Среднее время в игре: 1 час
Светлая тема

Рецензия на игру Dear Esther

Рецепт успеха для независимого разработчика. Берём Half-Life 2. Убираем повстанцев, инопланетян и боевые треножники. Убираем физику и интерактивность. Убираем бег и прыжок. Рисуем скалистый остров, где нет ни единой живой души, добавляем горсть сбивающих с толку фраз, выкладываем бесплатно во всеобщий доступ, ждем несколько лет. Затем полностью перелопачиваем графику, выпускаем в продажу и, когда спустя шесть часов проект окупит вложенные деньги, начинаем подсчитывать прибыль.

Таинственный остров

Конечно, это даётся тяжким трудом. Бывшие моддеры из thechineseroom «обновили» свою же Dear Esther честь по чести, выжав из движка Source такие красоты, что сердце замирает в груди. Омываемый мутными водами причал. Волны разбиваются о берег, ветер несет с моря брызги и шум прибоя, по небу в лучах заходящего солнца скользят облака. Впереди – обветшавшая хибара и мертвый маяк. На горизонте, окутанный туманной дымкой, мерцает красный огонек радиовышки. Наверное, нам туда… или нет? Добро пожаловать в загадочную неизвестность.

Чтобы сполна насладиться Dear Esther, в неё нужно нырять с разбега, зажмурившись и заткнув уши, желательно даже не читая аннотацию. Чем меньше вы будете знать о сюжете, тем большее удовольствие получите. В этом она схожа с еще одним великолепным повествовательным модом, The Stanley Parable, но там исход напрямую зависел от решений Стэнли, а тут вы ни на что не влияете. Суть – путешествие из пункта A в пункт B. Можно вертеть головой, охая и ахая от потрясающих пейзажей, можно свернуть с тропинки и осмотреть ущелье, пляж, сарай… Но «работать» дозволено только ногами, а маршрут неизменен. Кто-то увидит здесь медитативную прогулку по необычному месту, кто-то – рельсы с развилками. «Закоридорить» приключение оказалось нетрудно – достаточно было разбросать повсюду валуны и расставить проволочные заграждения высотой до колена.

А вот пронизанное тяжеловесными сравнениями и пронзительными метафорами послание главного героя, обращённое к некой Эстер, раз от раза уникально. Монолог состоит из кусков, озвучиваемых в определенных точках на карте: часть реплик выбирается случайным образом, посему услышать их все за одно прохождение невозможно. В голосе усталого фаталиста сквозит неподдельная боль потери, хотя вырванные из контекста предложения поначалу ставят в тупик. Кто такой Пол? Что за Донелли «высадился на южном берегу»? Сифилис, Дамаск, отшельники, камни в почках, тормозные следы – о чем речь?! Главное достоинство Dear Esther – спрятанную в ней тайну так запросто не раскусить. Авторы лишь подкидывают пищу для мозга – достроить, собрать трагедию по частям вы должны сами. Бесконечно далёкая от классических адвенчур, эта бродилка, тем не менее, заставляет по-настоящему, напряженно, изо всех сил думать.

Больше-то делать нечего. Когда смолкает безымянный путник и стихает музыка (могущественный дуэт скрипки и фортепиано пробирает до дрожи), игрок остается один на один со своими мыслями и всепоглощающей тишиной. Шагов почти не слыхать - герой будто не идет, а парит над землей, аки бесплотный дух. Конечностей тоже не видно, и, подобно доктору Фримену, в лужах он не отражается. Зато, вступая в заброшенный дом, самостоятельно включает фонарик. Умница! Было бы совсем здорово, если б еще не застревал на кочках и бревнах.

Локаций всего четыре, причем в третьей предстоит бродить по замкнутым пространствам. Это не повод для печали, ведь остров прекрасен и снаружи, и внутри. Там такие гроты с ручьями и озёрами – мечта спелеолога, подземный рай! Сеть пещер таит в себе ключи к разгадке: стены испещрены схемами, формулами из органической химии и библейскими изречениями, выведенными флуоресцентной краской. Те же замысловатые изображения покрывают утёсы, взглянуть на которые доведётся перед финальным восхождением. За ответами пожалуйте в ближайшую библиотеку или в Википедию – здесь ничего не разжёвывают.

* * *

Dear Esther бороздит те же водные просторы, что и прошлогодняя Trauma, только у этой лодки дно без дырок. Двухчасовой мультимедийный эксперимент не успевает надоесть, однако понять все с одного захода нереально, а по возвращении первоначальный восторг спадает. В поисках крупиц смысла надо вновь и вновь ковылять по исхоженным тропам, заучивая местность и слова рассказчика наизусть.

Плохо, что thechineseroom отказалась от любых намеков на непосредственно геймплей, на взаимодействие зрителя и создателя, лежащее в основе взрослеющего вида искусства под названием «компьютерные игры». С другой стороны, трогательная, прочувствованная история берёт за душу. Dear Esther зацепит не каждого, но попробовать стоит.

Рецензии пользователей
на Dear Esther1

Одна из этих "нафантазируй собственный сюжет вместо авторов" игр. Красиво, но бестолково.
«Sit back and relax»
«Boooring»