Светлая тема

Рецензия на игру A Story About My Uncle

Название Story About My Uncle («История про моего дядю») обманчиво. Собственно история здесь крошечная, на полтора абзаца, и не столько о дяде, сколько о погоне за ним сквозь красочный фантастический мир. Игра студии Gone North Games — редкий зверь: это платформер от первого лица, который наверняка понравится тем, кто скучал за Mirror’s Edge. Но если приключения Фэйт были разыграны по правилам паркура, то безымянный герой A Story About My Uncle порхает совсем в другой лиге. Все потому, что он — плод противоестественной любви между Человеком-пауком, кенгуру и Суперменом.

Куда летит мой самолет

Однажды дядя нашего героя — изобретатель, путешественник и визионер по имени Фред — пропал без вести. Он и раньше мог надолго исчезнуть из виду, но всегда присылал своему племяннику открытки из разных уголков планеты. На этот раз — ни строчки. Парень устал ждать да гадать, какая судьба постигла любимого дядюшку, и сделал то, что сделал бы любой уважающий себя племянник: проник в квартиру пропавшего родича, обшарил там все шкафы, нашел особый костюм, надел его и попал в иное измерение.

Новый мир оказался цепью живописных островков, парящих над пропастью. На островках растут пальмы и яркие грибы, порхают бабочки и шумят маленькие водопады. В этом райском саду игрока спускают с поводка — выясняется, что особый костюм из дядиного шкафа дарует его обладателю выдающиеся способности к прыжкам и карабканью. Теперь племянник может обставить любого олимпийского чемпиона по прыжкам в длину и высоту — правда, с риском для жизни. Промахнувшись мимо платформы, наш герой сгинет в туманной бездне. Хорошо, что чекпойнты всегда неподалеку.

Освоить прыжки — это только полдела. Костюм оснащен еще и энергетическим крюком, которым можно цепляться за всевозможные поверхности и подтягиваться к цели. Поначалу у него только один заряд, но впоследствии запас вырастет до трех бросков подряд, и тогда наш прыгучий протагонист станет похож на неонового Человека-паука. Вот он прыгнул с разбега с обрыва, зацепился энергетической «паутиной» за летающий кругами камушек, потом за ненадежный сталактит в пещере (они отваливаются, если долго на них висеть), потом еще за один камушек, и мягко спланировал на ближайший островок. Костюм перезаряжается, стоит нам оказаться на твердой земле. 

Барон Мюнхгаузен любил рассказывать, как собственноручно вытащил себя из болота за волосы. Герой A Story About My Uncle принимает вызов — однажды он найдет сапоги-джетпаки и научится с ревом вырывать свое тело из объятий бездны. Поддавая жару сапогами,  хочется с восторгом завопить «Бесконечность не предел!». Или хотя бы сделать серьезное, героическое лицо, как у Супермена. Джетпак — последний винтик в механике игры. Дальше нам предстоит комбинировать свои умения, чтобы покорять один воздушный маршрут за другим.

Где твои крылья?

След дяди ведет племянника по громадным, безлюдным пещерам, в деревню загадочных антропоморфных существ с генами не то лягушки, не то саламандры. Они приветливы и доброжелательны, их кожа синего цвета, а свои жилища они строят из отходов и мусора нашего мира. Герой быстро подружится с Мэдди, милой девочкой с разбитым пенсне на шее — видимо, она носит его как украшение. Мэдди тоже знала Фреда, и хочет помочь найти его. Вместе с девочкой на плечах мы продолжим свой путь — он, наконец-то, лежит из пещер на волю, в поднебесный город с дирижаблями и мельницами.

В закоулках уровней племянника ждут интерактивные предметы, которые расскажут чуть больше о сгинувшем родственнике. Откровения эти довольно необязательные — ну, вроде истории о том, как Фред по ошибке приволок домой яйца москитов и наутро проснулся весь покусанный. Таких остановок немного и, по правде говоря, в A Story About My Uncle не хочется останавливаться. Это очень драйвовая игра, которая дышит полетом — стоит поймать ее ритм, и ты не сможешь оторваться до финальных титров (их, к слову, стоит досмотреть до конца — там спрятана маленькая сентиментальная сценка).

Платформер Gone North Games не заставляет нас ломать голову над маршрутом: приземлился, огляделся, полетел дальше. Дизайн уровней прост, нагляден, и никто не принуждает племянника идти строго по следам крюка дяди — в какой-то момент ты можешь спрыгнуть с обрыва и выдумать собственный маршрут, импровизируя, ошибаясь, и исправляя свои промахи прямо на лету. Разве что под конец, в ледяных пещерах, сложность возрастет, и свернуть будет некуда — цепляться за любые поверхности здесь нельзя, потому что вокруг слишком толстый лед. Зато здесь герой научится последнему трюку — подзарядке костюма в воздухе, не касаясь земли. 

Врагов в игре фактически нет. Единственное враждебное существо гнездится в пещере — огромный одноглазый червь с могучими легкими. Если он заметит тебя, то сдует в пропасть. Но встреча с пещерным циклопом коротка, да и пройти мимо него несложно — он любит вздремнуть. A Story About My Uncle вообще довольно скоротечный опыт — игра пролетается буквально за пару-тройку часов, а у тебя ведь только отросли и окрепли крылья!

***

От полета всякий раз захватывает дух, и восторг не выветривается к концу игры — сюда немедленно хочется вернуться. A Story About My Uncle нужно прописывать детям, которые боятся высоты, и взрослым, которые боятся всего на свете. Игра учит дышать свободно и радостно, полной грудью. Вот ты стоишь на краю бездны, любуешься небом и горизонтом, а потом без страха прыгаешь, потому что знаешь — воздух выдержит только тех, кто верит в себя.

Рецензии пользователей
на A Story About My Uncle2

Главным героем этой игры и одновременно закадровым рассказчиком является племянник неизвестно куда пропавшего дяди Фрэда. Сюжет подаётся как история из его прошлого — уже взрослый мужчина рассказывает своей дочке (и нам за компанию) о том, как он, будучи ещё подростком, отправился на поиски своего дяди.

Начнём с того, что дядя Фрэд — человек непростой. Это гениальный учёный-изобретатель, одержимый своими исследованиями. Разумеется, племяннику не составило труда сложить два и два и догадаться, что исчезновение дяди напрямую связано с тем, над чем он работал. Быстренько оббежав опустевший дом, служивший родственнику лабораторией, герой находит футуристический чудо-комбинезон, который, на удивление, оказался ему впору. Подгоняемый любопытством, парень незамедлительно облачается в спецкостюмчик и продолжает высматривать хоть какие-то зацепки для начала поисков. Его внимание привлекает непонятное устройство, от которого так и веет тайной. Племянник решительно активирует загадочную машину, оказавшуюся порталом в другой, совершенно невообразимый и фантастический мир.

Первое, что сразу бросается в глаза на новом месте — это пространство. Вот мы были в обычном доме, а сейчас вроде как и в пещере, но в невероятно просторной. Каменные глыбы и целые островки, висящие в воздухе, шаткие мостики на головокружительной высоте, непонятные символы вокруг… Что ж, дороги назад нет и надо начинать путешествие.

Передвижение по этому миру связано с преодолением довольно внушительных расстояний, между начальной и конечной точкой которых лежит порой только бездна. Тут-то мы и понимаем, насколько крутой костюм нам оставил дядюшка. Благодаря комбинезону можно хорошенько разогнаться, очень далеко и высоко прыгнуть, но самое главное — использовать силовой энергетический крюк, с помощью которого можно цепляться за разные поверхности, подтягивая себя к точке прикрепления луча. При определённой сноровке можно лихо пролететь через всю локацию, вообще не касаясь ногами земли. В этом и заключается вся суть здешнего геймплея — добраться из точки А в точку Б, используя возможности костюма применительно к особенностям локации. Простор, ощущение полёта и свист ветра в ушах прилагаются.

Немного освоившись с механикой, мы выходим на след дяди Фрэда — тут и там на нашем пути начинают попадаться «стоянки», где дядя проводил опыты, ночевал или просто переводил дух. Если быть наблюдательным, то можно найти такие стоянки и в скрытых местах, являющихся своего рода секретками — предметы, добытые там, собираются в коллекции и в итоге засчитываются ачивками. Впрочем, можно на всё это не заморачиваться, а со всех ног бежать дальше, навстречу ветру и приключениям. Ведь перебирать брошенные вещи, которые тысячу раз видел в своём мире, не так интересно, как шагать навстречу неизведанному. И эта встреча не заставляет себя долго ждать. Только-только преодолев первые, пока ещё довольно простые препятствия, герой сталкивается лицом к лицу с местной обитательницей — энергичной и непоседливой синеволосой девчушкой Мэдди.

Вопреки ожиданиям, Мэдди вовсе не удивилась, увидев человека. Как оказалось, она была знакома с дядей Фрэдом и помогала ему осваиваться в этом мире. Так что и нам не обойтись без поддержки со стороны этой шумной и неугомонной особы. Мэдди приводит нас в деревню своих сородичей, знакомит со старейшиной и помогает разобраться с тем, куда двигаться дальше. Таким образом, в одно мгновение новая знакомая становится нашей спутницей в путешествии. Усевшись на спину парню, Мэдди незримо сопровождает нас и даёт порой ценные советы. Она может читать непонятные символы или предлагать хитрые испытания в процессе преодоления препятствий, но чаще просто тараторит обо всём на свете. Тем не менее, вместе веселее, так что можно и простить любопытной девчонке её болтливость.

Так, шаг за шагом, прыжок за прыжком, герой становится всё ближе к концу своего поиска. Локации становятся всё крупнее, препятствия всё сложнее. На пути встретятся и новые загадки, и ещё одна деревня (там позволят полетать на дирижабле, ух), и даже один-единственный за всю игру враг. Огромное злобное существо способно убить на раз, но сражаться с ним не придётся. Достаточно просто обойти его, используя свои способности и умение замереть в нужный момент, т.к. чудище реагирует на движение. В остальном же нашим основным врагом в игре является сам мир, в котором нет лёгких путей. Однако достаточно немного подумать и немного наловчиться, чтобы с честью преодолеть все испытания. А наградой станет долгожданная встреча с дядей Фрэдом.

Что ж, теперь пара слов о плюсах и минусах игры. Их в моём видении примерно поровну, что отчасти объясняется инди-происхождением игры, которое, несомненно, довольно заметно. Так что преимущества и недостатки проекта стоит, пожалуй, рассматривать без отрыва друг от друга. Начнём по порядку.

Визуальная составляющая довольно неплоха. Графика хоть звёзд с неба не хватает, но всё же выглядит достойно. Локации сделаны с размахом и проработаны весьма качественно. Да и атмосфера создаётся очень подходящая. Однако эта масштабность, к сожалению, с лихвой компенсируется некой однообразностью локаций и общей пустынностью мира. Понятное дело, что в таких условиях даже аборигенам жить трудно, но всё же две деревни на всю игру — это маловато. Правда, когда попадаешь в эти деревни, то практически все вопросы снимаются. Мало того, что модели местных жителей оставляют желать лучшего, так ещё и поселения их совсем небольшие, так что возможностей побродить и посмотреть на быт и занятия аборигенов почти нет. Да и беседу с ними особо не заведёшь. Так что если даже и пролетишь галопом по поселениям, то ничего не потеряешь.

Музыкальное сопровождение в игре для меня было как-то незаметно. Вроде и не так уж плохо, но и вспомнить особо нечего.

Геймплей. Собственно, тот стержень, на котором вся игра и держится. Игровая механика позволяет легко передвигаться по большим открытым пространствам, что по-настоящему интересно и увлекательно. Радует, что делать это нужно вдумчиво, планируя свои действия, а не просто быстро и на рефлексах. Есть время приостановиться и поразмышлять. Приятно. Однако через какое-то время начинаешь понимать, что это предел. Геймплей однообразный и по факту не содержит кроме этой небесной акробатики ничего. Путь из точки А в точку Б фактически всегда только один, никакой вариативности. А она бы определённо хоть немного оживила процесс, чтобы он оставался интересным как можно дольше. Даже то самое ощущение полёта и свиста ветра в ушах гораздо сильнее в старой-доброй Mirrors Edge, чем тут. Впрочем, особо устать от всего этого игрок не успеет — игра проходится меньше, чем за 4 часа. И, увы, концовка, объективно, вполне может разочаровать.

Ещё одна особенность — в игре довольно сложные в получении ачивки. Можно пройти всю игру и не получить при этом ни одного достижения. У меня именно так и вышло. Вот только проходить основной сюжет снова, ровно как и открытые после первого прохождения отдельные испытания, совсем не хочется. Эта игра, обладая рядом бесспорных плюсов, стала для меня хоть и крепким середнячком, но всё же одноразовым. Очень жаль, особенно учитывая то, что игра, являясь своего рода воплощением давней прекрасной мечты человека о полёте, позволяет с вызовом взглянуть в бескрайнюю пустоту и смело совершить следующий безумный прыжок.
Больше…
История о моем дяде. Очень приятный рассказ с очень интересным, но не менее надоедливым геймплеем после часа игры. Главная перчатка позволяет прицепляться к определенным поверхностях и благодаря элементарной физике, начинаешь парить.. и падать, очень много падать. Благо игра заканчивается в тот момент, когда надо.