Светлая тема

Рецензия на игру Ether One

Видеоигры и причудливые миры человеческого подсознания словно созданы друг для друга. И там, и там привычные законы реальности легко искажаются, возникают совершенно безумные ситуации, возможны самые невероятные вещи. Вопрос лишь в том, что конкретно игроку делать в этом царстве необузданной психики. У интригующего инди-проекта Ether One есть свой вариант ответа, хотя вариант этот может оказаться не для тех, кто бережет свое душевное здоровье.

Вечное сияние чистого разума

Ether One сложно уместить в общепринятые жанровые рамки. Если грубо, то это квест от первого лица, который в равной степени может понравиться как фанатам Dear Esther, так и поклонникам Portal. Или не понравиться ни тем, ни другим — запуская игру, лучше отбросить все ожидания. 

Наш герой зовется Реставратором (Restorer) и работает в необычной клинике. Здесь лечат деменцию, но не таблетками или терапией, а на манер Леонардо Ди Каприо в нолановском «Начале». Реставратор проникает в подсознание своих пациентов и пытается найти там причины возникновения заболевания. Сегодня он посетит угасающий разум Джин Торнтон, школьной учительницы на пенсии, и попытается понять, как именно она утратила ясность ума.

Действие Ether One разворачивается в городке Пинвиле, где Джин провела детство и вернулась встречать старость. Реставратор бродит не по самому городу, а по его образу из памяти пациентки, так что не стоит удивляться странным звукам и развешанным повсюду красным бантикам — так обозначаются обрывки воспоминаний. Исследуя окрестности, мы по крупицам собираем историю Джин и жителей ее городка. Сложно не оценить мастерство сценариста — даже небольшие заметки, которые наш герой находит тут и там, написаны столь талантливо, что порой игру хочется просто читать, как электронную книгу.

Постепенно, записка за запиской, мы раскрываем историю увядания шахты Пинвила — эта побочная, но отлично погружающая в мир игры повесть попадется нам почти сразу же. Однако вскоре мы выходим на прибрежные улицы Пинвила и выясняем, что подобные истории есть почти в каждом доме — вот переписка рыбаков, вот заметки кузнеца, а вот тетрадка мальчика, который готовится к участию в городском фестивале. Авторам, к сожалению, не хватило чувства меры — побочных историй оказывается слишком много. Подробности смешиваются друг с другом и, не имея наглядной связи с сюжетной линией самой Джин, вылетают из головы.

Турист или мазохист?

Разработчики предлагают проходить игру двумя способами — просто нестись вперед по сценарию или решать опциональные пазлы, раскрывая новые детали жизни Джин. В первом, «чисто сюжетном» варианте нам нужно просто ходить по локациям и собирать те самые красные бантики с воспоминаниями. Для этого требуется лишь элементарная внимательность — авторы хотели, чтобы Ether One могли пройти даже самые неопытные игроки.

Несмотря на талант сценариста, эта едва интерактивная экскурсия оказывается довольно скучной. История Джин, как и зарисовки из жизни Пинвила, подается маленькими фрагментами — отрывками фраз или таинственными зарисовками. Авторы долго кормят нас разрозненными эпизодами, но не торопятся их соединять — любопытные фрагменты не находят точек соприкосновения и повисают в смысловом вакууме. Там, где интерес игрока-читателя стоило бы подогреть хоть какой-то крупицей ясности, Ether One то молчит, то еще больше запутывает повествование.

Второй вариант прохождения кидает игру в другую крайность — ненавязчивая прогулка по Пинвилу превращается в суровое испытание пазлами. Вам кажется странным, что код от закрытой двери выбит на дне золотой тарелки? А как насчет двух пустых бутылок и губной гармошки, что вы подобрали? Здравый смысл подсказывает, что рано или поздно им найдется применение, но на здравый смысл лучше не рассчитывать. Какая-нибудь шестеренка, которую вы заприметили еще в самом начале, может пригодиться лишь через пару часов. Или наоборот — новый предмет заставит вас вернуться в стартовые локации. Элементы головоломок раскиданы по всей игре, поэтому сложность и без того непростых пазлов взмывает до космических высот. 

Что ж, ветераны олдскульных квестов трудностей не убоятся — напротив, будут только рады принять вызов. Но возникает вопрос: что отделяет честную сложность от банального неудобства? В Ether One у нас почему-то нет даже нормального инвентаря. Все подобранные предметы приходится складировать в отдельном кабинете — с собой Реставратор носит только одну вещь. Хочешь быстро вспомнить, что у тебя есть в запасе? Не получится — телепортируйся, подходи к полкам в кабинете, изучай их и возвращайся обратно. Большинство подсказок, вроде кодов от дверей, герой узнает из записок, но у него нет журнала, где эта информация фиксируется. Авторы на полном серьезе предлагают выписывать все, что вас может заинтересовать, на листочек, и этот анахронизм позиционируют как одно из достоинств игры. Почему бы тогда не заставить игрока пешком ходить в свой кабинет-инвентарь? Или — чего уж там — не оснастить игру интерфейсом с текстовыми командами? Винтажно же!

***

У Ether One есть две крайности, но не хватает золотой середины — между беззаботной прогулкой со сбором бантиков и квестовой мозгоплавильней лежит пустота. И хотя в команде White Paper Games есть одаренный писатель, сценарию все-таки не хватает стройности — ненужным деталям уделено излишнее внимание, а нужные страдают от недосказанности. Ether One остается игрой по меньшей мере необычной и по-своему, конечно, интересной, поэтому вдвойне жаль, что игру с такой трогательной концепцией нельзя рекомендовать более широкой аудитории.