I of the Enemy
Рецензия
Независимые разработчики бывают всякие. Есть Chronic Logic, сотворившая блистательно-зубодробительную аркаду Gish и отменный Pontifex. Есть Wargaming.net, чья Massive Assault получила от нас звание лучшей стратегии года. Есть, наконец, испанец Феликс Касабланка, перевернувший мир арканоидов своим BreakQuest.
И есть другие, те, чьими стараниями Интернет нынче увяз в дешевом коровьем гуано. Возможно, они выкладываются на все сто, стремятся сделать наш досуг чуть более приятным, но… от раза к разу выпускают проекты, достойные лишь жалости. Или, как в случае с I of the Enemy, гигантский межзвездный фаллос.
Сочного красного цвета.
Космические яйца
Для начала расставим все точки над «i». Откройте галерею и взгляните на скриншоты. Так рисовали десять лет назад, когда балом правили Warcraft 2 и Command & Conquer. Примерно так выглядела ранняя «альфа» StarCraft до того, как гневные отзывы тестеров заставили компанию переработать игру с нуля. Фиксированное разрешение 800х600 как венец эволюции, скудные ландшафты, гнусного вида юниты и убийственно яркая боевая расцветка мазни, изображающей наши войска, выдают главного претендента на титул «Отстой пятилетки».
Не пожалейте денег и скачайте вступительный ролик, слепленный «умельцем», только вчера освоившим 3DStudio for DOS. Насладитесь пластиковыми моделями, чудовищными текстурами и дикой анимацией, пришедшими к нам из прошлого века. Обратите особое внимание на корабль, прочувствуйте гениальность его дизайна.
Трудно представить, что этот продукт появился на свет не в 1994-м, а в 2004 году. Его стоимость — $19.99, на 5 долларов выше цены DVD-бокса «StarCraft + Brood War». Не хотите раскошелиться?
Ужас inside
Конечно, игру, как и книгу, грешно судить по обложке. К сожалению, внутренности I of the Enemy ничуть не лучше того, что видно снаружи.
Быть может, дело в сюжете, подаваемом в слизанных у StarCraft брифингах, — он настолько наивен, что его стыдно выставить на областной смотр фантастических рассказов юных писателей. Отдадим должное авторам — они не поленились озвучить десятки килобайт диалогов и затянули в свои сети ветерана британского ТВ Иэна МакНиса (Ian McNiece). Однако поставленные голоса не в силах скрыть нехватку интересной истории или проработанных персонажей; шоу «говорящих голов» вызывает желание «промотать» его как можно скорее.
Композитор, виновный в изнасиловании наших ушей «музыкой», тоже внес свою лепту. Крохотный бюджет — еще не повод нанимать человека, умеющего «рожать» исключительно какофонию. Уж кого-кого, а приличного кандидата найти сегодня нетрудно — достаточно посетить сайт вроде modplug.com и отобрать пару-тройку приглянувшихся имен.
Хотя, с другой стороны, далеко не всякий музыкант отважится связаться с игрой, где главные герои выполнены в виде десятипиксельных спрайтов с тремя кадрами анимации.
Вражеская технология
Геймплей суров. Привычной базы нет, ее заменяет портал, телепортирующий заказанные войска через равные промежутки времени. Армии легко спутать между собой благодаря функциональной схожести юнитов и отсутствию уникального стиля у каждой из рас; основной ориентир — та самая бешеная окраска. Один-единственный ресурс — деньги — приносит всё тот же портал. Разработчики считают эту идею новаторской, мы — обычной ленью.
Кампания из 25 миссий — это 25 невыразительных карт, где нас постоянно просят уничтожить вражеский форпост или невредимыми добраться до точки «Х». Последняя задача не из простых, ибо алгоритм поиска пути донельзя отвратителен: соперники бьются о стены узких проходов, ходят по самым опасным дорожкам и застывают в нерешительности на открытой местности. О формациях и «горячих клавишах» в Enemy Technology не задумывались, поэтому возможность выделения персонажей в группы воспринимается как манна небесная.
Толково реализована лишь задумка с переносом бойцов из миссии в миссию. В отличие от Battle for Middle-earth, здесь разрешено выбирать солдат, заслуживших право идти с нами дальше. В остальном I of the Enemy безнадежно проигрывает даже такой «классике», как Final Odyssey и Outlive.
А еще тут есть мультиплеер, под который авторы нарисовали целых три уровня. Учись, Blizzard!
О(ч)ко врага
Кому нужна эта поделка в век бесплатного Warcraft на движке Macromedia Flash? Что хотела доказать Вселенной студия Enemy Technology? В мире существует немало увлекательных игр, созданных независимыми компаниями на личные средства. При этом они симпатичны на вид и не пытаются копировать чужие мысли.
Граждане разработчики, прекратите, наконец, мусорить.
P.S. для издателей. Тот, кто осмелится выпустить ЭТО в России, — тухлое яйцо!
Сегодня StarCraft — часть игровой истории. Помните посиделки до четырех утра, увещевания самого себя «все, последняя миссия — и спать», протертый до дыр коврик мыши, дымящийся от накала баттлнетовских страстей модем? Сотрудники студии Enemy Technology воплотили эти ощущения в дебютном проекте I of the Enemy.
Вы еще ждете StarCraft 2? Напрасно, дамы и господа — он уже здесь.
Мультимедиа форева
С первых же секунд нас окружает ностальгический ретро-стиль ранних CD-игр начала 90-х. Подобно Darwinia, I of the Enemy не стесняется своей нарочито грубой внешности. Простые формы и яркие краски космических кораблей во вступительном ролике, незамысловатый интерфейс… Они возвращают игрока во времена Dune 2 и Warcraft, вызывая слезу умиления.
Добротная анимация спрайтов, ударный подбор цветов, богатые деталями антуражи и блистательная озвучка сопровождают нас на протяжении длинной «сингл»-кампании. А уж она, друзья, того стоит — Enemy Technology взяла за основу идею противостояния нескольких рас и превратила ее в увлекательные «американские горки».
Мы начинаем игру в звании командующего армии расы Локоб, долгие годы ведущей войну с загадочными редисками Унат. К счастью, у нас есть союзники — могущественные ящеры Раг'ха и высоколобые И'дрэй, — так что жаловаться на нехватку юнитов или колоритных персонажей не придется.
Да и предсказать итог конфликта не так-то просто. Сюжет прям, точно черенок от лопаты, но он мастерски пользуется линейностью: к середине действа сценаристы лихо выворачивают наизнанку всю сюжетную канву, оставляя зрителя с отвисшей до пола челюстью. Раскрывать такой сюрприз — смертный грех. Это надо видеть!
Вернее, слышать — I of the Enemy, как и StarCraft, подает историю в виде продолжительных предмиссионных брифингов с «говорящими головами». Не любите театр у микрофона? Плохо знаете английский? Вообще не умеете читать? Жмите на «Start», но имейте в виду: вы лишаете себя огромного количества великолепно написанных и сыгранных диалогов (в записи которых принимал участие ветеран британского ТВ Иэн МакНис). Встретить столь профессиональное качество в независимой малобюджетной игре — подлинная редкость.
Музыка тоже не подкачала — уничтожение врагов украшено ненавязчивым электронным эмбиентом. Жаль, что мелодий мало.
На зависть Blizzard
Но даже без них I of the Enemy производит приятное впечатление. Виной тому — необычная концепция игры. Основательно размахнувшись, дизайнеры выкинули из своего детища базы и всё, что с ними связано, позволив нам сосредоточиться на тактической составляющей вместо бесконечной возни с пеонами и апгрейдами. Пехота, техника и контейнеры с ресурсами прибывают на поле брани через портал по нашему первому требованию. Blizzard должна взять эту мысль на заметку.
Ключ к победе — не толпы и «раши» с черенками от лопат наперевес, а грамотное использование небольших отрядов. Чем дальше мы продвигаемся по сюжету, тем более разнообразными становятся задания и ассортимент бойцов. Особенно радует возможность переносить войска из миссии в миссию; если вы бережно относитесь к подопечным, то уже спустя несколько вылазок они наберут опыт и станут супербизонами.
Гуттаперчевую рамку и выделение в группы, разумеется, никто не отменял — в плане интерфейса IoE ничем не уступает прославленным хитам. Разве что pathfinding слегка хромает. Далеко не всегда наши протеже способны самостоятельно найти дорогу к указанной цели, что, впрочем, вполне укладывается в общую ностальгию — релизная версия StarCraft страдала таким же недугом. Волноваться не стоит: терпение и патчи всё перетрут.
Network mayhem
Остроумный подход к канонам RTS оживляет не только одиночный, но и многопользовательский режим. Вам не нужно дожидаться окончания строительства цитадели; вы просто хватаете людей и бросаете их в гущу событий. Восемь человек, выясняющих отношения на масштабной карте, превращают экран монитора в горячую точку!
Отыскать достойных противников не составит труда. Если ваши недальновидные соседи по локальной сети упорно воротят нос от I of the Enemy, продолжая забавляться с графическими пустышками вроде Act of War, SpellForce или The Settlers: Heritage of Kings, смело плюйте на их снобизм и выходите в Интернет — благодаря поддержке лучшей в мире службы GameSpy Arcade вы найдете единомышленников в любое время суток.
Карт маловато — всего три штуки, — но это не проблема для матерого «крафтера». В комплект входит интуитивно понятный редактор уровней, позволяющий за каких-нибудь полчаса сотворить что-нибудь гениальное.
Революция состоялась
Приятно, что в век однообразных клонов и бездушного брендинга кто-то еще заботится о таких элементарных материях, как сюжет и геймплей. Пока остальные компании соревнуются в том, кто первым выдавит на дисплей миллиард полигонов в секунду, I of the Enemy в корне меняет наши представления об RTS.
Плод многолетних усилий Enemy Technology верен традициям, заложенным Westwood и Blizzard, но свеж, словно горный ветер. Графика незамысловата, но выдает почерк настоящих умельцев. Звук и сюжет… просто вне конкуренции. И эта современная классика обойдется вам (sic!) в 20 долларов.
В общем, даем установку: 1) посетить ближайший магазин; 2) купить IoE; 3) пройти её «от» и «до»; 4) поставить на полку рядом со StarCraft и Command & Conquer.
P.S. для издателей. Господа локализаторы! Вы что, ждете приглашения? Немедленно везите этот шедевр в Россию!
Обратите ваше внимание на дату публикации этой статьи, чтобы не задавать лишних вопросов.
Системные требования для PC
Рецензии и комментарии I of the Enemy
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту