Крупный план. Лицо красивой девушки на подушке. Ее голос звучит за кадром: «У каждой истории есть начало и конец». Знакомьтесь: Зои Кастильо. Объездила половину планеты, побывала в соседней вселенной и видела изнанку реальности. Трудно спорить с человеком, лежащим в коме, и все-таки она неправа — у этой игры нет финала.
Сериал
Будь у меня выбор — вынести вердикт или отпустить героиню рецензии без бирки с цифрами, я бы сделал второе. Перед нами — незавершенная картина, серия ярких мазков, всмотревшись в которые, можно разглядеть шедевр или безнадежно испорченное полотно. Все зависит от художника, а он молчит, не желая раскрывать тайны. По экрану неспешно ползут строчки титров, голова пухнет от вопросов, однако ответов сегодня не будет, ибо то, что показывает Funcom, — завязка великой саги, пилотный эпизод длинного сериала. Тут не просто «cliffhanger» в духе голливудских фильмов 1930-х, когда машина с главным героем болтается на краю пропасти; в Dreamfall со скалы свисают два авто, три автобуса, пассажирский поезд и самолет.
Оценку ставить придется. Исход борьбы за будущее обоих миров — техногенного Старка и волшебной Аркадии — где-то за горизонтом, но коробка с групповым «фото» Зои, Эйприл и Киана уже явилась в магазины. Так что если вас не пугает неопределенность, добро пожаловать в Касабланку 2219 года. Там, на улице Роз, живут Габриэль Кастильо и его дочь…
Find her, save her
…которая никак не найдет себе места от скуки. Карьера биотехнолога заброшена наряду с учебой, уроки боевых искусств не в силах прогнать апатию, событие месяца — вечеринка с друзьями. Встряхнуть унылую рутину способно лишь нечто из ряда вон выходящее — скажем, мрачные видения, преследующие Зои на всех мониторах. Черный дом посреди бескрайней ледяной пустыни, маленькая девочка и шепот, проникающий прямо в подкорку: «Найди Эйприл… Спаси Эйприл…» «Не налегал ли кое-кто на „ужастики“?» — спрашивает Оливия, продавщица в лавке электронных товаров (и по совместительству — лучший хакер в округе).
Но галлюцинации, как и загадочный Шум, несколько недель разрушавший инфосферу Земли, не проходили. Хуже того, дурные вести стали явью — бесследно пропал журналист Реза Темиз, самый близкий друг Зои. Незадолго до исчезновения он попросил ее об одолжении — заглянуть в офис компании «Джива» и забрать посылку. Дальше все словно в киноблокбастере: хладные трупы, «маски-шоу» синдикатовского спецназа, глобальный заговор и… ниточка, ведущая в Ньюпорт.
Именно в нем летом 2209-го началось долгое путешествие другой темноволосой красавицы. Шагнув сквозь Раздел в магическую Аркадию, Эйприл Райан не знала, что вскоре изменит уклад жизни в обеих половинках некогда единой вселенной. Она восстановила равновесие между мирами, вернула Хранителя Баланса, спасла от вымирания род Белых Драконов и ушла в пустоту, забыв о тех, кто был ей дорог. Теперь предводительствует повстанцами, сражающимися против оккупантов из Азадийской империи; пришельцы с запада презирают волшебство и насаждают религию и паровые машины.
Один из них — Киан Алване, Защитник Богини, прибывший в Маркурию, чтобы выполнить особое поручение Совета Шести. Благородный воин, под суровым лицом которого скрывается наивный идеалист, и не подозревал, что его история драматическим образом переплетется с судьбами Зои и Эйприл. Впервые оказавшись в…
Бег как двигатель сюжета
Стоп. Рассказывая о Dreamfall, так и хочется накормить читателя жирными спойлерами. Острое желание возникло неспроста — повествование, несмотря на интриги и недомолвки, держит в напряжении до последних секунд. Создатель серии Рагнар Тёрнквист (Ragnar Tørnquist) потратил четыре года на сценарий, до блеска отточив сюжет и диалоги. Вы будете смеяться над язвительными ремарками Ворона и бахвальством бывшего колдуна Ропера Клакса, ахать от шока, когда <вымарано самоцензурой>, и смахивать украдкой слезы, стоя в петербургском подвале.
В этом помогают голоса. Я не представляю, сколько сил и времени Funcom отдала кастингу актеров, поскольку каждый из них — точное попадание в роль. Да, по нынешним стандартам обмен словами статичен, а кажущаяся нелинейность в списке доступных фраз остается иллюзией — чему быть, того не миновать, — но девять часов озвучки, богатой на эмоции и отменные реплики, заглаживают скупую мимику и неуклюжие жесты героев.
К сожалению, огорчает примитивность Dreamfall как адвенчуры. Об ее задачки не сточат клыки и ветераны шутерного фронта — решение всегда валяется на поверхности. Авторы не отважились бросить интеллектуальный вызов; порой целые главы состоят из неторопливых променадов из точки А в точку В. Пример: необходимо раздобыть пряность, дабы приготовить глинтвейн. Нас отправляют к торговцу, тот жалуется на пробки в соседнем квартале, из-за которых задержался его поставщик, и советует навестить беднягу. Кратко пообщавшись с бородатым извозчиком, мы получаем сокровенный мешочек и… все. Mission accomplished! Никаких сюрпризов, замысловатого скрещивания предметов в инвентаре и прочесывания местности с лупой. Самое сложное, что вам предстоит — соорудить факел из трех «запчастей» да подобрать мелодию к потайному порталу. Зои повезло больше других — у нее есть чудо-телефон, ломающий (почти) любую компьютерную систему и универсальная отмычка для замков. Встретилась преграда? Доставайте, не задумываясь, благо, сопутствующие головоломки не «тянут» и на разминку для мозга.
Разработчиков легко понять. Мейнстрим и зубодробительные пазлы сочетаются так же ладно, как патока с горчицей: современная аудитория, отвыкшая проводить часы в поисках заветного пиксела (особенно владельцы Xbox — второй целевой платформы Dreamfall), зевнет и вернется к экшенам, оставив фанатов без сиквела. Норвежцы решили не рисковать и пошли тропой Fahrenheit, забыв, к несчастью, о вовлечении зрителя. Quantic Dream заставляла нас терзать кнопки геймпада, поддерживая Лукаса Кейна во время роликов; у Funcom мы тупо отдавливаем клавишу «W», перемещая героя от сцены к сцене. И чем ближе развязка, тем сильнее чувство, будто и не игра это вовсе, а интерактивный фильм (что в какой-то мере — комплимент «киношной» грации оператора).
О модном
Бесхитростный «стелс» — реверанс в сторону консолей, явная попытка разбавить утомительные пробежки чем-то динамичным. Скрыться от недругов здесь гораздо проще, нежели в стародавней Countdown, не говоря уже о настоящих представителях жанра. Правило одно: не лезть в зону прямой видимости. Не торопитесь на тренировку в Splinter Cell.
А вот проверка рефлексов не помешает: если вам не удалось уболтать злодея хорошо подвешенным языком, свернуть шею (!) или вовремя спрятаться, готовьтесь к драке. Пары стычек с участием Киана и Эйприл вообще не избежать. Неспокойные граждане, что с них взять.
Сражения отсылают к эпохе освоения 3D в первых трехмерных файтингах. Блок, два вида атак и W/A/S/D объединяются в непритязательные «комбо» — удобно… кабы не замедленная отработка нажатий клавиш. Не раз я пропускал удары и «пролетал» мимо противников, открывая бок или спину, и только впавший в ступор ИИ избавлял меня от загрузки «сейва». Но к обычному «исследовательскому» интерфейсу нареканий нет. Наглядные значки в контекстном меню, настраиваемая камера, полезная функция «focus field», позволяющая быстро переключиться на нужный объект, словно придуманы для РС. Волей-неволей задумываешься, почему Funcom выбрала такой путь. Fahrenheit с ее любовью к заветам Dance Dance Revolution, третья Broken Sword, где требовалась мгновенная реакция на события, и, наконец, The Last Express, изящно вписавшая «разборки» в адвенчурную канву, получились куда лучше. Ведь мы пришли сюда не мордобития ради.
Открытки из будущего
От приставок натерпелась и картинка, хотя надо, пожалуй, поблагодарить PlayStation 2 за отсутствие в списке платформ — оптимизация под Xbox загубила немногое. Конечно, это не графическая «killer app» вроде Crysis или TES 4: Oblivion — рынок все же иной, — но основные персонажи и львиная доля локаций выглядят здорово. Мечтающая о генеральной уборке комната Зои, залитая солнцем площадка у кафе «Мока-Локо», заснеженная крыша гостиницы «Путник» и величественный город Темного народа врезаются в сердце с первого взгляда.
Однако туда проникают и не столь приятные образы. Нарисованные жидкой акварелью шпили делового центра Касабланки. Стерильно чистая, вырубленная гигантским топором из камня, дорога в гавань. Корявый забор спрайтовых деревьев в поселке на болотах и картонная панорама Маркурии, что открывается у входа в Монастырскую башню — от них, увы, уже не отделаться, равно как и от раздражающе частой подгрузки уровней. Разве что забыть, всмотревшись в симпатичные лица, и утонуть в сюжетных перипетиях под восхитительный саундтрек — сплав симфонического пафоса и прочувствованных баллад норвежца Эвена «Magnet» Йохансена (Even Johansen).
To be continued
Есть ли жизнь после «клиффхэнгера»? Что значит «Undreaming is unchained»? Встретятся ли еще раз Киан, Эйприл и Зои? К чему коротенькая сценка в самом конце? Рагнар Тёрнквист знает ответы, да только поведает их не раньше, чем окупится Dreamfall. И заодно, быть может, сотворит подлинную адвенчуру, без лишней аркадности и скидок на «широкую публику». А пока — наслаждайтесь отличным кино.
Рецензии пользователейна Dreamfall: Бесконечное путешествие1
Но знаете что? Плевать. Этот сюжет! Этот сюжет! Происходящее напоминает фантастически красивый интерактивный фильм, он все время держит в напряжении, и не зря игру так облизали критики. Именно сюжет и главное действующее лицо (Зои так же обаятельна, как и Эйприл) делают игру незабываемой.
Перед игрой крайне желательно ознакомиться с предыдущей частью, и тогда эффект от прохождения будет полным.