Подозреваю, что вы даже и не пытались вспомнить, когда последний раз играли в приличную RPG от Interplay. Fallout как нельзя кстати демонстрирует, что такое настоящая ролевая игра, меж тем оставляя сладкие сказочные истории Forgotten Realms на пыльных страницах библиотечных скрижалей. Кто-то говорит о возрождении жанра? Лучшего кандидата не найти. Будем терпеливы...
Что такое Fallout? Задайте этот вопрос поклоннику квестов, стратегоману и ролевику, - каждый даст оценку в рамках своего любимого жанра. И будет прав! Ибо время чистых жанров безвозвратно уходит, добро пожаловать в эру направлений-миксов. Но все же. Свобода, присущая любой настоящей RPG; боевая система, соперничающая на равных с X-COM; сюжетная глубина, сделавшая бы честь любому квесту. Впрочем, это всего лишь пустые слова по сравнению с тем, что таится в игре.
Тайны Wasteland
Сюжет и мир Wasteland - настоящая изюминка. Проработанность стиля кроется в тайнах, о которых знают лишь терзающие израненную радиацией землю ветры. Когда вы, вооруженные пистолетом с парой обойм, выйдете наружу, то ощутите, что значит быть чужаком. Подобно захватывающему роману, игра ни за что не позволит узнать все сразу. Или хотя бы капельку. С того момента, когда тяжелые ворота Vault 13 захлопываются за вашей спиной, выживание в мире, где совсем недавно бушевала ядерная война, - первостепенная задача. И цена жизни весьма высока - water chip.
Главный герой провел всю свою жизнь в бетонном бункере глубоко под землей. Там, где губительная радиация не может вершить свое черное дело. Vault 13 - ваша родина, ваш дом, ваше все, если хотите. Таких хранилищ в Калифорнии - единицы. Да вот беда - чип, отвечающий за очистку воды, вышел из строя, и кому-то нужно идти наверх. Краткое напутствие и год на поиски, иначе хранилище погибнет. А наверху - враждебный мир, где вы - всего лишь обыкновенный человек. Пусть вселенные спасают рыцари, родное хранилище в опасности! С самого начала приходится привыкать к тому, что супергерои бывают только в комиксах.
У хорошей игры должна быть своя философия. Это не просто n строчек кода и набор спрайтов. Игра затягивает. Пара бессонных ночей и, если повезет, вас поймают за ноги. Vault 15, где по предположениям начальства имелись необходимые запчасти, давно разрушено. След чипа потерян. Что дальше? Ничего особенного - вот карта с секторами на манер Jagged Alliance, крутитесь, как можете. Время, разумеется, идет, предательски уменьшаясь на экране PipBoy. Ах да, знакомьтесь - ваш персональный калькулятор. Информация о квестах, карты и таймер. Чертовски полезная вещь в такого рода круизах.
Сделай сам
Надеюсь, вы уже прониклись предстоящими трудностями? Хотя... ими трудно проникнуться, не испытав все на своей, опаленной радиоактивным солнцем шкуре. Поэтому к процессу генерации персонажа партия предписывает относиться более чем тщательно. Главный герои один - это вы. Впрочем, авторы не настаивают, можете сыграть роль уже созданных персонажей. Но никто не имеет право отобрать у игрока святое - возню с бегунками, распределение очков и галочек. После Fallout вы будете любить этот процесс еще больше.
Игра на удивление дружелюбна. В интерфейсе разберется даже ребенок, не говоря уж о геймере со стажем. Даже если вы никогда не практиковали как киберпанк, вам это удастся без особого труда. От того, что умеет подопечный персонаж и какова его харизма, здесь зависит многое. Если быть точным - все. Чтобы посмотреть все финальные мультики, будьте готовы пройти игру несколько раз. Abilities, как основные параметры силы, ловкости, ума и прочего весьма стандартного ролевого хлама, содержат такой занятный пункт, как, например, Luck. А заикающийся обладатель гнилых зубов едва ли станет мастером дипломатии или народным героем. Физические параметры важны не меньше, они, по крайней мере, обеспечат право на жизнь, если кому-то не по душе, что вы через слово материтесь. Сопротивляемость ядам, радиации, способность к регенерации и качество глазомера - все это занимает далеко не самое последнее место в судьбе паломника в мире Fallout.
Skills - как раз то, ради чего придется зарабатывать опыт, ибо abilities не склонны к увеличению естественным путем. Едва ли вы станете сильнее, если только что изрубили в радиоактивную капусту стайку крыс. Зато полученные за очередной "уровень" очки можно потратить, скажем, на увеличение умения крушить черепа кастетом и прочими колюще/режуще/дробящими предметами. Умения делятся на группы: боевые, лечебные, хакерские, ремонтные, возможности дипломатии и торговли, обнаружения ловушек и так далее. Выбирайте, что по душе: стрельба из пулемета или оказание первой медицинской помощи? А может, и то, и другое? Хозяин барин.
Последний штрих - optional traits. К вашим услугам пара персональных способностей. Хотите иметь врожденные способности меткой стрельбы? Пожалуйста! Ваша бабушка заигрывала с оборотнями... что ж, не беда, зато персональные способности резко возрастают в ночное время. Нет, пожалуй, тот факт, что умирающие при вас люди почему-то делают это гораздо эффектнее, чем при других (кровищща, сэры), будет интереснее. Через каждые три уровня - очередной перк. О, эта свобода...
It's a wonderful life!
Готовьтесь пожинать плоды своих селекторских навыков. Без сомнения, первые из них будут весьма горькими на вкус. Играть не так просто, как это может показаться сначала, - Терминатор сошел бы в Wasteland как минимум за Бога. На развилке, - три пути, три стиля игры, каждый из которых имеет прав на жизнь не меньше, чем другие. Быть Тимуром-без-команды, изводя только бандитов, помогая обездоленным, убогим и слабоумным. Избрать роль "своего парня" с языком до самой калифорнийской границы, автоматически избавляя себя от ненужной жестокости и забот о жителях какой-то там "поверхности", когда предки норовят склеить ласты в бункере. Наконец, можно быть настоящим фашистом: деньги, женщины, пушки, кровищща и никаких конфет маленьким детям. В любом из перечисленных амплуа играть интересно. Более того, в Fallout нет ситуации, когда цель недостижима. Разница лишь в методах.
Wasteland - колыбель новой цивилизации. Звучит пафосно, но на вид все гораздо плачевнее. В любом случае, следует знать, с кем в этом мире стоит связываться, а с кем - нет. Усвойте это хотя бы до тех пор, пока показатели боевых скиллов не превысят разумные пределы, а рюкзак не наполнится высокотехнологичным оружием. Сила не всегда лучший способ. Вас может откровенно раздражать тон облучившихся пацифистов, боссов мелких подпольных группировок и их шестерок, или просто отморозков. Но прежде чем выписывать им путевку в Валгаллу, сначала выслушайте то, что они говорят. Возможно, в будущем это облегчит вам жизнь. Связи могут оказаться очень кстати. Всегда есть краеугольный камушек, за который бодаются совершенно разные люди. Почему бы не использовать это в своих целях? Подружитесь с сильными мира сего, и вам откроется нечто большее, чем грязные закоулки наркоманских районов.
Разработчики постарались сделать все, чтобы процесс обмена информацией не был скучен. Для диалогов написан даже собственный интерфейс! Что уж говорить о нелинейности и смысловой глубине дискуссий. С NPC можно также обмениваться вещами и оружием. Деньги, друзья, не имеют в постапокалиптическом мире никакой ценности. Только бартер. Умение с выгодой для себя вести торговлю можно развивать, совершенствуя до того момента, когда смысл фразы "ловкость рук и никакого мошенничества" обретет самые четкие формы.
Boom-Bang
Заверения Interplay о равноправии методов по добыче experience не сбылись. Бой по-прежнему остается главным источником опыта, что само по себе правильно. Иначе мы и не хотим, ей-богу! О, Fallout без своих огнедышащих погремушек - просто квест с элементами RPG. Разработчики позаботились о нас в полной мере, количество всевозможного оружия не поддается описанию. Среди образцов встречаются в основном раритетные экземпляры, но порой может перепасть и детище новых технологий, например, плазменное ружье или пистолет под патрон .233 калибра (но Desert Eagle!). Правда, до таких изысков начинающему игроку как в неудобной позе до Дальнего Востока. Рабочими лошадками служат разношерстные дробовики, на коленке восстановленные "Ремингтоны", пистолеты-пулеметы, пистолеты причудливых конструкций и прочий металлолом, доставшийся в наследство цивилизации попкорна и MTV.
Авторы весьма тщательно отнеслись к этой части игры - все модели старательно отрисованы, снабжены ТТХ и историческими справками. Рекомендуется учесть еще и тот факт, что калибр вооружения соблюдается свято. Например, пули 5mm подойдут как к штурмовой винтовке, так и к шестиствольному пулемету системы Minigun. А .233 патрон вообще без труда примеряется к арсеналу, начиная с пистолета и заканчивая снайперской винтовкой. Все энергетическое оружие работает на радиоактивном топливе, а огнемет с гранатометом принимают только уникальные виды боеприпасов.
Шаг влево, шаг вправо...
Сам бой очень напоминает аналогичное действо в Jagged Alliance. Пока не появился враг, идет реальное время, но стоит в поле зрения попасть бандитской роже, процесс переходит в походовый режим. Появляется полоска с количеством AP, к бою готовы. Action Points - величина не менее важная, чем, скажем, сила или выносливость. Перезарядка или потрошение содержимого рюкзака тоже стоят драгоценных во время боя очков. Шотган, например, имеет большую убойную силу, но через два выстрела требует перезарядки, на которую можно истратить целый ход.
Примеры можно приводить еще долго. Будьте уверены - бои в Fallout не уступают по зрелищности аналогам из стратегического стана. Только в нашем случае удачный исход зависит от целого комплекса личных параметров персонажа. Глубина подхода вполне тянет на уникальность. Вкупе с тактическими просторами боевая система оставляет далеко позади традиционные безликие ролевые мочиловки с обменом ударами. В большинстве случаев это, впрочем, проявляется и в Fallout, но здесь, сами понимаете, все гораздо веселее.
Огорчает одно - в игре нет напарников. То есть, возможности создать полноценную партию персонажей. Я понимаю, здесь другой случай, но все же. Хотя, моя оценка, пожалуй, излишне радикальна, спутников здесь найти можно, но их качества начинают подвергаться сомнениям уже к середине игры. Можно предположить, что это желание Interplay не подвергать лишним испытаниям игровой баланс. Помогли в начале, и ладно. Стоило ведь разрешить хозяйничать в рюкзаке у напарника, наставляя митрофанушку по части военного искусства, и все было бы куда интереснее. А так - пушечное мясо.
Штрихи
Выбранный разработчиками графический движок, несмотря на некоторую немощность, подходит как нельзя лучше для такой игры. Атмосферность на высоте. Стоит ли ждать красот от мира, где адским смерчем пронеслась ядерная война? Врагам отрывает конечности, закрытые двери распахиваются перед зарядом динамита... Fallout откровенно щеголяет мелочами, которые в совокупности придают его виду неповторимый стиль. Разрушенные города, в меру депрессивный эмбиент и какое-то чуть ли не осязаемое чувство тотальной безысходности. А ведь это всего лишь игра.
Пора выносить вердикт. Чуть ли не впервые фэнтезийная классика AD&D получает конкурента-титана. Fallout, конечно, рановато тягаться с зубрами кубика и бумажки, но это, поверьте, гениальное творение, о котором можно исписать не один мегабайт дискового пространства. Но лучше просто играть.
Рецензии пользователейна Fallout6
Конечно, технически игра морально устраревшая, но в любое время. порадует любителей классики и изометрических ретро-РПГ с продуманной ролевой системой, свободой выбора и тоннами диалогов.
Оценка на все времена 9/10