- Главная/
- Игры/
- Анабиоз: Сон разума/
- Рецензия
I was a ghost before you came
I was a slave, but then I changed
And I will take the good and bad from many
When I am a slave to this again.
Deepsky & Jes Brieden, «Ghost».
Согреться — значит выжить. Найти горячий радиатор, протянуть ладони к лампочке, включить генератор и прогнать стужу прочь. Иной помощи нет и не будет. Здесь, на ледоколе «Северный ветер», спасение замерзающих — дело рук самих замерзающих.
Скриншоты186
Огонь и лед
Температура тела как ресурс — штука не новая. Нас учили экономить тепло еще в The Thing и Lost Planet, правда, только «Анабиоз» поставил знак равенства между здоровьем и шкалой градусника. Аптечки и регенерация отсутствуют, а каждая пуля и удар охлаждают героя. Источники целебных калорий стоят повсюду, но их мощность ограничена. Редкий вентиль или прибор заполняет индикатор до упора.
Выделяет игру и другая деталь: нам противостоят не инопланетные твари. «Анабиоз» — почти классическая байка про «дом с привидениями», где монстры — проявления подсознательного людского зла, страшного в своей беспощадности. Полярник Александр Нестеров ступает на борт атомохода, замершего во льдах 20 лет назад. Катастрофа, погубившая экипаж, разворачивается в черно-белых сценках, интерактивных «флэшбеках» и обрывках дневников, а обрамляет их притча о Данко из рассказа «Старуха Изергиль».
Авторы слишком явно провели параллели с произведением Горького, и внимательный зритель раскусит подоплеку событий в самом начале. А шагать до развязки — по дороге, полной чудовищ и чужих воспоминаний, — долго. Прикоснувшись к телу, от которого исходит красное марево, мы попадаем в прошлое, дабы уберечь человека от гибели и переписать кусочек истории. Одного надо вывести из опасного места, другому — подсобить с ремонтными работами в затопленных отсеках, третий должен проплыть на надувной лодке, четвертый — не дать разъяренным матросам обрушить башню на вертолет…
Condemned
Разнообразное по форме и содержанию, «ментальное отражение» толкает повествование вперед и оживляет прогулки по мрачным заснеженным коридорам. Без него ритуал «дерни рубильник, чтобы открыть дверь», встречающийся на протяжении всего действа, стал бы невыносимым. «Анабиоз» не в меру тягуч для стандартного боевика, что приближает его по стилю боя к Condemned, но, за исключением пары внезапных «сюрпризов», не вызывает боязни, не заставляет оглядываться назад. Гнетущую атмосферу поддерживают лишь великолепные тени, освещение и «морозные» спецэффекты — виновники диких «тормозов» на максимальных настройках.
Быть может, хоррора нет потому, что есть сохранение в любой точке, кроме «флэшбеков», и неисчерпаемые запасы энергии. Или глуповатые враги, поштучно идущие в лобовую атаку. Или алое свечение около важных сюжетных объектов — навязчивая страховка на случай, если игрок заплутает в небольших, абсолютно линейных (словно дизайнеры не верили в его способности) картах.
Хотя зверинец из дюжины фриков — та еще жуть, причудливая смесь образов советской эпохи с уродцами из Condemned и The Suffering. Свирепые «бомжи» с топорами и обрезками труб, псих с винтовкой Токарева, прыткие «сварщики», здоровенный громила с двумя ППШ… «Боссов» не приготовили, если не брать в расчет человека-паука с лапами из сосулек и странное финальное побоище. Возможно, для камерного проекта, не претендующего на пафос, это к лучшему.
Впрочем, изъяны и уклон в артхаусную меланхолию не портят впечатление от целостной идеи и ее исполнения (именно этого не хватало в свое время «Вивисектору»). Антуражи аккуратно срисованы с настоящего ледокола «Арктика». Правдоподобная анимация создана на основе motion capture. Озвучка, за вычетом пары неудачных голосов, достойна похвалы (в отличие от субтитров, которых не видел редактор). Обидно разве что за эпизод в лазарете — эмоциональные сцены стоило показать иначе, нежели наборами говорящих скульптур.
Лед тронулся
В любом случае, студию Action Forms можно поздравить с успехом — она первой преодолела древнее проклятие «шутера из СНГ», не согнулась пополам под весом амбиций и осуществила задуманное. Да еще и с душой.