Среднее время в игре: 4 часа
Светлая тема

Рецензия на игру Инквизитор

Чешская студия Cinemax приглашает ветеранов ролевых игр, тоскующих по «тем самым» RPG конца прошлого тысячелетия, тряхнуть стариной. Аутентичность Inquisitor не вызывает сомнений: разрабатывали ее десять лет, еще три года ушло на перевод. Судя по тому, что вышло в итоге — все-таки поторопились.

Nobody expects the Spanish Inquisition!

Псевдосредневековое фэнтезийное королевство Ультрест на пороге Апокалипсиса. На мир обрушились казни Господни: голод, чума и огненный дождь. Монарх теряет рассудок после смерти наследника, знать плетёт интриги, простолюдины погрязли в грехах. У отважного инквизитора забот полон рот: ему предстоит расследовать деятельность запрещённых культов, раскрывать нечестивые заговоры, а между делом — сжигать попадающихся на пути еретиков.

В агенты Церковь охотно вербует все стандартные классы, кроме магов, ведь колдовство вне закона. Объемный «лист персонажа» мы по традиции заполняем вслепую; из двух десятков навыков некоторые – пустая трата очков, без других же дойти до концовки невозможно, причём такие «тонкости» всплывают на поверхность лишь ближе к середине игры.

С первых минут знакомства с изометрическим миром и его небрежно анимированными спрайтовыми обитателями ощущается дух старой школы. Диалоги не озвучены, мощность заклинаний измеряют количеством бросаемых за кадром кубиков, и главное — нас никто не ведет за ручку по сюжетным рельсам. Напротив, свежеиспеченный борец со злом почему-то торчит посреди чистого поля.

Конечно, старомодный подход простителен для проектов, сделанных с любовью. Увы, это не про Inquisitor: невзрачные пейзажи проигрывают Baldur's Gate, герой, в отличие от грациозного Джека из Nox, часто застревает в декорациях, а пещеры и гробницы темны до такой степени, что по ним иногда нельзя передвигаться. При этом настройка гаммы отсутствует, как и возможность изменить архаичную раскладку кнопок.

Вообще интерфейс, по-моему, неслучайно чертовски неудобен. На роскошь вроде автоматического подбора золота или кнопки «взять все» я и не рассчитывал. Но чем Cinemax не угодили привычные еще со времен Diablo мини-карта и выделение названий заколдованных сокровищ другим цветом? Журнал — и вовсе форменное издевательство. Разработчики решили не разбивать дневник на отдельные поручения, зато расчленили его на три параллельные части, так что в поисках нужной информации нас отправляют прочёсывать эту кашу трижды. Хуже всего то, что действительно важные сведения (имена, места и т. п.) обычно никуда не заносятся — рекомендую вести заметки собственноручно.

Невиновность ничего не доказывает

Здешние квесты колоритны, увлекательны и правдоподобны, не в пример высосанным из пальца проблемам гендерного равноправия Dragon Age 2. Наша стихия – скандалы, интриги и расследования. Жители Ультреста азартно обвиняют друг друга в ереси и поклонении Дьяволу, от желающих донести на соседа отбоя нет. Мотивации персонажей прописаны хорошо, врать есть причины и у невиновных, так что распутать клубок лжи порой непросто. Соберёте достаточно улик — сможете продолжить беседу в камере пыток. Жаль только, истории не ветвятся, и решение, как правило, одно — но его еще нужно найти!

Задания тут мудрёные, хотя в достоинства игры это не запишешь. Формулировки предельно туманны, цель всегда надо разыскивать самостоятельно, многие миссии заставляют наугад болтать со всеми NPC подряд и «зачищать» логова чудовищ без разбору. Даже для продвижения по основной сюжетной линии приходится бесцельно бродить по наводнённым монстрами локациям и нажимать на все, что нажимается, пока наш подопечный наконец не нападёт на след. Пропустите неприметный объект или не заметите NPC — будете ещё пару часов угадывать, чего же от вас хотел сценарист. Ненавистники проклятых «путеводных компасов», ликуйте!

Постигать логику игры тоже необходимо собственными силами. Загадочная и немногословная брошюрка-руководство ясности не вносит. Все, от принципов работы магической системы и до конкретных эффектов проклятий и прочих болячек, познаётся на практике.

Другое дело, что детальное знание игровой механики и не нужно. Схватки сводятся к невыносимо долгому попеременному обмену любезностями — и это, пожалуй, единственное, что роднит Inquisitor и Planescape: Torment. Враги, по сути, бывают всего двух видов: те, кто вышибает дух одним ударом (нередкое событие, особенно поначалу) и те, кто послабей. Разобраться с первыми можно благодаря странностям недалёкого AI, а вот для победы над вторыми извольте заготовить охапку целебных зелий, дабы методично поглощать их в ожидании, когда цель отдаст концы. Пара сотен бутылок в рюкзаке — обычное явление, и не важно, что каждая занимает отдельную ячейку в вещмешке. «Боссы» не отличаются от рядовых плохишей ничем, кроме повышенного запаса прочности и садистской привычки накладывать вечные штрафы на характеристики. На высоком уровне сложности нечисть заметно жирнее, так что и без того затянутые и бессмысленные бои в разы длинней.

Немало времени служитель Инквизиции проведёт и в борьбе с дверьми и сундуками, на взлом которых уходит по несколько минут. Ключей к замкам не предусмотрено, но необходимая по квесту вещица может оказаться в любом ящике, поэтому вскрывать все до единого обязательно.

Подземелья не могли бы претендовать на суровость, не будь в них секретных ходов, задачек с рубильниками и пиксель-хантинга. Кислотные лужи и бестолковые ловушки тоже есть, правда, опасность они представляют не для героя, а для его спутников. Пара бессловесных фигурок будет сопровождать вас всю игру и постоянно огорчать нелепыми смертями. Диалогов для соратников не написано вообще, вот только назойливое окно разговора все равно всякий раз выскакивает при неосторожном нажатии на NPC. Вроде бы и мелочь, однако когда вредный эффект отбирает управление мышью (например, слепота здесь прячет курсор), экран уже не закрыть. По сравнению с частыми утечками памяти, вылетами на рабочий стол и ошибками в квестах — сущий пустяк.

Нельзя не упомянуть и самое оригинальное нововведение — отсутствие городского портала. Докупать спасительные зелья и чинить экипировку приходится регулярно, а путь от магазина и обратно отнимает четверть часа. Лишь редкие и неприлично дорогие волшебные шкатулки способны подбросить партию до деревни, но вместо этого они же могут подарить бесценные очки параметров и умений или помочь в сражении — выбор поистине мучительный, ведь любого оппонента можно одолеть, забросав достаточным количеством коробочек.

* * *

Инквизиция знаменита своим творческим подходом к допросу подозреваемых. NPC можно вздернуть на дыбе, напоить кипятком или заключить в железной деве… Но я бы истязал злодеев, заставляя проходить Inquisitor — мало кто сможет вынести сотню часов отупляющей скуки и раздражения. Должно быть, разработчики просто перепутали «хардкорность» с пренебрежением к игроку.