Светлая тема

Обзор Столпы Земли
от krai_2

А что, если я скажу, что Ken Follett's The Pillars of the Earth – самая сильная работа Daedalic Entertainment? Даже с учётом того, что это не оригинальная история, а игра, основанная на книге, которой уже больше четверти века. Ведь кое в чём интерактивные медиа никогда не будут превзойдены книгами или синематографом – чувство причастности.

Безусловно, даёт знать неопытность Дедаликов в разработке чего-то, кроме обычных поинт-энд-клик приключений (и ещё для меня большой вопрос – умеют ли они делать тактические рпг: с Blackguards ещё предстоит познакомиться): «Столпы Земли» выполнена не в их привычном формате. Форма всё та же – поинт-энд-клик адвенчура, но материя теперь иная – эпизодическое приключение, подразумевающее принятие решений, влияющих на то, как история развернётся в дальнейшем. А раз форма та же, то приходится иногда тупить и не сразу находить, что где покликать (ибо всё ещё иногда приходится как минимум единожды прохаживаться по уже посещённым местам после того, как получаешь какой-то новый предмет или информацию; серьёзно, я дважды лез в прохождение только потому, что не сходил во второй раз в какую-то часть экрана, где надо было применить ну совершенно не очевидный предмет на точку, куда я уже пробовал применять что-то иное).

С технической стороны игра тоже несовершенна: есть кнопка подсветки активных зон, как часто бывает в поинт-энд-кликах, но подсвеченные зоны очень часто не совпадают с реальным местом на экране, куда нужно ткнуть. А иногда и вовсе что-то подсвечивается, но по факту на том месте ничего не оказывается. Кривовато для поинт-энд-клика, мягко говоря.

Субтитры изредка отсутствуют, хотя включены в настройках, а один раз не сдвигались с одной точки, пока не закончилась вся серия реплик персонажа. Может быть, дело в том, что я альт-табался в момент разговора (а игра в такие моменты встаёт на паузу, хотя в некоторых кат-сценах это не работает и они продолжают проигрываться, несмотря на то, насколько срочно мне нужно было отлучиться от компуктера), но так всё равно по-хорошему быть не должно.

QTE часто нелепые и ненужные (кликни шесть раз вовремя, пока парень стучит молотком по камню), но когда в момент напряжённой тишины персонаж во время лёгкого и, на первый взгляд, абсолютно ненужного QTE молча делает что-то неторопливое, медитативное, вводящее в "состояние потока", а потом резко объявляет об одной из важнейших вещей на свете, эффект получается ошарашивающий. Это мы так плавно переходим от того, за исполнение чего игру стоит поругать, к тому, за что игру можно и, по моему мнению, нужно отметить положительно.

Уже в первой "книге" (а всего их – три) «Столпы Земли» начали время от времени делать то, что может сделать только интерактивное произведение: налаживать эмпатию между игроком и персонажами, всеми по очереди, за кого дают поиграть. Некоторые могли бы поругать то, что игра заставляет делать выборы якобы на пустом месте и недостаток интерактивности в тех местах, где, казалось бы, можно было бы дать дополнительную свободу (видел даже отзывы в духе "лучше бы сделали анимационный сериал"). Но я считаю, что это лучше помогает персонажей и прочувствовать, и ими отыграть, даже если выбор где-то – это не выбор действия, а выбор мотива. ОСОБЕННО если это выбор лишь мотива или отношения к тому действию, которое неизбежно должно произойти. Или действию, которому не суждено случиться. Даже если даются варианты, глядя на которые можно подумать иначе.

Вторая книга (как и третья) на голову сильнее первой именно по этой части. Кроме этого, она вводит ещё кое-что. Со временем описания предметов и комментарии персонажей по поводу их рядового использования меняются в зависимости от умонастроения героев, от степени их сомнений, отчаяния и надежд.

Эмпатические цепи крепчают. Есть, к примеру, моменты, связанные с ожиданием. А когда ты уже сильно соединяешься чувствами с персонажем, сопереживаешь ему, испытываешь чувства изнутри него, то нетерпеливое нервозное ожидание может оказаться ничем не слабее твоего собственного реального переживания подобного рода. Приходилось ли тебе ждать свою первую девушку на первом свидании, назначенного времени первого пугающего собеседования с первым серьёзным работодателем или коротать последние бесконечные минуты в поезде перед прибытием в место, где давно не был и куда давно хотел вернуться: игра умеет подарить вот именно такое чувство. По крайней мере, со мной ей такой трюк провернуть удалось.

И кто бы мог подумать, иногда «Столпы» ненадолго становятся хоррором. Настоящим таким правильным психологическим хоррором про такие настоящие "взрослые страхи". И иногда после таких сцен я чувствовал себя полной мразью, потому что поступал определённым образом из страха за персонажа. А раз игра так сильна в установлении эмпатии, то, считай, из страха за себя. Я был малодушным трусом, как персонажи, которых я заставлял делать тот или иной выбор. Я был гордым и решительным заступником не только тогда, когда хотел так отыграть за какого-то из героев, но и когда чувствовал в себе самом достаточно силы духа. Я старался быть справедливым, примеряя на героев не только их реалии, но и память о своём прошлом.

Крайне рекомендую всем, кому интересны игры и истории в них со стороны, отличной от сугубо развлекательной. В «Столпах Земли» рассказывается история о Боге, о надежде, о сострадании, о прощении, о простых нуждах простых людей и чуть более сложных претензиях людей посложнее. Это была не в меньшей степени моя история, чем история тех, кем я играл и кто их окружал. Твоя же история может быть отлична от моей, и наверняка будет, пусть и только в деталях.

Не стоит ожидать широчайшей ветвистой песочницы. Игра всё-таки сделана на основе книги. А книги, как ни крути, всегда являются результатом влияния жизни автора и того времени, когда они пишутся. Игры в этом смысле к жизни ближе: они могут куда более наглядно, чем другие медиа, отражать вечный антагонизм фатализма и свободы воли (лучшим примером этого я всё ещё считаю серию The Longest Journey вообще и Dreamfall Chapters в частности). Даже если какие-то глобальные события происходят и приходят к определённому итогу вне зависимости от твоих попыток на них повлиять, внутри них всегда происходят менее масштабные, но ничуть не менее важные истории отдельных людей и групп. Куются судьбы тех, кто зависит от тебя, и складывается твоя история жизни, в которой важно именно то, что ты делаешь и думаешь под влиянием тех людей и обстоятельств, которыми иногда в силах управлять как и ты, так и другие.

Есть русский перевод. Он сильно не идеален, субтитры в паре случаев вообще не влезают на экран, если разрешение меньше 1920x1080, но в целом терпимо. Всё же советую придерживаться оригинала, если можно, или хотя бы внимательно слушать оригинальную звуковую дорожку.

"Помни нас за наши дела. За то, кем мы были. И, может быть, за то, кем мы старались быть."
«Взрыв мозга»
«Недооценённая»