Светлая тема

Рецензия на игру Dead Space

Miller: The funky spaceman over there is Mr. Cooper.
What exactly is it you do on board this ship Coop?
Cooper: Listen up doc. I'm your best friend, okay?
I'm the lifesaver and the heartbreaker.
Miller: He's a rescue technician.
к/ф Event Horizon («Сквозь горизонт»)

Космический «ужастик» от авторов The Sims — мысль, пугавшая меня похлеще внеземных тварей. Может ли команда, в чьем экшен-резюме — один GTA-клон по мотивам «Крестного отца», произвести на свет не то что блокбастер, а хотя бы сносный проект? Десять напряженных часов на борту корабля «Исимура» дают четкий ответ: может, если черпать идеи у классиков и правильно подавать их к столу.

Чужие

Но гораздо важнее другое: Dead Space — по-настоящему жуткая штука. Она не терзает уродцами, стоящими за дверью. Не раздражает бесконечными толпами «мяса». Не топит в литрах кетчупа. Нас осторожно теребят за нервы, ясно давая понять — безопасных мест нет. Куда бы ни ступил инженер Айзек Кларк, его ждут одиночество и неизвестность, пронизанные холодным шепотом и биением сердца. Зачем стращать темнотой, когда довольно одной неприятно мерцающей лампы? «Расчленяй их», — гласит кровавая надпись на стене. Сказано — сделано. Мы охотно кромсаем экипаж «Исимуры», топчем чей-то кишечник и орудуем плазменным резаком.

Ибо страшно. Потому что чудовища уязвимы в строго определенных точках. Потому что модный защитный костюм намного слабее, чем кажется. Потому что, неровен час, выползет белый, похожий на ската, зверь с большим клювом и сорвет с трупа кожу, породив очередного мутанта. Даже рядом со станцией для записи «сейвов» — святыней жанра! — судьба нет-нет да подбросит гнусный сюрприз.

И ведь, что забавно, мы это видели раньше. Заядлые игроки и киноманы со стажем получат отдельное удовольствие от поиска отсылок, параллелей и заимствований — как в сюжете, так и в дизайне. Тут вам «Чужие», обе System Shock, «Сквозь горизонт», Half-Life, «Нечто» и «турбозомби» из снайдеровского «Рассвета мертвецов». Череп с щупальцами и залежи органики на полу. Омерзительные «младенцы» и садистские эксперименты. Угрызения совести и глобальные заговоры. Эпизод с отравой в гидропонном саду (!) и концепция «рядовой технарь против монстров». Да, EA Redwood Shores знает толк в НФ-хорроре. Пикантность истории придают религиозные мотивы. Безумные догматы вымышленной церкви юнитологов, повинной в резне, очень схожи с земной сайентологией.

Шок

Для полной ностальгии по System Shock недостает коварной SHODAN, хакерских навыков и киберпространства. Мы покупаем патроны и снаряжение в электронных киосках. Тратим «силовые шайбы» на улучшение оружия и костюма, ими же отпираем кладовые с «подарками». Встроенный кинетический модуль позволяет толкать и швырять предметы, магнитные ботинки выручают в условиях нулевой гравитации, стазис-модуль замедляет объекты и противников. Чудо-устройства располагают к решению головоломок, которые, уступая по изобретательности Portal, в меру хитры и не грешат повторами. Статистику портят лишь две финальные главы, где мы битых двадцать минут, вплоть до самой развязки, тащим тяжелую платформу по рельсам.

А еще мы крохоборствуем. Не думайте, будто тут разрешат «прокачать» винтовку, огнемет, бензопилу с дистанционным управлением (эх, ее бы в Рейвенхолм!) и широкий резак. Найденных «шайб» хватит максимум на один вид оружия, не считая важных вкладов в здоровье, объем кислорода и продолжительность стазиса. К тому же каждая схема модернизации построена так, чтобы, продираясь к «урону +3», пришлось заполнить несколько бесполезных узлов-пустышек. При желании редкий ресурс можно купить в магазине, если жаба не задушит. Десять тысяч кредитов — это две средние аптечки! Деньги хоть и вылетают из тушек, но их, как и положено в survival horror, все равно мало. Пускаете слюни на скафандр 5-й модели? Начинайте экономить!

Паранойя

Мораль космической басни проста: откопал артефакт с непонятными символами — жди беды. Ремонтный челнок «Келлион» прибыл в систему Эгида, дабы выяснить, почему пропала связь с шахтерским судном «Исимура» — огромной махиной, в буквальном смысле раскалывающей планеты. Злой рок преследует Кларка и его товарищей с первых секунд. Сначала — грубая посадка в стыковочном доке и сгоревший ускоритель. Через минуту два пилота будут порваны в клочья «комитетом по встрече», а безоружный Айзек помчится к ближайшему лифту в надежде на спасение.

Пока герой, задыхаясь, бежит навстречу зрелищной сценке, та часть мозга, что не охвачена паникой, тонет в атмосфере игры, отмечая мириады нюансов: великолепную анимацию, плавный, без падения скорости, геймплей, неглупый ИИ, гоняющийся за Айзеком по этажам с помощью вентиляции. Еще есть читкоды, зашифрованные в настенных граффити, и динамическая музыка Джейсона Грейвса (Jason Graves) — ритмичная, неуютная, мрачная, не бьющая «в лоб» подсказками «Обернись, иначе съедят!». Саундтрек не предвосхищает события и не перетягивает на себя одеяло, подчас оставляя нас наедине с леденящими душу звуковыми эффектами. (По любопытному совпадению, сейчас Грейвс работает над Aliens: Colonial Marines.)

Достоин похвал и стильный, пусть несколько нелогичный (кто, кто повесил полезные индикаторы на спину?!), интерфейс. Нагрудный проектор выводит видеозаписи, обрывки дневников, инвентарь и список заданий прямо перед глазами Айзека. Поэтому, прежде чем лезть на мини-карту, зыркните по сторонам или воспользуйтесь лучом-навигатором. Вскрывая истинную сущность Dead Space — линейный боевик с первоклассной режиссурой, — синяя полоска тотчас укажет удобный путь к текущей цели и ни разу не ошибется.

Возможно, EA не стоило облегчать прохождение до такой степени (в конце концов, здесь мало развилок), за что ей, уверен, воздастся от поклонников System/BioShock. Впрочем, кто бы чего ни кричал, для «первого блина» DS на удивление хороша. Особенно радует то, сколь аккуратно дизайнеры применяли клише. Легендарные хиты — «месть за аптечку», «защита NPC», «долгий спуск на лифте в компании недругов» и «поездка с тиром» — не повторяются чаще одного или двух раз. Перегнули палку разве что с «перебей гадов — дверца откроется» и девятой главой, где сценарист принес здравый смысл в жертву повествованию.

Живой космос

Такой могла бы стать Doom 3, делай ее люди с фантазией вместо заслуженных программистов Америки, — красивая, жесткая, ловко чередующая кошмары, драму и адреналин. Дождитесь вечера, прибавьте громкость и выключите свет. Впечатления гарантирую.


Две полновесные игры, роман-приквел, два мультфильма, виртуальный тир и интерактивный комикс-головоломка для XBLA/PSN – за три года вселенная Dead Space разрослась похлеще биомассы в шахтах Титана. Проекты переплетаются, как спирали ДНК, отправляя любопытных в путешествие по жанрам и носителям. Шизофреник с отверткой из Dead Space 2 когда-то был ведущим исследователем на научном судне «О'Бэннон» в Dead Space: Aftermath. Книга Martyr проливает свет на происхождение Черного Обелиска и юнитологии. Главный герой DS: Ignition – тот самый смельчак, что разбудил Айзека Кларка (и стал жертвой инфектора). Наконец, благодаря Dead Space для iOS, мы теперь выяснили, кто пустил некроморфов в жилой сектор станции «Sprawl».

iDead Space

Виноваты, разумеется, юнитологи. Вернее, один особо впечатлительный инженер с позывным «Вандал», поверивший в церковные доктрины. Три электрощита с предохранителями – вот и все, что отделяло жителей космического города от беды. Осознав масштаб содеянного и раскаявшись, террорист-фанатик решает спасти положение. Увы, как мы знаем из DS 2, его авантюра обречена на провал.

Чего не скажешь об iOS-варианте Dead Space. Австралийская команда IronMonkey Studios, уже много лет адаптирующая хиты EA для мобильников, добросовестно скопировала знакомые стилистику и геймплей. «Вандала» легко спутать с Кларком – модный бронекостюм с магнитными ботинками, стазисом и кинезисом, шахтерский резак как основное оружие, любовь к топтанию трупов и ящиков. Правда, в ближнем бою наш саботажник не машет руками, а врубает плазменную пилу. Прочертил по дисплею пальцем – и омерзительный младенец остался без щупалец.

Дополняют арсенал ripper, line gun и corer – слабенький наборчик по сравнению с тем, что Visceral Games выдала Айзеку. С другой стороны, этого хватает, ведь зверинец карманной Dead Space тоже не в пример скромнее. Да и аптечки «Вандалу» не нужны – здоровье и стазис регенерируют, уничтожая последнюю надежду на «survival horror».

Да, умереть здесь гораздо сложнее, чем в Dead Space 2, но авторы не сдаются и травят количеством. Почти каждая стычка – долгие танцы с волнами чудищ, выползающих группками по две-три штуки, чтобы не перенапрячь процессор и память. Забота о «железе» заметна и в убранстве локаций, напоминающем о шутерах для PSone. Длинные однотипные коридоры, пустые комнаты с параллелепипедами и кубами в роли мебели, невзрачные текстуры… Epic Games не зря гордится Infinity Blade – Unreal Engine 3 выжимает из «яблочных» устройств куда больше. А у «Вандала» даже фонарика нет. Мечется, бедняга, в потемках – не доросла еще iOS до реалистичных освещения и теней.

Некроморфы в яблоках

А вот с управлением IronMonkey справилась хорошо. Левая половина экрана отвечает за бег и ходьбу, правая позволяет крутить камерой. Интерфейс по традиции минималистичен – все важные параметры вынесены на скафандр и «стволы», стазис включается, если нажать на индикатор (только неизвестно, сработает ли он вовремя), путеводная нить и выбор оружия спрятаны под кнопкой в правом верхнем углу. На iPad к такой раскладке привыкаешь быстро; на более маленьких iPod и iPhone расчленять врагов «стратегически» не всегда удается – палец заслоняет обзор. По-настоящему раздражает лишь переключение между режимами стрельбы, заставляющее наклонять телефон/планшет. Нервно ерзая на кресле в пылу боя, вы не раз и не два проклянете эту функцию. Выключите ее первым же делом.

Жаль, безыдейность не исправить в настройках. IronMonkey перетащила к себе силовые узлы и схемы «прокачки», расставила магазины, торгующие и за вымышленные кредиты, и за доллары США (сверхпрочная броня! $1,99 — налетай!). Но интереснее не становится. Две первые главы дают абсолютно точное представление о том, что ждет вас в оставшихся десяти. Попыток запугать мало, да и те неудачные, маршрут прогулок – линейнее некуда, вакуум и невесомость пришиты «для галочки», зато эпизод с платформой поезда, которую штурмуют монстры, повторяется аж шесть раз.

К счастью, прохождение занимает от силы три часа. Расправа над финальным «боссом» приходит как нельзя кстати – через пару минут Dead Space застряла бы поперек горла. На второй забег в «New Game+» желания нет. Разве что «достижений» ради, однако EA пока не озаботилась поддержкой Game Center. Уж лучше заново осилить Dead Space 2 – в качестве награды игра откроет несколько помещений, где лежат аудиозаписи Внимание, спойлер! Нажмите здесь, чтобы увидеть скрытый текст. (девушки-техника Керри Нортон) «Вандала».

Страсти за $9,99

Несмотря на прокрустово ложе бюджетно-технических ограничений и, следовательно, примитивный дизайн, IronMonkey честно старалась воссоздать атмосферу оригинала. Связку бананов за труды разработчики заслужили, но напрасно они не пошли путем iOS-версии Mirror's Edge и не перенесли Dead Space в плоскость экшен-«платформера». Как убедительно доказал мексиканский головорез Шенк (тоже, к слову, из семьи Electronic Arts), для зрелищной «расчлененки» довольно и двух измерений.

Рецензии пользователей
на Dead Space3

Шедевральный survival-horror, который соответветствует всем канонам своего жанра. Атмосфера здесь на уровне, хоть мне игра и не показалась особо страшной, но она здесь неплохо нагнетает, что заставило меня испугаться пару раз. Также хорошо и подан сюжет в игре, который нам расскажет про Айзека Кларка, ну, впринципе, это все и так уже знают, этой игре уже достаточно лет. Графика, конечно, на данный момент выглядит довольно устаревшей, так как виднеется мыло во многих местах, но это никак не портит впечатление от игры. Геймплей тут привносит немного нового, по сравнению с другими survival-horror'ами. Например, можно замедлить врага, так как самый эффективный пособ убивать монстров - это стрелять им в конечности, и как раз стазис(замедление) позволяет это сделать проще и точнее. Также есть встроенный навигатор, что тоже очень круто. Прошел я эту игру за 8 часов.
«Проверено временем»
7,5/10
Вообще не страшный, но уникальный по геймплею шутер с толикой сюжета
Во второй раз сразу бросилась в глаза узкая камера (после предыдущих шутеров то) и корявая мышка на прицеливании (в следующих частях с чувствительностью всё нормально). Воистину консольный шутер. Но хороший.

Теперь играть легко, враги выглядят понятными и анимации узнаются, часто стреляешь уже запоминая, где будут находиться конечно врагов. Ну и для общего комфорта немного напрягает неторопливость игры. Неужто игра одноразовая? Геймплей теперь воспринимаешь немного механически. Нет, только первую половину игры. Эффект первоначального знакомства, конечно, не повторить, но потом играется нормально. Помнится, и при первом прохождении у меня к концу уже было меньше проблем и больше драйва, как с оружием разобрался. Здесь уже просто сразу знал, чем пользоваться.

В этот раз чуть получше вник в сюжет и прочитал бонусные логи после прохождения. В принципе сюжет я запомнил хорошо, вот только то что Кендра не юнитолог, а на правительство, забыл. Теперь же вник во весь этот планетарно-раскалывающий смысл шахтёрской корпорации.

Несмотря на однообразный сеттинг (корабль, железо) это всяко лучше дума3. Всё равно разнообразнее, и гнетущий сюжет нарастающих проблем на корабле аля Метроид Фьюжн. Ох, а в шахтёрской как было ходить утром, там свет такой же!
«Ну и концовка!»