГГ и знакомится с такой же, как и он, смертельно больной девушкой Сецуми. Правда, это сложно назвать знакомством — их разговоры порой не насчитывают и пары фраз, друг о друге они ничего толком не знают. Сецуми так и вообще с трудом идёт на контакт.

Иногда мы имеем возможность видеть сюжетные вставки от лица девушки, из которых узнаём, что она очень долгое время находится в больнице, потеряв друзей и вообще жажду к жизни. Всё стало ужасно далёким и будто происходящим в другом мире, все простые радости ушли, уступая место постоянной депрессии и осознанию, по мнению Сецуми, собственной бесполезности. Однако, она продолжает очень много читать. Накапливать багаж знаний. В глубине души ей хочется верить, что они когда-то пригодятся. Она даже стала неплохо разбираться в автомобилях и картах дорог, а иногда даже совершает мысленные путешествия, выбирая какую-нибудь трассу и двигаясь по ней в своём воображении туда, где ей хотелось бы побывать.

Дни тянутся безумно медленно. Болезнь становится всё сильнее. А отношения героев по-прежнему не сдвинулись с места. Однако, всё меняется, когда в очередном пустом разговоре Сецуми поднимает тему смерти. Выясняется, что она не хочет умирать ни дома, ни в больнице, но подходящего места так и не нашла. С этой минуты и главный герой начинает терзаться подобными мыслями.

Однажды герои по ТВ видят прекрасное поле нарциссов, находящееся где-то чуть ли не на другом конце страны, и рождается мысль, что, например, как раз там можно закончить свой земной путь. Окунуться в красоту, вдохнуть свежий воздух и забыть обо всём. Так и начинается основная часть новеллы — путешествие.

С этого момента в новелле появляется немало параллелей с фильмом «Достучаться до небес». Двое смертельно больных людей, жить которым осталось совсем недолго, решаются во что бы то ни стало достигнуть своей цели и увидеть нечто прекрасное.

Отец главного героя, осознавая всю безнадёжность ситуации, как бы случайно оставляет сыну ключи от машины, что толкает парня на побег из больницы. Разумеется, и свою новую знакомую он берёт с собой. Вот так, в больничных пижамах, с совсем маленьким опытом вождения автомобиля и со смешной суммой денег в карманах, герои начинают своё путешествие по дорогам Японии.

Однако, в отличие от фильма, в новелле герои изначально не знают, куда бы им хотелось поехать, а то самое поле с нарциссами становится их целью только после нескольких дней мытарств. Вот тут и пригодились знания Сецуми — она стала живым навигатором, прокладывая маршрут до заветных цветов. И её денежные накопления «на чёрный день» тоже пришлись весьма кстати.

Вместе героям предстоит преодолеть несколько сотен километров, столкнуться с приятными и неприятными обстоятельствами, чтобы увидеть прекрасные нарциссы и, подобно Руди и Мартину, закончить свой путь на берегу океана. Побыть ещё немножечко живыми перед шагом в пустоту.

Итог
Новелла довольно короткая, скудная в визуальном плане и местами очень условная. Но эти, как казалось бы, недостатки только помогают сосредоточиться на главном — мы не размениваемся на излишние подробности, а просто и естественно проживаем с двумя молодыми людьми их последние дни. Мы с ними каждый отрезок пути, каждую остановку, вплоть до той, после которой мы продолжим свой жизненный путь уже без них. Они дошли до своего финала, оставив нам размышления о жизни и смерти, о человеческих ценностях и их пересмотре, о той грани, перейдя которую человек решается пусть не на большое, но всё же нарушение закона. Размышления о том, сколько среди нас таких, как наш Протагонист и Сецуми. И о том, как будет выглядеть наше собственное поле нарциссов, когда придёт время.