Светлая тема

Обзор Encased: a sci-fi post-apocalyptic RPG
Так себе
от Ыбьдус Летацрезос

Помесь Фаллаута с "Пикником на обочине", сеттингом начинает за здравие - загадочное место праотцов, серьёзный научный подход к нему, аномалии без тухлого гопнического запашка сталкера и прочих типичных постапоков. Интересный сюжетный поворот прям в начале. Хорошая сетка способностей для навыков, с перехлёстом, типа умение болтать может работать не только с харизмой, но и с разумом, если надо вести аргументированную дискуссию, или способности с уроном от фортуны или разума. Нет центральных главных атрибутов - как скорость в бою, так и общая скорость обучения зависят от нескольких вещей. Есть куча перков, в том числе требующих как очень высоких параметров, так и очень низких, то есть ботаник-хиляк или тупой как пробка везунчик будут иметь свои фишки. Для тупых здесь есть даже отдельные, закрытые для прочих, способности навыков, что должно компенсировать более низкую обучаемость. Большое количество разного оружия для каждого навыка с разными типа урона позволяют эксплуатировать слабые места врагов.

Боёвка явно взята с оглядкой на Divinity Original Sin, с решением убрать тупорылый примитивизм фуляута и сделать навороченную тактику, вот только... хороших противников для этого не завезли. Мало того, что их видов всего кот наплакал, так они ещё и слабые. Уровень моментально взлетает в небеса, потому что дают опыт здесь за всё, буквально за всё, включая сон и обыскивание ящиков. А уж за бродячих монстров вообще отвешивают лопатой. В итоге (на макс сложности, разумеется) вообще ни разу в игре не возникает ситуации, когда враги представляют хоть какую-то угрозу: что поначалу они убиваются чем угодно, что в конце игры с жутких количеством перков типа "всё идёт по плану" с критами в первый ход - врагам вообще повезёт, если до них дойдёт ход. Они ещё и тупые при этом, любят бегать просто так, они даже не приходят на помощь почти вплотную стоящим собратьям, "позвать друга" здесь отдельное для врага действие и остальные даже не почешутся, увидев как в их соседа стреляют, то есть почти все бои можно проходить, убивая всех по одному.

Далее по сюжету ни одна из ключевых фракций не становится полноценно раскрыта, видно запустение во всех последующих крупных сюжетных локациях и глобальные задания типа "сделай каждому по услуге и получи по кусочку для решения большого дела". Выглядевшая поначалу интересной система репутации оказывается почти никак не задействована. В конце есть типа большое разнообразие, но на деле тупо выбор одного из предложений сторон, части концовок часто друг другу противоречат. Сопартийцы тоже никак себя не проявляют, кроме нескольких фраз о личном после увеличения репутации. Отдельные квесты для сопартийцев? Не, не слышали.

Заканчивается всё вообще за упокой - буквально изо всех щелей в игре дует непроработанными мелочами. Сделали крутую систему улик при совершении запретных вещей, но на деле скрытность вообще нереально сильная, а кучу валяющихся вещей в жилищах людей можно спокойно брать и это не считается кражей. Даже компы можно бессовестно хакать прямо перед носом владельцем, и здесь это не объясно какой-то хитрой наноаугментацией, как в Deus Ex. И скупают торговцы всё подряд, весь вот этот натыренный хлам. Опыт дают за всё, КРОМЕ лишения врагов сознания - то есть мало того что возможности для пацифистов никак не обработаны сюжетно, так ещё и не награждаются. Кстати, обыскивать тела бессознательных тоже нельзя - это считается кражей со всеми сопутствующими ограничениями. Сопартийцы не испытывают ни жажды, ни голода, ни усталости от путешествий - система выживача не особо работает. Не почесались сделать прокрутку времени при диалоге, как в Disco Elysium. Даже когда в тексте пишут "прошло несколько часов" - время не меняется. Понятно, здесь всё не так привязано ко времени, как в Элизиуме, но всё же никакого ощущения присутствия игра не даёт. В туалетах заброшек есть вода. Вообще вся логичность игры разбивается одним простым фактом: есть мегалоаномалия на глобальной карте, СЮЖЕТНАЯ, выжигающая всем мозги, но по ней спокойно можно ходить и тебе за это не будет РОВНО НИХРЕНА! Нет элементарных QoL вещей типа автоперезарядки между боями.

Может многое из вышеперечисленного доработают патчами, всё же игра даже не такая плохая на старте - она ДАЖЕ не вылетает и не имеет критичных багов, что по меркам РПГ на старте уже офигенный прогресс. Поживём - увидим, ведь никакими патчами не исправишь то, что кучу решений в жанре, добавленных Underrail, Age of Decadence, Disco Elysium и даже тем же Оригинал Сином 2 проигнорили. Это какая-то наша детская травма, что Фуляуты 1-2 считаются хорошими играми, на которые надо равняться, а не корявыми, пускай и когда-то важными вехами в становлении сложного жанра? Никто сейчас в здравом не делает платформеры, равняясь на Питфол с атари, ртс - на Дюну 2, 3д экшены - на Вульфенштейн. Даже "закосы под ретро" обычно смотрят на представителей уже стабизировавшегося жанра. А тут в сложном жанре, которому ещё развиваться и развиваться, продолжаем клепать отсталые игры, оглядываясь на отсталую игру фиг знает какой давности.