- Главная/
- Игры/
- Alea Jacta Est/
- Рецензия
Французы из AGEod — редкие представители вида человеколюбивых создателей воргеймов. Их проекты всегда отличает хороший баланс между сложностью и интересностью. Да и внешне Birth of America с наследницами приятны, не то что страшилища, расположившиеся по соседству в каталоге Matrix Games. Несколько лет авторы успешно скакали по эпохам, выпуская одну и ту же игру в разных обложках. Обожглись они, лишь когда замахнулись на нечто большее — из Pride of Nations вышла посредственная глобальная стратегия. Теперь AGEod сдала назад. Грубо говоря, Alea Jacta Est — этакая «Napoleon's Campaigns про Древний Рим».
В нерешительности перед Рубиконом
Разработчики никогда не обделяли любителей хищно взглянуть на карту античного мира. Доморощенные императоры строили сверхдержавы в Средиземноморье еще в Centurion: Defender of Rome, а затем — в Pax Romana, Rome: Total War и Europa Universalis: Rome. Alea Jacta Est — игра немного другого плана. Она затрагивает только один период истории Города — гражданские войны с 87 года до нашей эры по 197 год н.э.
Именно военные кампании — конек AGEod. Здесь главная задача — расставить фишки легионов так, чтобы навязать противнику бой на выгодных условиях. Когда приказы отданы и нажата кнопка «Конец хода», вмешаться в их исполнение уже нельзя — надо ждать развязки. К слову, шевелит мозгами компьютер тут шустро, не то что в Pride of Nations.
В отличие от нескольких предыдущих проектов студии, где обращаться к генералам разрешали раз в пару недель, Alea Jacta Est заставляет просчитывать варианты на месяц вперед. Думать над каждым маневром приходится дольше. Ведь, к примеру, перебои с провиантом оставят от вашего войска рожки да ножки.
Система снабжения вообще требует постоянного внимания. Загнали большую армию в регион, где ей не «прокормиться»? Тогда тащите туда обозы вручную, иначе быть беде. Зато мороки со штурмом крепостей в Alea Jacta Est меньше (по крайней мере, за римлян) — легионеры мастерят осадные орудия из подручных материалов.
В перерывах между битвами игрок принимает политические решения, как, скажем, в Revolution Under Siege: проводит гладиаторские бои, заключает альянсы с варварами, тратит деньги на пропаганду. Одни действия влияют на единственную провинцию, другие — на всю империю. Конечно, в первую очередь победа куется на полях сражений, но работа в тылу порой склоняет чашу весов в вашу пользу. А сделать партии более непредсказуемыми помогают случайные события в духе Europa Universalis.
Пяти доступных кампаний хватит надолго. Некоторые можно пройти за три стороны конфликта, причем впечатления от них сильно разнятся (управлять понтийцами явно сложнее). В начале следующего года AGEod планирует выпустить дополнение, посвященное завоеванию Италии и первой Пунической войне, после чего французы охватят противостояние с Парфянским царством.
* * *
В итоге из Alea Jacta Est должна вырасти своего рода интерактивная панорама, которая позволит проследить историю Рима от его рождения до упадка. Те, кого еще не утомил однотипный игровой процесс от AGEod, наверняка будут в восторге.