Среднее время в игре: 3 часа
Светлая тема

Рецензия на игру Enclave

Просматривая различные превью и рецензии на Enclave, нет-нет, да наткнешься на сравнение с Diablo. Всего лишь на основании наличия нескольких персонажей игре безапелляционно присваивают титул “RPG”, забывая даже о смягчающей приставке “action”, в то время как истинными ее сородичами являются Heretic 2 и Severance, а вовсе не приснопамятный хит от Blizzard. Надо понимать, на поклонников этих знаменитостей и рассчитывала Starbreeze Studios, затевая свой проект, впервые дебютировавший на консолях, а ныне добравшийся и до родной для нас с вами платформы.

It is all in the book

Предыстория достаточно банальна. Злобный демон Vatar позарился на некие пропитанные магией земли, энергия которых должна даровать ему неуязвимость. Разумеется, коренное население активно возражало против нахальных притязаний шипастого негодяя и безуспешно сопротивлялось вторжению. Трагический исход предотвратило появление местного Гэндальфа на белом коне, роль которого исполнил отчаявшийся маг, слишком усердно размахивавший своим посохом и нечаянно пробивший огромную дыру прямо под ногами у Vatar’a. Чудовище провалилось в преисподнюю, а южные луга и северные горы оказались разделены бездонным каньоном, получившим название Rift.

Сражавшиеся армии катаклизм отсортировал пропорционально жизненным ценностям. По прошествии многих лет и без того гордые и завистливые Outlanders еще больше обозлились, а донельзя добрые обитатели страны Celenheim уже стали подумывать, - не отрастить ли им ангельские крылышки? Но то ли маг попался щуплый, то ли посох свой он приобрел в магазине подержанных товаров, однако Rift становился все меньше и меньше, пока окончательно не соединил веками разделенных соседей. Самое время для торжественной встречи и обмена послами… ан нет; одурев от скуки, они не нашли ничего лучше, чем начать новую войну, на этот раз друг с другом.

Select alignment

В нашем распоряжении - две независимые кампании. Outlanders, во главе с полуголой жрицей Mordess’ой, намерены воскресить демона, а Celenheim’цы всячески пытаются этому воспрепятствовать. Первым отводится на все двенадцать миссий, вторым четырнадцать (не считая скрытых). Задачи ставятся разные, уровни уникальны, но в некоторых случаях придется выполнять схожее с вражеским задание (меняется лишь полярность цели). К примеру, «добро» должно спасти торговца Маркуса от преждевременной кончины, а «зло» - наоборот, ее приблизить. Или эпизод с осадой крепости, где приходится защищаться или атаковать, в зависимости от выбранной стороны. Стоит отметить, что «добрая» кампания выстроена гораздо интереснее в плане сюжета и встреченных на пути противников-«боссов». Для их визави, в основном, устанавливаются куда более скромные задачи в виде выполнения рутинных почтовых поручений, а боевые действия ведутся против жалких заморышей, в подметки не годящихся роскошным демонам преисподней.

1, 2, 3, 4…

Первостепенной целью любой миссии является необходимость пробежать из одного конца уровня в другой, попутно дернув пару-тройку рычагов и отыскав нужный ключик. Другим непременным атрибутом выступают толпы не согласных с курсом партии противников, - их непременно нужно изрубить, подорвать, поджарить с помощью магии или начинить стрелами. Путешествуя по уровням, можно отыскать и новых персонажей. На каждую сторону их предусмотрено шесть разновидностей, являющихся полнейшими аналогами друг друга. Тот же Лич — детальная копия Мага, а Охотница ничем не отличается от Убийцы. По окончании обеих кампаний выдается еще по одному монстру — Earth Elemental для Celenheim и Stone Gnome для Outlanders.

Ассортимент оружия заставляет глаза разбегаться. Доступ к всевозможным мечам, топорам, молотам и прочему железу в разных пропорциях распределен по подопытной семерке. Охотница/Убийца владеет луками и арбалетами, изредка пуская в ход кинжал, а Рыцарь предпочитает щит и меч, но арбалетом тоже не брезгует. Пара магических классов применяет в умерщвляющих целях десяток заклинаний, и все без исключения пользуются лечащими зельями и доспехами. Собственно, в большинстве своем противники — это разодетые в различную броню и экипированные тем или иным оружием представители классов-антагонистов. Традиционных монстров практически нет.

Чтобы как следует снарядить нужного персонажа в дорогу, требуются финансовые средства. Здесь разработчики решили провести весьма странный эксперимент над геймплеем. На каждом уровне валяется определенное количество золота, которым необходимо завладеть. Специальный индикатор отображает, насколько серьезных успехов мы достигли в данном меркантильном занятии, причем иной раз приходится облазить все закоулки и секретные локации в поисках затерявшихся кошелечков и драгоценных камней. Не рекомендую переживать из-за пропущенной сотни-другой монет. Ближе к финалу вы все равно сможете купить себе самое мощное оружие, нацепить наиболее продвинутые шмотки и запастись зельями или стрелами.

Самым же упорным игрокам предлагается сколько угодно проходить уже открытые задания, выискивая особенно тщательно запрятанные тугрики. Разница между общим количеством и найденной ранее суммой поступает на единый банковский счет семерых «борцов с». Что самое забавное, он неиссякаем. Какими бы дорогими ни были покупки, депозит нисколько не изменится, а лимитом является лишь его текущая величина. Экипировав мага парочкой дорогих посохов и десятком лечащих зелий, вы не ущемите в правах на стрелы или бомбы других персонажей. Даже если часть снаряжения будет использована, перед переходом на другой уровень выяснится, что с собой предлагается взять тот же самый комплект, а содержимое кошелька не уменьшилось. Такая вот интересная бухгалтерия.

В довершение всего надо еще постоянно успевать к чекпоинтам. Этот непременный атрибут консольных игр, постоянно отнимающий возможность нормально записать игру, в Enclave чрезвычайно полезен. Во-первых, если после его активации персонаж погибнет, он немедленно воскреснет в месте «сохранения». Во-вторых, все совершенные до момента смерти действия не придется выполнять заново (особенно удобно в отношении уже умерщвленных противников). Таким образом, прохождение любого уровня делится на два этапа: до и после контрольной точки. Поначалу приходится соблюдать осторожность, никуда не падать и своевременно устранять зловредных лучников, а потом всякое напряжение пропадает, поскольку надпись «mission failed» в случае гибели уже не появится.

Прямые руки

Если бы достоинства Enclave этим исчерпывались, игра наскучила бы после третьей миссии, однако коллектив Starbreeze потрудился над еще одной, крайне важной составляющей — великолепным дизайном уровней. Куда нас только не забросит судьба: эльфийские леса, наполненные лавой пещеры, населенные призраками заброшенные поместья, разрушенные шахты, роскошные дворцы и величественные замки, подводные жилища магов, потусторонние измерения, - всего и не перечислить. Каждый элемент оформления выполнен тщательно и с любовью, красивейшие текстуры и цветовая палитра подобраны безупречно. Добавьте сюда зрелищные спецэффекты и отличную анимацию моделей, сияние полигональных доспехов, падающие с осенних деревьев листочки, блеск солнца на отлично реализованной воде... Самая настоящая сказка.

Довершает уход из реальности бесподобное музыкальное оформление. Количество треков весьма велико, и они прекрасно создают необходимую атмосферу. Озвучка же определяется простой характеристикой — “quality”. Мечи лязгают, противники бормочут проклятия, стрелы свистят и втыкаются в плоть, а редкие монологи NPC звучат вполне правдоподобно. Конечно, за все это придется заплатить высокими системными требованиями. Даже на очень мощной машине и в достаточно скромном разрешении игра порой страдает паралитическими припадками, когда производительность падает до 10 fps и ниже. Весьма странно, ведь движок не имеет толкового динамического освещения, что очень хорошо видно, если взять в руки огненный меч. Да и тени далеко не на высоте.

В качестве откупа разработчики постарались придать игре некий налет интерактивности, сделав скриптовые сцены, вроде рушащихся на голову персонажа стен осажденного замка или катящихся ему навстречу гигантских валунов. Можно даже манипулировать гигантскими арбалетами, пушками и стенобитными орудиями, а в одном из бонусных заданий предлагается расстреливать из них мирное население и защитников деревеньки. Увы, на большее авторы не решились, и нам не дают разломать даже самую тщедушную бочку. Что уж говорить про монстров, которые умирают, сохранив в целости все свои конечности, даже если их перед этим несколько секунд шинковали здоровенной секирой... Лень, политкорректность или забота о психическом здоровье детишек тому виной? Игру лишь украсила бы обильная кровавость и небольшая «расчлененка», как, впрочем, и дополнительные возможности персонажей, вроде умения подтянуться на руках и куда-нибудь залезть. Я вовсе не проповедую заветы Л. Крофт, однако неспособный подпрыгнуть на 10 сантиметров «герой» смотрится удручающе. Поневоле вспоминается остроухий Corwus, поражавший в свое время ловкостью и прытью.

Фиеста

Enclave — праздник для любителей яркого и бесшабашного экшена от третьего лица. Игра вполне может заставить их позабыть на два-три дня о бытовых проблемах и погрузиться в мир волшебных приключений. "Родители" же, правильно оценивая потенциал своего детища, предусмотрительно оставили финал открытым. В сиквеле мы узнаем о том, что у почивающих на лаврах злых демонов тоже могут возникнуть неожиданные проблемы, а романизированная раса «предков», так некстати призванных нацией Celenheim, не преминет напомнить о себе. But that is another story, to be told another time…