Светлая тема

Рецензия на игру Gas Guzzlers: Убойные гонки

На самом деле дебютный проект хорватской студии Gamepires нисколько не соответствует своему названию. На Западе термин «gas guzzler» (бензиновый обжора) закрепился за автомобилями, неэффективно расходующими топливо. А в Gas Guzzlers они если что и расходуют неразумно, то лишь патроны.

Осторожно, злые суперкары!

Типичный (пусть и редкий) представитель класса «combat racing» – какой он? Что-то из области фантастики, с футуристическими четырехколесными монстрами и (полу)разрушенным миром в качестве фона, где охочие до адреналина остатки человечества пытаются красиво перебить друг друга? В Gas Guzzlers нет такого стереотипа. Машины тут обычные, известные, разве что сверху у них приделана какая-нибудь ракетная система «Alzheimer» или еще что покруче.

Да, Lamborghini Aventador (т.е. El Matador, или Luncia Penta Immorale, или Mazderatti — кому нужны шильдики и официальные эмблемы, когда и без них видно, кто есть кто?) с двумя пулеметами на крыше так же нелепа, как с внешним багажником, однако разработчики и не скрывали желания пошутить везде, где можно. Характеристики апгрейдов, названия «пушек», имена соперников… Местами даже перегнули палку.

Зато на трассе Gas Guzzlers не стремится с улыбкой сопроводить игрока в высшую лигу. В Gamepires придумали нестандартную «карьерную» схему, только работает она со скрипом. Вся кампания поделена на три чемпионата. В каждом мы постепенно открываем/покупаем автомобили и детали (жаль, что после их установки описание исчезает) и поднимаемся по турнирной таблице. Хитрость в том, что конкуренты уже слегка впереди, а у лидера и вовсе 20 очков. То есть навсегда сослать нас на последнюю стартовую позицию – это банально, надо еще больше усложнить жизнь!

Почему-то именно на первом чемпионате авторы решили отсеять малодушных потребителей аркадного фастфуда. Машинки небыстрые, оружия для них мало, трассы непонятные и неизученные, так что поначалу AI-пилоты легко создают приличный очковый отрыв. А чтобы ликвидировать его и попасть в финальную серию из трех заездов подряд, придется много раз откатать одни и те же гонки. Суровая школа! Тем более что чего-то оригинального среди режимов не найти: «Classic race» — без оружия (до первой мины за крутым поворотом – почти что NFS), «Battle race» и «Knockout» — с оружием. Неужели никто в Gamepires не играл в Crashday

Что будет, если вы продержитесь и пройдете «притирку»? Ну, это как пересесть с Ford Capri на BMW M3 GTR… точнее, с Lord Crappe на Bummer 3M JTR. Скорости на порядок выше, арсенал внушительный (к счастью, все пулеметы, шотганы и прочие ракетницы мы приобретаем лишь однажды), а лидер и аутсайдер – практически одно и то же. Азарт – бешеный, хотя AI, в общем-то, можно стабильно усмирять нехитрым приемом – вырваться на простор и закидать дорогу позади себя подобранными минами, маслом и дымовыми шашками.

Проверка временем

К сожалению, чем дальше, тем отчетливее предчувствие упадка. «Прокачка», например, получилась чересчур прямолинейной. Едва в магазине появляется новое авто, противники резко прибавляют. Приходится идти в ногу с «прогрессом», бросать недавнего фаворита (толком необкатанного), для которого тщательно подбирал цвет, стикеры и колесные диски, и опять спускать все призовые на очередную пачку модификаций. Средств обычно в обрез, поэтому на покрытие расходов идут и предыдущие модели.

Тридцать две трассы – достойная цифра. Они симпатичны (насколько можно рассмотреть на большой скорости), с «хорошими» и «плохими» срезками и, по нынешней моде, с кучей сбиваемых объектов. Однако и тут правило первого впечатления незыблемо. После часа-другого игры вы преодолете пик восторга от пейзажных зарисовок и в конце концов вычислите, что этапы в Gas Guzzlers собраны на четырех заготовках («снежной», «зеленой», «пустынной» и «скалистой») из разных кусков, словно спецучастки в WRC. Порой интуитивно сбрасываешь масло в каком-нибудь туннеле, смутно припоминая, что уже проезжал его в обратном направлении.

К третьему чемпионату до смерти наскучивают одинаковые взрывы и – что еще хуже – одинаковые повреждения. В гараже, да и в начале гонки все тринадцать моделей вызывают чувство глубокого эстетического удовлетворения – такие нечасто встретишь в играх. Но бьются-то они по шаблону! Будто вырезанные ножницами задние стекла (возможно, и лобовые тоже — кнопку «Посмотреть назад» только планируют добавить), царапины на тех же местах… Доводы защитников предсказать нетрудно: «молодая студия», «первый проект», «доморощенный движок». И здесь самое время поговорить о деньгах.

Потому что в крупных цифровых магазинах Gas Guzzlers стоит 1000 рублей (в Impulse и Desura; в Origin чуть меньше, а в Steam ее просто нет – подозреваю, что с ним подобные фокусы не провернуть). Помимо прочего, за эту сумму вы получите нежизнеспособный мультиплеер и наверняка почувствуете себя как Джереми Кларксон, который увидел ценник в €55000 на машине «с ходовыми качествами бревна, внешностью жертвы пожара и азартом трупа». Онлайн действительно пуст, и из-за убийственных лагов мне не удалось проехать ни одной нормальной гонки. Авторы обещают отладить сетевой код (и многое другое) в следующем патче, а пока советуют создать выделенный сервер и позвать туда друзей…

* * *

Но лучше за ту же тысячу взять две копии Driver: San Francisco и обойтись без стрельбы.