Светлая тема

Обзор Столпы Земли
от krai_2

А что, если я скажу, что Ken Follett's The Pillars of the Earth – самая сильная работа Daedalic Entertainment? Даже с учётом того, что это не оригинальная история, а игра, основанная на книге, которой уже больше четверти века. Ведь кое в чём интерактивные медиа никогда не будут превзойдены книгами или синематографом – чувство причастности.

Безусловно, даёт знать неопытность Дедаликов в разработке чего-то, кроме обычных поинт-энд-клик приключений (и ещё для меня большой вопрос – умеют ли они делать тактические рпг: с Blackguards ещё предстоит познакомиться): «Столпы Земли» выполнена не в их привычном формате. Форма всё та же – поинт-энд-клик адвенчура, но материя теперь иная – эпизодическое приключение, подразумевающее принятие решений, влияющих на то, как история развернётся в дальнейшем. А раз форма та же, то приходится иногда тупить и не сразу находить, что где покликать (ибо всё ещё иногда приходится как минимум единожды прохаживаться по уже посещённым местам после того, как получаешь какой-то новый предмет или информацию; серьёзно, я дважды лез в прохождение только потому, что не сходил во второй раз в какую-то часть экрана, где надо было применить ну совершенно не очевидный предмет на точку, куда я уже пробовал применять что-то иное).

С технической стороны игра тоже несовершенна: есть кнопка подсветки активных зон, как часто бывает в поинт-энд-кликах, но подсвеченные зоны очень часто не совпадают с реальным местом на экране, куда нужно ткнуть. А иногда и вовсе что-то подсвечивается, но по факту на том месте ничего не оказывается. Кривовато для поинт-энд-клика, мягко говоря.

Субтитры изредка отсутствуют, хотя включены в настройках, а один раз не сдвигались с одной точки, пока не закончилась вся серия реплик персонажа. Может быть, дело в том, что я альт-табался в момент разговора (а игра в такие моменты встаёт на паузу, хотя в некоторых кат-сценах это не работает и они продолжают проигрываться, несмотря на то, насколько срочно мне нужно было отлучиться от компуктера), но так всё равно по-хорошему быть не должно.

QTE часто нелепые и ненужные (кликни шесть раз вовремя, пока парень стучит молотком по камню), но когда в момент напряжённой тишины персонаж во время лёгкого и, на первый взгляд, абсолютно ненужного QTE молча делает что-то неторопливое, медитативное, вводящее в "состояние потока", а потом резко объявляет об одной из важнейших вещей на свете, эффект получается ошарашивающий. Это мы так плавно переходим от того, за исполнение чего игру стоит поругать, к тому, за что игру можно и, по моему мнению, нужно отметить положительно.

Уже в первой "книге" (а всего их – три) «Столпы Земли» начали время от времени делать то, что может сделать только интерактивное произведение: налаживать эмпатию между игроком и персонажами, всеми по очереди, за кого дают поиграть. Некоторые могли бы поругать то, что игра заставляет делать выборы якобы на пустом месте и недостаток интерактивности в тех местах, где, казалось бы, можно было бы дать дополнительную свободу (видел даже отзывы в духе "лучше бы сделали анимационный сериал"). Но я считаю, что это лучше помогает персонажей и прочувствовать, и ими отыграть, даже если выбор где-то – это не выбор действия, а выбор мотива. ОСОБЕННО если это выбор лишь мотива или отношения к тому действию, которое неизбежно должно произойти. Или действию, которому не суждено случиться. Даже если даются варианты, глядя на которые можно подумать иначе.

Вторая книга (как и третья) на голову сильнее первой именно по этой части. Кроме этого, она вводит ещё кое-что. Со временем описания предметов и комментарии персонажей по поводу их рядового использования меняются в зависимости от умонастроения героев, от степени их сомнений, отчаяния и надежд.

Эмпатические цепи крепчают. Есть, к примеру, моменты, связанные с ожиданием. А когда ты уже сильно соединяешься чувствами с персонажем, сопереживаешь ему, испытываешь чувства изнутри него, то нетерпеливое нервозное ожидание может оказаться ничем не слабее твоего собственного реального переживания подобного рода. Приходилось ли тебе ждать свою первую девушку на первом свидании, назначенного времени первого пугающего собеседования с первым серьёзным работодателем или коротать последние бесконечные минуты в поезде перед прибытием в место, где давно не был и куда давно хотел вернуться: игра умеет подарить вот именно такое чувство. По крайней мере, со мной ей такой трюк провернуть удалось.

И кто бы мог подумать, иногда «Столпы» ненадолго становятся хоррором. Настоящим таким правильным психологическим хоррором про такие настоящие "взрослые страхи". И иногда после таких сцен я чувствовал себя полной мразью, потому что поступал определённым образом из страха за персонажа. А раз игра так сильна в установлении эмпатии, то, считай, из страха за себя. Я был малодушным трусом, как персонажи, которых я заставлял делать тот или иной выбор. Я был гордым и решительным заступником не только тогда, когда хотел так отыграть за какого-то из героев, но и когда чувствовал в себе самом достаточно силы духа. Я старался быть справедливым, примеряя на героев не только их реалии, но и память о своём прошлом.

Крайне рекомендую всем, кому интересны игры и истории в них со стороны, отличной от сугубо развлекательной. В «Столпах Земли» рассказывается история о Боге, о надежде, о сострадании, о прощении, о простых нуждах простых людей и чуть более сложных претензиях людей посложнее. Это была не в меньшей степени моя история, чем история тех, кем я играл и кто их окружал. Твоя же история может быть отлична от моей, и наверняка будет, пусть и только в деталях.

Не стоит ожидать широчайшей ветвистой песочницы. Игра всё-таки сделана на основе книги. А книги, как ни крути, всегда являются результатом влияния жизни автора и того времени, когда они пишутся. Игры в этом смысле к жизни ближе: они могут куда более наглядно, чем другие медиа, отражать вечный антагонизм фатализма и свободы воли (лучшим примером этого я всё ещё считаю серию The Longest Journey вообще и Dreamfall Chapters в частности). Даже если какие-то глобальные события происходят и приходят к определённому итогу вне зависимости от твоих попыток на них повлиять, внутри них всегда происходят менее масштабные, но ничуть не менее важные истории отдельных людей и групп. Куются судьбы тех, кто зависит от тебя, и складывается твоя история жизни, в которой важно именно то, что ты делаешь и думаешь под влиянием тех людей и обстоятельств, которыми иногда в силах управлять как и ты, так и другие.

Есть русский перевод. Он сильно не идеален, субтитры в паре случаев вообще не влезают на экран, если разрешение меньше 1920x1080, но в целом терпимо. Всё же советую придерживаться оригинала, если можно, или хотя бы внимательно слушать оригинальную звуковую дорожку.

"Помни нас за наши дела. За то, кем мы были. И, может быть, за то, кем мы старались быть."
«Взрыв мозга»
«Недооценённая»

Другие рецензию2

Хорошая игронизация книжного цикла, но невероятно скучная геймплейно игра.

Как 25 часов интерактивной книги стали для меня пыткой и испытанием. Игра, которая в самом начале подавала невероятные надежды, ко второй книге разрушила все мои первоначальные впечатления. Но давайте по порядку.

ПЛЮСЫ:

1. Рисовка. Чуть ли не основной и крупный плюс игры. Художники постарались и отрисовали замечательные фоны, этого у игры не отнять, скриншоты делать можно и даже нужно. Порой я останавливался на одном слайде, чтобы просто рассмотреть бытовую обстановку в городе\комнате. Никаких вопросов к игре с визуальной точки зрения, выглядит красиво.

2. Оригинальная озвучка. Хорошо подобранные голоса актеров озвучки к своим персонажам, слушать приятно.

МИНУСЫ:

1. Тупорылые технические ограничения. Как вам идея запретить игроку ставить ПАУЗУ ВО ВРЕМЯ ЛЮБОГО ДИАЛОГА? Классно? Сказал разработчик и сделал блок на паузу во время абсолютно всех диалогов в игре. У меня лишь один вопрос к тому, кто это догадался сделать - "ты идиoт?" Честно, ничего, кроме этого, я такому разумисту задать не могу. Куча, просто десятки случаев за 25 часов геймплея, когда мне экстренно нужно было поставить паузу во время игры, но Я НЕ МОГ, казалось бы, проскипай весь диалог, но и тут разработчик сделал ход конём (xepoм) и зачастую блокировал возможность пропускать смену анимаций и слайдов. Вы что, издеваетесь? Что это за идиoтия на ровном месте? Что за уровень мазoxизма в адрес игрока?

2. Полное отсутствие выборов. То, что вам по началу будет казаться как за свободную для отыгрыша игру - к третьей книге превратится в бесконечный коридор, в котором играет и выбирает игрок то, что за него уже выбрал разработчик. Если в этой игре и есть выборы, то, пожалуй, они лишь первые полторы книги, дальше за вас всё решает разработчик, независимо от того, что вы там навыбираете, самый показательный момент - когда мои действия привели к смерит Филипа в третьей книге, а он просто выжил, потому что разработчик просто не дал ему умереть независимо ни от чего. В чем тогда смысл какого-то отыгрыша?

3. Однообразный геймплей, тотальное отсутствие динамики. Если вы во время прохождения этой игры хотели спать, то знайте - это нормально. Динамика? Кто такая, эта ваша динамика? Да, я прекрасно понимаю, что это просто интерактивная игра-книга, НО! Всегда, абсолютно всегда есть какое-то но, если вам есть с чем сравнивать. И в данном случае сравнение для этой игры есть самое прямо и наилучшее - другая игра-книга в лице The Life and Suffering of Sir Brante, это игра, где кроме текста нет вообще НИЧЕГО, но даже она каким-то образом оказывается динамичнее и быстрее, чем Столпы Земли. Как? К моменту начала второй книги, я уже просто полу-лежа спамил ЛКМ, чтобы быстрее пропускать все эти медленные сцены и диалоги. У этой игры не просто медленный геймплей, у неё вообще динамики нет. Игра, которой явно не хватило бюджета и желания/возможности разработчика на разнообразие геймплея. То, что вы начинаете делать в первые минуты игры - к пятому часу игры заставит вас начать прожимать ЛКМ, лишь бы быстрее пропускать эти медленные, УЖАСНО МЕДЛЕННЫЕ диалоги и сцены. К концу игры весь этот монотонный, тягучий и ужасно унылый геймплей начинает душить до такой степени, что ты просто начинаешь спидранить каждую точку активности, яростно прожимая ЛКМ, чтобы скипнуть очередной унылый и бесполезный диалог. Но разработчик пошёл дальше и чуть ли не в половине сцен и диалогов - заблокировал возможность пропускать анимации. Зачем? Быть может, я играл в не в том состоянии, не в том духе, не в то время и не в том месте, но я искренне не понимаю, почему технически эта игра настолько ужасна. Т.е просто знайте, что все 20-25 часов геймплея, вы просто будете как дурaчок на каждом слайде спамить ЛКМ на каждый кружок активности. Каждый раз. Постоянно. Везде. Всегда. Это не геймплей, это, простите, дpoчь.

4. Финал\Злодей. Это полный слив. Когда в третьей книге игрок выходит на финал, этот финал сделает всё, чтобы просто разочаровать игрока. Злодей оказался пустышкой, ни на что не способной. Постоял 15 минут игрового времени в зале суда и его просто слили в унитаз. Всё. Это весь злодей в игре. Интрига, накал, который был всю вторую книгу, всё это просто рассыпалось в пыль на глазах. Что к чему? Я не знаю, как там в книге, но в адаптации в виде этой игры - финал просто ужасен.

5. Сюжетная арка Филипа. Ну и уныние... Худшая сюжетная арка во всей игре, просто максимальный i sleep геймплей и сюжет.

ПРОЧЕЕ:

1. Скомканный сюжет. Господи, как же видно, что у игры копеечный бюджет, я не читал первоисточник в лице книги, но я ОЧЕНЬ сомневаюсь, что там настолько всё в попыхах и скомканно. Бесконечные скачки на годы, десятки лет вперёд. В третьей книге начинается уже какое-то безумие и временные промежутки исчисляются десятками лет. Сильно ли это рушит погружение в игру? Не сильно, но рушит. Но самое унылое, что начинается в этой игре - вторая и третья книги. Следить за всем этим действом становится резко скучно, когда игроку в очередной раз предлагают спидранить постройку уже третьего собора.

2. Персонажи. Да, они вроде как даже запоминаются, но почему у меня на протяжении всех 25-и часов было стойкое ощущение, что все персонажи в игре ужасно поверхностные и словно второстепенные?

ИТОГ:

Странная игра... С одной стороны, это уникальный продукт, а я люблю уникальные продукты, найти аналог которым не просто. А с другой стороны, у игры явные и колоссальные проблемы с бюджетом и масштабами. То, что в книге, скорее всего, читается развернуто и полноценно - в этой игре ужасно скомкано и однотипно. Желание разработчика вместо фокусировки на одном персонаже или хотя-бы паре, привели к тому, что игрок мечется из главы в главу, из персонажа в персонажа - из книги в книгу. Всё это негативно сказывается на погружении в историю и откровенно слабо и плохо описывает играбельных персонажей. Я однозначно не могу сказать, что это плохая игра, но она очень, очень медленная и однообразная. В ней ужасно скомканный сюжет и отвратительная мотивация для героев, ужасный финал и омерзительная техническая часть, как-бы я не хотел, но поставить выше 5 баллов такому продукту вообще невозможно. Очень много спорных и унылых геймдизайнерских решений, которые нужно было выпиливать под корень.

В любом случае, я рекомендую эту игру как минимум для ознакомления, ибо подобных ей крайне мало в современном геймдеве. Но знайте, что геймплей этой игры, мягко сказать, может отправить вас спать.

5\10
Больше…
«Скууука»
«Слава богу, можно вычёркивать»