Светлая тема

Рецензия на игру Batman: Летопись Аркхема

Недостаточно просто надеть костюм с плащом и сесть за руль Бэтмобиля, чтобы стать Бэтменом. Равно как и недостаточно просто поставить в название игры «Arkham-что-нибудь», чтобы получилось так же круто, как у Rocksteady. Но вот вам загадка, достойная Эдварда Нигмы: если сделать все точь-в-точь как у Rocksteady, будет ли этого достаточно??

Идентичный натуральному

Чтобы сразу был понятен расклад: лондонская студия Rocksteady, создавшая первые две игры в серии Arkham, к третьему эпизоду прямого отношения не имеет. Сейчас они, по всей видимости, готовят Темного Рыцаря к next-gen, но делают это пока что молча. Arkham Origins — приквел, в котором Бэтмен впервые знакомится с Джокером, — разрабатывался по другую сторону Атлантики, силами Warner Bros. Games Montréal. Эту студию сформировали в 2010 году, и до Origins она была известна только тем, что портировала Arkham City на Wii U.

Что ж, история знала примеры, когда подмастерьям удавалось блестяще продолжить дело мастеров — вспомним ту же 343 Industries и их великолепную Halo 4. Поначалу, правда, Origins не производит такого впечатления: канадцы слишком долго запрягают, история стартует вяло. Это особенно заметно в сравнении с тем, как ловко у Rocksteady получалось совмещать банальные туториалы с эффектной сюжетной завязкой. Начинает казаться, что издатель допустил роковую ошибку, доверив такую важную франшизу новичкам.

Мало-помалу интрига все же раскочегаривается; просыпается любопытство — что дальше? Бэтмен выходит на просторы заснеженного Готэма, расправляет свои черные крылья, ломает десяток-другой бандитских челюстей — и ты чувствуешь себя как дома. Даже слишком. Довольно быстро становится ясно, что, помимо сюжета, Origins отличается от предыдущей игры лишь мелочами — слегка другой набор гаджетов, кое-какие новые противники, иная система прокачки.

В этом есть определенная логика приквела: было бы странно, если бы Бэтмен умел здесь что-то такое, чему через пять лет разучился бы. Есть и деловая логика издателя: пока проверенные специалисты осваивают новые горизонты, стажерам можно поручить безопасное повторение пройденного. Остается вопрос, насколько эта логика близка потребителю.

Как человек, вложивший в Arkham City не один десяток часов, скажу, что играть в Arkham Origins все-таки интереснее, чем заново проходить бэтменовские приключения двухлетней давности. Причем интереснее не из-за того, что игровая карта стала больше или увеличилось количество побочных заданий. Причина все та же: геймплей чертовски хорош. Интерес к игре поддерживают не только сюжетные перипетии или яркие поединки с боссами, а даже рядовые уличные потасовки — в каждой достаточно элементов неожиданности. Да что там — приятно даже просто летать по Готэму.

Rocksteady создали набор великолепных игровых механик, и канадским копиистам надо было лишь аккуратно окружить эту конструкцию подходящим контентом. Они достойно справились с этой задачей.

Брюс Немогущий

Что делать, когда формула одиночной игры изменению не подлежит, а покупателю надо все-таки предложить что-то новое? Конечно же, прикрутить мультиплеер. Даже если он во франшизе изначально не предусмотрен. Для прикручивания наняли подрядчика — английскую студию Splash Damage, известную приличными сетевыми шутерами Wolfenstein: Enemy Territory, Enemy Territory: Quake Warsи стильным, но недоделанным Brink.

Шутерная специализация конторы дает себя знать. В единственном пока что игровом режиме банды Джокера и Бэйна ведут осторожные перестрелки из-за укрытий, а Бэтмен и Робин (на их роли случайным образом выбираются два игрока из восьми) в стелс-режиме пытаются им помешать. Если бандиты успешно выполнят задачи, поставленные на карте, то один из игроков станет Джокером или Бэйном и получит огневое преимущество. Если же Бэтмену и Робину удастся незаметно вырубить достаточное количество преступников, то те «в ужасе разбегутся».

С заковыристой жанровой смесью англичане справилась в лучшем случае на тройку с минусом — сомнительный баланс, капризное управление, переусложненный дизайн уровней. Мультиплеер выглядит как сырая бета, не в последнюю очередь из-за обилия багов: сетевой режим отказывался запускаться, пока я не выключил графические финтифлюшки DX11; на стадии загрузки у многих, как и у меня, случались зависания или обрывы связи, из-за чего команды то и дело оказываются недоукомплектованными.

Асимметричная комбинация шутера и стелса встречалась нам совсем недавно — в превосходном режиме Mercs vs. Spies из Splinter Cell: Blacklist. На этом фоне сочиненная Splash Damage забава выглядит просто жалко. Шорты, в которые с грехом пополам превратились бэтменовские брюки, оказались далеки от элегантности, увы.

В коммуне остановка

Не считая вялого вступления и мультиплеерного фиаско, Origins разыграна как по нотам. Тон и темп повествования, объем экспозиции, визуальный и музыкальный стили, дизайн и реплики персонажей — все чуть-чуть другое, но вполне в русле, заданном играми Rocksteady. Знакомые кварталы и достопримечательности Старого Готэма выглядят именно так, как должны были бы выглядеть до программы «Аркхем Сити». «Новые» локации четко попадают в архитектурный стиль. Ничто не кажется чужеродным.

Нововведений немного, но они выглядят взвешенными. Было бы безумием менять что-то существенное, скажем, в боевой системе. Увеличить максимум одновременно атакующих громил с трех до четырех? Глупо. А вот добавить опцию быстрого перемещения по карте — разумно. Еще более умно — заставить игрока заработать эту опцию, вырвать ее в борьбе с Загадочником.

Похожим образом разблокируются бонусные — вне базового древа скиллов — способности и гаджеты. Чтобы получить обычный Звуковой бэтаранг, заманивающий противников в ловушку, достаточно выполнить три нехитрых задания в стелс-режиме. Но чтобы получить Взрывающийся звуковой бэтаранг, таких заданий нужно выполнить уже десять, и там требуются трюки посерьезнее, чем просто «остаться незамеченным». Аналогичные награды выдаются за «боевые» и «уличные» испытания. Некоторые побочные сюжетные линии также открывают дополнительные возможности.

***

Пусть это не шаг вперед, но зато и не болезненное стремление соригинальничать — осторожный тюнинг, деликатная оптимизация, умелое подражание. Качественная работа подобного толка не так часто встречается в нашей индустрии, где продюсерские умы оккупированы навязчивой идеей «сделать всего побольше».

Но почему здесь мы закрываем глаза на вопиющую вторичность, которой попрекаем другие игры? Видимо, дело в том, что бэтменовская формула еще не навязла в зубах, а Arkham City была так хороша, что не грех попросить еще. Другой вопрос, что второй раз этот фокус не сработает — еще одну такую же игру встретят куда холоднее. Rocksteady придется изрядно постараться, чтобы поднять планку качества выше. Но пока уже сам тот факт, что сторонней студии удалось взять такую высоту — явление выдающееся и для фанатов сериала благоприятное.

Рецензии пользователей
на Batman: Летопись Аркхема1

Отличная игра, ничем не уступает играм от Rocksteady. Прошел с удовольствием и основную кампанию, и DLC про Мистера Фриза