Европа 3. Византия

Добавить в
Мои игры
3
Добавить в
Вишлист
Сохранить в
Коллекцию
Шедевр
2
Так себе
Ужасно

Рецензия

Глобальные стратегии слишком сложны и неспешны для большинства игроков. Единственная по-настоящему успешная компания в этой нише — Paradox Interactive. Несмотря на то, что ее проекты страдают от многочисленных ошибок, у Paradox хорошая репутация. Действуя по шаблону, шведская фирма приучила покупателей к мысли, что явные недоработки будут быстро исправлены патчами, а от глубоко укоренившихся неудобств избавит аддон. Вышедшее в середине 2007-го дополнение Napoleon's Ambition укладывалось в привычную схему — после его установки из Europa Universalis 3 исчезли почти все болячки, отвлекающие от игры. Перед второй «насадкой», In Nomine, стояла задача посложнее — удивить фанатов EU 3 чем-то новеньким. Второй Рим Самый банальный способ, к которому регулярно прибегает Paradox, — расширение временных рамок. Europa Universalis 3 начиналась с падения Константинополя, а в In Nomine стрелки часов переведены на полвека раньше. В 1399 году Византийская империя уже была близка к коллапсу — ей принадлежали два клочка земли на противоположных берегах Эгейского моря. Впрочем, если турки не растопчут вас на старте, есть шанс восстановить былое величие, стать гегемоном Восточной и Южной Европы и отправить греческие корабли в Новый Свет. Возможность вольно переписывать прошлое, не боясь искусственных ограничений, — главное отличие EU 3 от EU 2. Его приняли далеко не все поклонники серии: одни хвалили ее за то, что повторные партии перестали быть бесконечными репетициями одного спектакля, другие обвиняли в лишней «абстрактности», утверждая, что расположенные по соседству государства похожи как близнецы. В In Nomine Paradox предложила враждующим лагерям компромисс. У знаковых держав появились «сюжетные» задания, поощряющие развитие по «исторически верному» пути: Византия должна вернуть Грецию и Малую Азию, а Россия — получить выход к Балтике. Кроме того, в IN заложены десятки случайных поручений: «послать купца в Венецию», «создать мощный флот», «обратить Киев в католичество» и т. п. Вместо призовых баллов из EU 2 здесь награждают ощутимыми бонусами к экономическим показателям. Тех, кому не хватало национального колорита, порадуют светские и религиозные законы. Перед принятием большинства указов нужно выполнить какие-то условия (скажем, подвинуть «ползунки» реформ). К примеру, если ключевая для In Nomine Византия разрастется до 6 провинций, она сможет возродить имперскую административную систему, повысив приток рекрутов на 25%. У многих опций есть не только плюсы, но и минусы, поэтому использовать их следует с умом. Порой аналогичные решения доступны и «на местах»: устроить фестиваль, сбив недовольство в беспокойной области, или улучшить отношения с пограничной страной, открыв ее посольство. Приятнее всего, что никто не навязывает нам новые инструменты — от них всегда можно отказаться. Детали успеха Прочие изменения поначалу кажутся косметическим ремонтом и правкой баланса. К счастью, это не так. Толпы советников, новые фильтры для карты и национальные идеи действительно не заслуживают особого внимания, но сочетание «мелочей» весит больше, чем простая сумма слагаемых. Совсем иначе выглядит война. Разработчики понизили важность «стабильности»: на наведение порядка в крупной стране с разнородными провинциями в IN уходят не десятилетия, а годы. Конечно, для этого надо бросить все силы на преодоление внутренних проблем. Стоит влезть в вооруженный конфликт, и стабильности начнет вредить параметр «усталость от войны», влияние которого, напротив, заметно усилилось. Благодаря ему врага часто удается поставить на колени, уничтожая его полки. Истощение влечет множество бед: торговля теряет эффективность, армия дерется хуже и хуже, возрастает риск восстаний. Со временем противостояние затухает само собой — уцелевшие части покидают передовую, чтобы разогнать повстанцев по домам. Как и в EU: Rome, бунтовщики — серьезная угроза. Тяжелее всего «карликам» с малым запасом рекрутов. В In Nomine мятежники стали выставлять различные требования. Фанатики обращают занятые регионы в свою веру, крестьяне жаждут снижения налогов, сепаратисты хотят создать независимое княжество или присягнуть вашим соседям… Если вы не подавите смутьянов или не сядете за стол переговоров, они непременно добьются своего. Впрочем, генералы не должны расслабляться, даже когда в тылу все спокойно. Правила снабжения ужесточились. Нерадивый командир проиграет до столкновения с неприятелем, растеряв солдат из-за дезертирства, голода и болезней. Нормальное пополнение идет только рядом с захваченными областями, хотя еще лучше отвести потрепанные полки домой. Кстати, наемники больше не восстанавливаются за счет «государственных» новобранцев и полезны лишь для маленьких, но богатых купеческих республик, у которых нет иных вариантов самозащиты. Вместо «неисторичной» стратегии линий фронта, нередко встречавшейся в EU 3, исход тут определяют решающие сражения. Игру избавили от утомительных преследований — чтобы добить деморализованную армию, нужно догнать ее всего 1-2 раза. Подписывать мирные соглашения теперь тоже удобно — компьютер оценивает адекватность выдвинутых условий, «не отходя от кассы». Эволюция коснулась почти всех сфер. Сменив подход к духовной жизни общества, Paradox преобразила международные связи. В In Nomine отсутствуют «ползунки», с чьей помощью правитель мог гибко настроить терпимость к чужим религиям. Базовое значение этих параметров неизменно, и пока у вас нет специальной национальной идеи, о взаимопонимании с еретиками не стоит и мечтать. Найти же язык с братьями по вере очень просто. Набрал политический вес и Папа Римский, выучивший пару приемчиков: «отлучение от церкви» и «призыв к крестовому походу». Автоматизировав торговлю и облегчив массовое строительство в Napoleon's Ambition, авторы In Nomine снесли последний бастион рутинных щелчков мышью — отправку поселенцев и миссионеров. Изменилась и коммерция — цены товаров зависят от спроса и предложения, поэтому боевые действия мешают даже тем, кто в них не участвует. Для расчета доходов от заморских земель применяется свежая схема, заставляющая колонизаторов содержать солидные флотилии. Часть кораблей необходимо выделить на патрулирование прибрежных вод, иначе золотые галеоны уплывут к флибустьерам. * * * А вот Paradox за свои финансы может не волноваться, ибо Europa Universalis 3: In Nomine — отличный аддон, способный добавить серии популярности. Он подойдет и поклонникам EU 3, и новичкам, опасавшимся ее прежнего недружелюбного характера, и недовольным фанатам старой закалки.
Платформы
Дата выхода
28 мая 2008 г.
Разработчик
Paradox Interactive
Издатель
Paradox Interactive
Возрастной рейтинг
Not rated
Продюсер, Дизайнер
Главные работы35
  • Платформа PC добавили в Европа 3. Византия.

    May 28, 2008
  • 14 новых скриншотов добавили в Европа 3. Византия.

    May 28, 2008
  • Издатель Paradox Interactive добавили в Европа 3. Византия.

    May 28, 2008
  • Разработчик Paradox Interactive добавили в Европа 3. Византия.

    May 28, 2008
+
Написать рецензию
😴
No game here yet
Шедевр
Так себе
Ужасно