Светлая тема

Рецензия на игру Crusader Kings II

Серия Crusader Kings начала свою жизнь с самого грустного эпизода в истории Paradox Interactive — стратегия с великолепными задатками оказалась бледной тенью Europa Universalis 2. Патчи и аддон, подправившие ситуацию, подоспели нескоро. И все же упорные шведы, набив руку на других проектах, вернулись к «больной» теме, чтобы превратить гадкого утенка в прекрасного лебедя.

Фамильная гордость

Тех, кто полюбил Paradox после встречи с EU 3, ждет шок. Crusader Kings 2 легко посадит в лужу покорителей Нового Света и видных борцов с фашизмом. Игра идет по совершенно иным правилам, чем в эпоху национальных государств — ведь руководим мы не державой, а судьбами и отношениями членов династии. Аналогов со столь глубокой идеей не сыскать — это, ни много ни мало, действующая модель феодальной Европы.

Если в любой момент времени остановить Crusader Kings 2 и взглянуть на подоплеку происходящего, то взору предстанет огромный змеиный клубок. У каждой из тысяч виртуальных личностей на порядок больше характеристик по сравнению с современными RPG. Таланты вроде военного искусства или плетения интриг выражены числами. Их дополняют черты характера, подчас обоюдоострые (иногда полезно быть, например, циником). Кроме того, учитываются культура, религия, профессия, здоровье и плодовитость. Само собой, на параметры влияют гены родителей, воспитание и случайные происшествия. Ткнув в первого попавшегося дворянина, можно найти биографию не хуже, чем у Алистера из Dragon Age: Origins, или что-нибудь покруче.

У всех сверчков есть шестки — титулы и должности. В подвале пищевой пирамиды — графы, владеющие отдельными регионами. Чуть выше – герцоги, которым «мелкие сошки» платят налоги и предоставляют войска. Они, в свою очередь, подчиняются королям, а те — императорам. Всякий правитель, будь то рязанский князь или византийский базилевс, собирает пятерых специалистов в разных сферах и получает от них бонусы к способностям.

Впрочем, это описание почти целиком подходит и для первой части. Новинки подняли систему персонажей на совсем уж заоблачный уровень детализации. Скажем, один и тот же человек теперь может быть и вассалом, и советником, а придворные умеют выполнять «задания на местах» (священники изгоняют ересь или ускоряют развитие культуры в определенном районе, маршалы муштруют армии…).

Все графства Crusader Kings 2 состоят из нескольких областей - баронств, хотя на карте этого деления не разглядеть. Щелкнув по «провинции», вы откроете информационное меню, в углу которого есть ячейки, изображающие клочки земли. В них гнездятся замки, города или монастыри. Эти поселения тоже облагаются податями и вербуют дружину, а возглавляющие их лидеры варятся в общем «бульоне». Кстати, каждый из участков — фундамент для дюжины построек. Невиданные масштабы!

Брат на брата

На что же похожа эта махина в движении? Цель любой династии — стать могущественнее, то бишь нахапать максимум престижных титулов и удержать их. С первой половиной все ясно: нужны браки по расчету, отравленные кубки, поддельные документы и холодная сталь в солдатских руках. Нервотрепка начинается, когда наш подопечный занимает герцогский трон. Вернее, когда засыпает на нем вечным сном.

В оригинале вассалы бунтовали, едва ненависть к сюзерену достигала «точки кипения». В Crusader Kings 2 они действуют хитрее — копят силы и ждут, пока матерого волка заменит детеныш. Родственники, еще недавно обнимавшиеся со старым владыкой, тут же вспоминают, что и «мы б имели право».

От междоусобной резни спасает лишь политическая эквилибристика. Простейший способ заручиться поддержкой — раздаривать наделы и деньги. Однако такие союзники могут перерасти вас и пойти своим путем. Более тонкий инструмент — законы, определяющие повинности для различных сословий и меняющие порядок наследования. Полезны и личные контакты — друзья детства и братья по крови, полжизни воевавшие плечом к плечу, вряд ли предадут. Разумеется, важнее всего подготовить себе достойную смену, иначе все старания напрасны.

Борьба за власть — не единственное, что заботит бессчетных героев Crusader Kings 2. Их амбиции бывают самыми разными, отчего игра становится живой и правдоподобной. Похотливые мужья гуляют на сторону (и плодят бастардов), ревнивые жены готовят им страшную месть. Аристократы, которые вроде бы не против служить монарху, порой жаждут роста автономии. Алчные чиновники разворовывают казну, а карьеристы рвутся к постам при дворе.

Осуществить задуманное иногда помогают заговоры — механизм, знакомый по Sengoku. Здесь он работает интереснее: поставив цель, персонаж начинает искать сообщников, увеличивая специальный счетчик. Когда назревает открытый мятеж, в зачет идут подконтрольные войска. При покушении выручает мастерство интриги и близость к жертве. От «коварности» плана зависят доступные варианты и шансы на успех. Конечно, и при заветных «100%» чужой тайный советник может «раскусить» замысел, и тюремная камера распахнет свои двери.

Боже, храни Paradox

Суетливые «букашки» с миллионом мелких проблем не дадут заскучать, даже если в вашей державе нет крупных потрясений. Перемотку времени то и дело приходится тормозить, чтобы решить, как «разрулить» очередное происшествие, — поклонникам текстовых квестов из «Космических рейнджеров» и King Arthur это придется по нраву. Но уделять все внимание любимчикам и напрочь забывать об общих вопросах нельзя.

Важнейший из них — религия. Папа призывает католиков участвовать в крестовых походах и забирает себе десятину. Как использовать понтифика в своих интересах? Самое очевидное — подружиться и обрушивать его гнев на конкурентов. Но гораздо выгоднее (и опаснее) создать карманного антипапу. Противостояние неверным облегчают христианские ордена — особый вид наемников, для вербовки которых нужен ресурс «святость». У других конфессий возможности поскромнее.

Зато на дипломатической арене православным, мусульманам и язычникам есть где разгуляться — опций еще больше, чем в Deus Vult. Например, малолетних наследников разрешено посылать на учебу в заморские страны или заранее сватать за подрастающих принцесс. Опальных подчиненных можно сажать под арест, хотя обычно хватит и вежливой просьбы — нечего, мол, плести козни.

Боевые действия тоже лучше прежних. Речь тут даже не о новой тактической системе, разделившей армию на центр и фланги. Главное — результат конфликтов труднее подстроить за счет дыр в игровой механике и промахов ИИ. Правда, за это пришлось заплатить кое-какими условностями: нельзя мобилизовать полки до объявления войны, менять заявленный casus belli, нападать на вассала — только на сюзерена.

Впрочем, подобные упрощения — ерунда, которая не стоит слез. У Paradox получился поразительно цельный и реалистичный проект. Причем ссылки на биографические статьи в Wikipedia и старт с достоверным раскладом сил в любой день с 1066 по 1337 год — лишь симпатичные мелочи. Важнее всего, что альтернативную историю пишут по «правдоподобным» правилам, и она чрезвычайно похожа на настоящую. В ней полно неожиданных и странных поворотов, но логика всегда прозрачна. Особенно приятно, что компьютер ведет себя как достойный соперник, толково реагирующий на непредсказуемые события. Впечатления каждый раз будут очень личными и яркими.

Еще удивительнее, что игра совсем несложная. Конечно, она требует усидчивости, но вникнуть в нее легко. Обучающий режим схож с Victoria 2 и аккуратно расставляет все по полочкам (новичкам и ветеранам предлагают разные «программы занятий»). Интерфейс отзывчив и понятен, так что вы не запутаетесь в ветвях генеалогических деревьев. А программные ошибки — традиционная беда глобальных стратегий — шведы в этот раз подчистили до релиза. Одним словом, идиллия.

* * *

Бесспорно, лучшее творение Paradox Interactive. Столь блестяще раскрыть феодальную тему не удавалось никому.

Рецензии пользователей
на Crusader Kings II3

Мое первое полноценное знакомство со средневековой частью глобального исторического симулятора от Парадоксов. До этого пытался освоить "Крестоносцев" несколько раз - и всегда безрезультатно. Слишком сложно было разобраться во всем этом феодальном хаосе. В этот раз осилил только после установки русификатора - хотя в целом с английским я на "ты". Игра ломает все шаблоны поведения, выработанные за многие тысячи часов, проведенных в разных стратегиях. Самое банальное и лежащее на поверхности: предпочитали заниматься развитием экономики? В раннем Средневековье для этого было не так много инструментов, так что придется искать другие методы развития своей державы. А дальше начинаются тонкости. Очень быстро придется разобраться, чем барон отличается от графа. Как важны законы наследования. Что первое, о чем должен озаботиться правитель - это женитьба и рождение сына. И что дети нужны про запас, но не слишком много, потому что на всех титулов не хватит, а если и хватит, это не спасет тебя от заговоров, ножей в спину и гадюк в постели. Бесконечные внутренние разборки вассалов, крестовые походы, джихады, набеги разбойников. Игра держит в постоянном напряжении. Кажется, что все идет хорошо, но вдруг твой правитель сходит с ума и начинает творить лютую дичь, которая приводит к гражданской войне. Или умирает от внезапной болезни, не успев оставить наследника - и здравствуй, большая смута! Как это обычно и происходит с играми от Парадоксов, порог вхождения очень высок. Наиграл часов 40, прежде чем более-менее разобрался с большинством механик и взаимосвязей и начал "с чистого листа". Следующие 100 часов были увлекательной историей становления и укрепления могущественной династии монархов - вполне в духе "Игр престолов", только без драконов и мистики, но с головокружительными сюжетными поворотами. Причем для стороннего наблюдателя, как обычно, на экране не происходило примерно ничего. В этом и заключается прелесть парадоксовских игр - они работают с твоим воображением на полную мощь. С учетом того, что сейчас самой крутой их игрой считается третья часть "Крестоносцев", я прямо в предвкушении от того, что ж за прелесть меня там ждет. И во вторую я пошел играть как в некий туториал перед знакомством с третьей частью. С учетом того, что эта часть серии раздается совершенно бесплатно - однозначный мастхэв. Моя личная оценка - 9/10 Один балл забираю в качестве аванса для третьей части. Плюс пока не очень понятно, те недостатки в механиках, что меня порой бесили на протяжении игры - это недосмотр разработчиков, или в Средневековье так на самом деле и было?
Больше…
Класика от пароходов
«Проверено временем»
Несколько раз пытался играть. Вроде интересный вариант Europa Universalis, но что-то каждый раз не заходит. Надо сказать, довольно сложная, очень долго нужно разбираться, как будто играешь в какую-то сложную настолку для гиков.