Светлая тема

Рецензия на игру Borderlands

Не прошло и месяца с выхода Borderlands, как Рэнди Питчфорд (Randy Pitchford), глава Gearbox Software, провозгласил ее самым быстро продаваемым проектом 2009 года, не являющимся сиквелом или игрой по лицензии. Хм, опубликует ли студия данные о том, сколько счастливых покупателей осилили кампанию до конца или хотя бы не уткнулись носом в клавиатуру после первой зоны?

Мусорный бак Пандоры

Поначалу Borderlands интригует, зовет на поиски таинственного Склепа, что открывается раз в 200 лет. Мертвые панорамы планеты-помойки Пандора – странное сочетание водянистых текстур и четких «мультяшных» контуров – вызывают в памяти целый ворох фильмов и комиксов. Уморительный робот Claptrap, валяющий дурака в главном меню, вселяет надежду на чувство юмора у разработчиков. Индустриальные ритмы пульсируют, сливаясь с гитарами и почти первобытными напевами в обжигающий ветер. Четыре непохожих героя, море миссий, куча локаций и генератор оружия.

Только чего-то не хватает. Полчаса беготни – и ответ станет ясен. Borderlands пуста, как глазницы покойников, «украшающих» бандитские поселения. Ее создатели избрали самый глупый путь: изваяли много однотипных карт, где разноцветные бочки — единственные интерактивные объекты, расставили картонных квестодателей и выключили мозги на «убей/принеси». Иллюзию жизни поддерживают лишь монстры, возрождающиеся в «зачищенных» районах еще быстрее, чем в Sacred 2: мутанты, суперсолдаты, слизняки, паукомуравьи, летуны, крабы, «собачки» да механические стражи Склепа. Скудный зверинец разнится оттенками, габаритами и приставками к названиям («badass» круче «sergeant»), но недостаток фантазии этим не скрыть.

Ладно, пускай нас атакуют унылые клоны, а место бесед занимают абзацы пресного текста… Было бы интересно «качать» персонажа! Однако Gearbox вчистую профукала важнейшую часть action/RPG. «Базиллионы пушек» из рекламных роликов — груда хлама, которую приходится процеживать через мелкое сито в поисках хорошего «ствола», выгадывая десятые доли прироста в графах «урон», «темп огня» и «точность». Можно вырасти на десять уровней с одним и тем же дробовиком и не найти ему достойную замену – как среди трофеев, так и в торговых автоматах. Брони же нет вообще – здоровье бережет универсальный регенерирующий щит.

На двух стульях

Впрочем, что бы ни утверждали слабоумные рецензенты с западных сайтов, в ролевом жанре Borderlands ночует на птичьих правах. Задания – тупее некуда, базовые параметры отсутствуют, навыки владения разными видами оружия растут по мере его применения. Боевой спецприем – один на каждый из четырех классов. Солдат бросает перед собой автоматическую турель, охотник запускает самонаводящегося ястреба, сирена расшвыривает толпы врагов, берсерк, понятное дело, впадает в ярость. А то, что здесь именуют «умениями» — не более чем коллекция пассивных модификаторов вроде «+X% к размеру магазина» или «+Y% к меткости». Дабы оценить масштаб трагедии, представьте Diablo 2, где у варвара есть лишь «Bash» или «Leap».

Недо-RPG ковыляет в обнимку с недо-FPS. Перестрелки отсылают лет на десять назад, когда шутеры не ведали о точечных повреждениях и для простоты расчетов делили персонажей на «голова + все остальное». Borderlands, правда, умеет чуть больше – некоторым гадам следует бить не в башку, а в широко разинутую пасть или жирный хвост. Приберегите отточенные рефлексы для Modern Warfare 2 – на Пандоре они не нужны.

Пришиты белыми нитками и машины, доступные бесплатно на специальных «форпостах». Транспорт существует только для того, чтобы: а) игроки не свихнулись, бегая туда-сюда по безжизненной пустоши, которую нет смысла исследовать; б) было чем оправдать автомобильную разборку с «боссом» – Безумным Мелом (ха-ха); в) домучить баланс – любая, пусть самая толстая тварь, чихавшая на прямые ракетные залпы, мигом дохнет под колесами.

Зато от совместного прохождения польза есть. Битвы и поручения веселее не станут, однако компания из четырех друзей дойдет до Склепа раньше одиночки, даже несмотря на возросшую сложность. Собрать жертв добровольцев, готовых спустить в трубу 20 часов и получить убогий финал в награду, – вот в чем загвоздка!

Пора на базу

С другой стороны, за командным духом и увлекательным «коопом» лучше заглянуть в Left 4 Dead 2. Если же сердце требует «чего-нибудь типа Diablo», страдания облегчит яркая Torchlight. А прозябать на Пандоре, застрявшей между двух жанров, опасно для рассудка – тоска доконает.

Рецензии пользователей
на Borderlands7

Выглядит не очень и скучновато, вторая часть лучше намного, не тратьте время а первую и идите во вторую.
«Потеря времени»
«Скууука»
7,0/10
Для своего времени необычный продукт. Но очень странный лор и дизайн, геймплей очень сильно фермерский. Кооперативный геймплей не сильно отличается от одиночного.
Честно говоря, не понимаю, как этой игре удалось стать феноменом и дать начало целой франшизе, если не целому жанру (лутер-шутеры). Или я чего-то не понимаю в играх или просто сейчас, спустя многие годы, старые игры уже воспринимаются совсем иначе. Однотипные карты и задания, простенькие, но постоянно реинкарнирующие по всем углам и сильно этим надоедающие монстрики, куча бесполезных однотипных постоянно вываливающихся на тебя пушек, из которых внимание заслуживают единицы - это всё ещё пол беды. Настоящая беда игры - это откровенно слабые и RPG, и FPS составляющие: прокачка персонажа одномерная, а боевая система примитивна (разницы в разных типах оружия не чувствуется, попадать крайне желательно исключительно в голову). Ну и вишенка на торте - фактическое отсутствие сюжета.
«Потеря времени»
«Скууука»
Великолепный лутершутер, ничего лишнего.
Играл с большим запозданием, поэтому многие механики, поданные как новаторство, уже устарели. Однотипные враги, управление машиной а-ля "утюг на гладильной доске", отсутствие вменяемого сюжета могут вогнать в тоску. Но если рассматривать его как FPS-RPG, Borderlans - крепний середнячок, со своим стилем и шармом. 
«Скууука»
«Наконец-то конец!»
Моими любимыми комплуктерными забавами в школе были шутеры (типа Unreal и Quake, не типа Call of Duty или "Медалей за отвагу") и Дьябла 2. И, как любой подросток, я мечтал о том, чтобы кто-нибудь сделал что-то такое, где все мои любимые штуки были бы вместе.

И в 2007 вышла Hellgate: London, настоящий дьябла-шутер (да ещё и от студии, основанной человеком, работавшим над самой дьяблой), с бОльшим уклоном в дьяблу, чем в шутер... про который почему-то все быстро забыли, и теперь в него в формате ММО играют только китайцы.

А вот вышедшая спустя ещё два года Borderlands, которая каким-то чудом стала дико успешна и породила целую серию игр, хотя дьябла-составляющая в ней ещё меньше и сводится к системе процедурной генерации контента (пушек, которых там может нагенерироваться разных под три с половиной миллиона, прочих предметов и вариаций врагов), а шутерной едва ли больше. Визуальный стиль частично позаимствован у короткометражки Codehunters, а геймплейные идеи, по словам разработчиков, вдохновлены рогаликами типа Нетхака, Ультимой, Дьяблой, естественно, и старенькими шутерами. В общем, никаких откровений и озарений.

Так в чём же секрет её успеха? А вот хрен бы знал. Но благодаря прекрасному дизайну локаций в почти открытом мире и этой самой системе процедурной генерации контента играется оно весело и способно создавать запоминающиеся, захватывающие, напряжённые или до одури нелепые и забавные ситуации, особенно в кооперативе. Для любителей такого рода веселья, само собой.
Больше…
«Лучше с друзьями»
Тысячи разнообразных пушек, тысячи врагов и трое друзей, что ещё нужно для того чтобы хорошо провести время? Не хватает разве что нормального сюжета. Да и юмор куда-то улетучивается к середине игры.
«Проверено временем»
«Лучше с друзьями»