Среднее время в игре: 4 часа
Светлая тема

Рецензия на игру Dead Space 2

Ash: Ripley, for God's sake, this is the first time that we've encountered a species like this. It has to go back. All sorts of tests have to be made.
Ripley: Ash, are you kidding? This thing bled acid. Who knows what it's gonna do when it's dead?
Ash: I think it's safe to assume it isn't a zombie.
к/ф «Чужой»

Улетая от наводненной монстрами «Исимуры» в финале Dead Space, инженер Айзек Кларк не знал, что кошмар едва начался. Смелая проба пера EA Redwood Shores принесла прибыль и заложила фундамент мультимедийного бренда. Героям таких миров спокойная жизнь заказана навеки. Элен Рипли и Джон Коннор подтвердят.

Don’t panic, flight mechanic

Сиквел бросает Кларка из огня да в полымя с первых секунд. Еще вчера он сидел в кабине челнока «Келлион» и слушал прощальное письмо своей мертвой возлюбленной, а сегодня, спотыкаясь, бежит по сумрачным коридорам и уворачивается от некроморфов настолько шустро, насколько позволяет смирительная рубашка. В сердце – страх, в голове – амнезия, на устах – одна фраза: «Oh, shit».

О да, наш храбрый технарь поборол речевой синдром Фримена и вставляет редкие, но меткие комментарии. Пообщаться тоже есть с кем – экран встроенного интеркома разрывается от посланий. То девица с обещаниями помочь и спасти, то полоумного вида мужик, бормочущий про какие-то «четыре шага», то чванливый директор базы Тайдман, угрожающий Кларку скорой расправой. Ну а в минуты затишья является та самая подружка-самоубийца Николь, дабы, как положено мстительному призраку, лишний раз потрепать Айзеку душу.

Хотя ветеранов не обмануть диалогами и не испугать «глюками» в стиле F.E.A.R. Место действия Dead Space 2 — огромный мегаполис на осколке Титана, однако сюжет напоминает о камерных эпизодах-«наполнителях» из западных телесериалов. The X-Files, Babylon 5, Lost, Alias, Fringe – никто не отказал себе в удовольствии потянуть кота за гонады. Вроде бы интересно и ни капли не скучно, но в конце понимаешь, что все эти метания не привели ни к чему важному. Вместо того чтобы глубже раскрыть вселенную, Visceral Games перетасовала известные факты, подсыпала горсть свежих деталей и пару занятных отсылок, соорудив в итоге независимый монолит.

Не считая безумного «откровения» в пятой главе, сценарий скуп на сюрпризы. Да и история такая, что развязку за версту видно. Ее плоские злодеи, фанатики из церкви юнитологов, напрочь лишены рассудка. Для нормальных людей обелиски – источник инопланетной заразы, отравивший биомассой полстанции, для них же – инструмент божественного Слияния.

С масштабностью тоже не ахти. Если бы не шпили зданий за окном, можно подумать, что Кларк до сих пор разгуливает по «Исимуре». Тем, кому при слове «город» воображение рисовало небоскребы и широкие проспекты, советую закатать губу. Создатели Dead Space 2 взяли пример с BioShock и отправили нас в путешествие по скромных размеров залам, тоннелям и служебным отсекам. Жилой сектор, размноженный под копирку аж дважды, вообще вызывает дежа вю – на стенах, уставленных горящими свечами (вот кому-то было не лень!), то и дело мерещатся бабочки.

Выжить с комфортом

Собственно, подобно BioShock 2, это – классический случай «more of the same», разве что исполнение на порядок выше, чем у 2K Marin. Visceral оставила проверенную формулу в покое, добавив лишь оружие, противников и, разумеется, мультиплеер. Ну и интерфейс заодно подправили. На консолях под аптечки заведена отдельная кнопка. Путеводная «нить» при необходимости укажет тропу к пунктам сохранения, магазинам и точкам апгрейда. Опция «Respec» разрешает за 5000 кредитов убрать все модификации со скафандра или «ствола» и иначе раскидать силовые узлы на схеме.

Айзек по-прежнему расчленяет гадов плазменным резаком, смачно давит трупы ботинком, чтобы «скаты»-инфекторы не переработали плоть, и щелкает несложные задачки (садистская пазловина с астероидом, к счастью, осталась в прошлом). Импульсная винтовка обзавелась приличным альтернативным режимом – гранатой, любители нанизывать шашлык на шампуры получили javelin gun (с бонусным электрошоком!), а миноукладчик помогает прикрыть тылы.

Благо, некоторые из новых обитателей зверинца обожают идти напролом. «Детишки» прут сворой, навязывая утомительную долбежку, неподалеку от них часто бродит «плевун», чья слюна замедляет Кларка. Хитрые «сталкеры» подолгу прячутся за укрытиями и улепетывают с линии огня; выждав момент, они бегут в лобовую атаку и валят Айзека. Самые мерзкие – визгливые младенцы с раздутыми брюшками-бомбами.

Если обойма пуста (обычное дело на высокой сложности), выручит улучшенный телекинез – нет ничего приятнее, чем пригвоздить уродца его же клешней или здоровенным прутом арматуры. Полеты в нулевой гравитации стали свободными – больше не надо крутить камерой, выбирая зону приземления; нажал клавишу, оттолкнулся от пола и поплыл.

Несмотря на изменения, Dead Space 2 не удивляет. Тех, кто умудрился пропустить оригинал, она напугает в два счета – одно только вступление, где живой человек мутирует в некроморфа, крепко отпечатается на подкорке. Звук великолепен, освещение и антуражи – выше всяких похвал. Музыка Джейсона Грейвса (Jason Graves) опять обходит стороной избитые штампы жанра и держит в напряжении, изредка ублажая слух мелодичными вставками. Но завзятым поклонникам мало знакомых «страшилок» — мы слишком хорошо знаем правила и старые уловки. Временами авторы заставляют подпрыгнуть в кресле, однако ощущения новизны нет.

Чтят традиции и две заключительные главы – то бишь, они невыносимо убоги. Под занавес Dead Space нас травили ордами «мяса». Здесь к ним добавились неуничтожимые громилы, гоняющие Айзека по всему уровню и мешающие решать головоломки. Понятно, зачем «терминаторы» выползли на сцену – ведь нужно как-то поторопить игрока и посеять панику, – но выглядит это топорно.

Left 4 Dead Space

Безостановочная резня гораздо уместнее в мультиплеере, чей единственный режим позаимствован у Left 4 Dead. Бойцы в бронекостюмах выполняют череду простых действий (активировать пульт, дотащить предмет, уберечь объект), а некроморфы, прущие из разных щелей, стараются им помешать. В отличие от обширного бестиария «сингла», выбор монстров тут небольшой. Возглавляет штурм прыткий «ребенок» с когтистыми лапами, коронный прием которого – бросок на шею. Иглометатель «Lurker» шныряет по стенам и потолкам, «Puker» в ближнем бою молотит врагов, будто мельница, «Spitter» – чемпион по дальнобойному рыганию.

Впрочем, твари все равно берут числом. У них нет аптечек и толстой кожи, им нечего сказать в ответ на стазис, а потеря конечности обычно убивает (слоган «Strategically dismember your friends» срабатывает, увы, не всегда). Дисбаланс? Отнюдь – слаженная команда чудовищ сотрет в порошок технически подкованных людишек.

Куда сильнее тревожит количество карт – пять штук! Компактные арены поддерживают бодрый темп борьбы, и раунды летят один за другим, но уже через полчаса начинается повторение пройденного. Как быстро надоест такая жесткая ротация? Второй звоночек – система «анлоков», дающая прибавку к урону, оружие и иные бонусы с ростом опыта. Арсенал ветерана, набравшего 60-й уровень, не идет ни в какое сравнение с жалким плазменным резаком, доступным на старте.

Неравенство порождает зависть, и владельцы РС-версии пожнут ее плоды сполна – Visceral не озаботилась внедрением защиты от читеров. На удобный интерфейс ее сил тоже не хватило. Формировать постоянные группы друзей нельзя, заглушать болтунов удается разве что в межматчевом меню, про выделенные серверы можно не заикаться… Утешает лишь то, что в плюсе у «персоналок» — самая красивая картинка и 60 fps на любом современном «железе».

Still alive

Dead Space стала глотком свежего воздуха для студии, почти семь лет кряду кормившейся на чужих лицензиях. Ее популярность застигла Electronic Arts врасплох. Продолжение – эффектный, зрелищный «ужастик», променявший риск на солидный бюджет и отшлифованный геймплей. Пока что рецепт не дал сбоя, но в третий раз его придется поменять.

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 8 из 10

Несмотря на то, что драйвер 3D Vision не нашел Dead Space 2 в списке совместимых проектов, а продюсер игры Стив Папустис считает стереоскопическое 3D бессмысленным, объемные эффекты выглядят замечательно. Visceral Games исправила проблемы с освещением, портившие 3D-впечатления от первой части. Туманная дымка в коридорах, ослепляющий свет фонарика, направленного в лицо, парящий в воздухе интерфейс... Отличная работа! Разве что яркость подкрутить нужно - очки делают и без того мрачную станцию совсем темной. Есть и другой классический огрех - легкое "двоение" белых или сильно освещенных объектов, - но его можно перетерпеть. Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.