Светлая тема

Обзор Cultist Simulator
Шедевр
от Reccorn

Присаживайтесь, разложите карты на стол и не забудьте сказать лакею, чтобы держал папиросы неподалеку, а чайник нагретым, торопиться вам некуда. Вас ждет 30 меланхоличных часов тайм-менеджмента, чтения оккультных писаний, экспедиций по всему свету и древних ритуалов - все ради написания истории своего культа и, конечно же, бессмертия. Только, пожалуйста, постарайтесь не сойти с ума.

В начале нужно будет выбрать "статус" вашего персонажа, от этого зависят способы вашего начального заработка и как вы узнаете, что мир полон вещей, недоступных простому смертному: безработный, юный бонвиван, получивший наследство, детектив и т.д. Не все типы будут доступны сразу, например, чтобы сыграть за врача, нужно, чтобы в предыдущей партии ваш культист сошел с ума, или был арестован, и тогда станет доступен детектив. А дальше будет как основной плюс, так и главный недостаток КультСима : у вас есть цель - возвыситься и стать бессмертным, а как этого достичь? Придется экспериментировать, совершать ошибки, умирать и начинать с начала. До первой своей продолжительной партии я начинал новую игру раз 6, и то без вики еще многое было непонятно!

Геймплей по своей сути прост, но нужно потратить время, чтобы освоиться. Перед вами стол с вашими картами. Карты - это вся жизнь вашего культиста, ими обозначены все элементы игры: ваше здоровье и деньги, изученные умения, состояния героя вроде спокойствия или ужаса, персонажи, как сторонники, так и враги, различные предметы и локации, даже ваша профессия обозначена картой. Для работы с этими картами на столе расположены "ячейки действия", куда нужно будет вставлять карты: разговор, работа, изучение, сон, исследование. Проще объяснить, как это работает, напримере. У вас есть карта вашей профессии и человека, карту профессии перетаскиваем в ячейку "Работа", чтобы заработать денег, а карту человека в ячейку "Разговор", чтобы побеседовать с ним. Во время разговора вы узнаете о месте, где можно купить необычные книги, а значит получаем карту книжного магазина. Отправляем карту магазина в ячейку "Исследование", добавляем еще карту монеты(обозначает наши деньги), чтобы купить книгу, получаем соответствующую карту. Карту книги вставляем в "Изучение", получаем карту древних знаний, она понадобится для наших культистских делишек, но эти знания оказались настолько кошмарны, что еще нам досталась карта ужаса. Лучший способ избавиться от состояния ужаса это спокойствие, чтобы получить его, покупаем опиум и высыпаемся - берем карту монеты и перетаскиваем ее в ячейку "Сон".
Также у большинства карт(предметы, последователи, древние знания) есть особые свойства - аспекты. От выбора этих свойств зависит ваш путь к бессмертию, направленность культа, специальность последователей др. Последователь с аспектом "кинжал" поможет, если проблему нужно решить грубой силой, выбрав для возвышения аспект "фонарь", вы откроете путь к бессмертию через просветление. Эти аспекты являются основой почти всей игры, пара партий и вы разберетесь, что от чего зависит.
Вот такими махинациями вам придется искать последоватеоей культа, отправлять их в экспедиции, изучать книги, совершать ритуалы, посещать мистический мир во сне и преодолевать препятствия. А мешать вам игра будет. Мало того, что вам постоянно нужны деньги, чтобы ваш герой не умер от голода, нужно следить, чтобы не накопилось много карт негативных состояний, иначе вы рискуете погрязнуть в собственных кошмарах и сойти с ума или просто умереть от болезни. Через какое-то время вами заинтересуется полиция и начнет собирать улики, чтобы засадить вас за решетку, придется отправлять последователей, чтобы избавиться от нежелательных улик или доставших ищеек.
Но ваш главный враг - время, и немного рандом. Все действия происходят немгновенно, а требуеют какого-то времени на выполнение. Многие карты не вечны и исчезнут или преврятятся в другие спустя пару минут, что не всегда, кстати, плохо(вы захотите, чтобы некоторые карты, например "дурная слава", пропали со стола поскорее). Во время игры постоянно нужно следить, когда пропадут карты, сколько будет идти экспедиция, самый долгий процесс в игре. Придется рассчитывать время, планировать, чем заниматься во время партии: лучше не пойти на работу, а совершить важный ритуал, пока не пропала нужная для него карта, которую вы искали в мистическом мире "Мансусе" полдня. У меня победные партии отняли больше 20 часов!! А ведь после победы доступна новая игра с новыми механиками, все по новой!
Сложности еще добавляет отсутствие локализации. Порой подсказки написаны в описаниях карт или ваших действий, но игра написана на непростом литературном английском( кто играл в Fallen London, от того же Алексиса Кеннеди, поймет), иногда без словаря не обойтись. Но сейчас в стиме уже должен быть доступен перевод в бета-режиме. Насчет качества перевода не могу ничего сказать, так как играю на телефоне, а до малых экранов локализация, как и DLC, доберется не скоро.
Но хардкорной КультСим все равно не назовешь, через какое-то вы освоитесь, научитесь зарабатывать кучу денег, обманывать полицию, оставаться в здравом уме и не беспокоиться о времени, вы будете под меланхоличный саундтрек(из музыки в игре всего 2-3 тихих композиции, но за десятки часов они не успели мне надоесть) идти к возвышению, получая удовольствие от самого процесса.

А чтобы насладиться игрой в полной мере, нужно бросать себе вызов (я, к примеру, всю партию пытался переманить детектива на свою сторону, в итоге он решил сам возвыситься и ставил мне палки в колеса), а также создавать себе историю самому. Да, авторы увлекательно описывают лор мира, экспедиции, персонажей, но многое остается "за кадром", так что нужно додумать происходящее, представить, что ты и правда глава культа, вообразить себе эти путешествия в другие страны, иные миры, переживания из-за полиции, следящей за каждым вашим шагом, беседы с последователями, которые ,кстати, могут вам нравится просто из-за внешнего вида на портрете, или раздражать, потому что "Идиот, у тебя было одно задание  и ты его провалил уже в четвертый раз! Пожертвую тобой, чтобы вызвать древнее божество, хоть какая-то от тебя польза будет!". Так перед вами откроется интерактивная книга с огромной вариативностью, история вашего собственного культа, история вашего возвышения, и пишите ее вы сами.

Эта смесь настольной карточной игры, стратегии и текстовой новеллы увлекла меня на долгие, замечательные десятки часов и увлечет еще с выходом DLC. Игравшие в This is the Police смогут понять, что за зверь этот Симулятор Культиста, есть некоторые сходства. 
С нетерпением жду следующую игру Weather Factory, Book of Hours.

Приятных чаепитий с богами и открытий в Мансусе!
«Не могу перестать играть»
«Откинуться и расслабиться»
«Недооценённая»
«Пройдено не раз»