Карьеру гейм-дизайнера Марк Эко (Mark Ecko) начал с того, что на конференции DICE сообщил всем создателям игр об их профессиональной непригодности. Как выяснилось из речи «уличного» модельера, запертые в тесных «кубиклах» программисты ничего не знали о простых ребятах из нью-йоркских дворов, игравших в Марио и Соников. Оторванные от действительности проекты, по мнению Эко, не соответствовали вкусам молодежи и оставляли за бортом Важные Вещи. Например, граффити. Исправлять ситуацию он взялся самолично, немедленно возглавив разработку Getting Up. Хотя, возможно, прежде чем браться за руль, ему стоило подержать в руках джойстик.
Mark Ecko's Loading Up
Впрочем, об игре мы поговорим позже. У нас еще есть немного свободного времени в компании мрачноватых городских пейзажей и надписи «Loading». Ибо загружается здесь буквально все, от стильно оформленного главного меню до гораздо менее впечатляющих скриптовых роликов. Загружается долго. Документально засвидетельствован один случай, когда я дожидался нового уровня ровно 4 минуты 40 секунд. Столь затяжные паузы тем удивительнее, что встречаются они исключительно на РС; консоли прошлого поколения, которые сам Эко в последних интервью пинал за хилое железо и отсутствие (на PS2) жесткого диска, ворочают данными ощутимо быстрее.
Новомодные технологии динамической подгрузки покинули офисы The Collective не в одиночестве. В том же неизвестном направлении скрылись и здравый смысл, и элементарная вежливость. Заточенным под геймпад управлением в портированном проекте нынче никого не изумишь, но вот смена раскладки строго через Notepad — совершеннейший моветон. Так теперь не поступают и самые бюджетные конторы. Особенно если вариант, принятый по умолчанию, кошмарен. Разлапистое чудо задействует два (!) десятка клавиш, включая три мышиные (привет владельцам моделей Microsoft Wireless), и все равно ухитряется выдавать комбинации вроде «зажать Tab, зажать w+s, зажать s+d, отпустить Tab». И это — отнюдь не суперудар в драке, а всего лишь пользование инвентарем. Посмотреть, какая кнопка за что отвечает, прямо в игре нельзя, у граффити-художника должна быть хорошая память. Поэтому тем, кто что-то забыл, придется с позором и, естественно, потерей достижений в незаконченной миссии ползти в главное меню.
Истязание игроков заканчивается только с подключением специализированного устройства. С двумя аналоговыми джойстиками Getting Up ведет себя прилично, хотя и тут не без эксцессов — попробуйте как-нибудь оглушить врага банкой из-под краски.
Mark Ecko's Beating Up
За многочисленными препонами счастливчиков ждут умеренной красоты видеоролики и знакомство с героем, рассказывающим свою историю в попсовом стиле «с конца в начало». Сказка о вольном творце, ищущем вдохновение, сворачивает в бандитские разборки, борьбу с «системой», а к финальной трети претерпевает совсем странные метаморфозы.
Наш подопечный Трэйн — первый парень на черном гетто, умеет и по трубе залезть на крышу, и разрисовать вагон метро, и сломать челюсть хуком слева. Причем последнее качество ему понадобится больше двух других вместе взятых — на улицах Нью-Радиуса кулаки искусству не помешают. На каждом новом этапе мы сначала противимся злу насилием, пуская в ход доски, трубы, ведра и прочие подручные средства, а уж затем расклеиваем по стенам свободолюбивую пропаганду. Исключение составляют места, оснащенные бесконечными «репопящимися» патрулями, там надо полагаться на быстрые ноги и несовместимый с жизнью «стелс». Мистер Эко называет его «sneaking», однако проблемы от этого никуда не исчезают — вприсядку Трэйн ходит слишком медленно, а полицейские костоломы оказываются слишком глазасты, чтобы прятки по углам имели хоть какой-то смысл. Самый дельный совет на западных форумах — «run like hell».
Разобраться с навязчивыми критиками несложно — драки проходят весело, с неестественными прыжками и сотрясанием экрана при особо ловких зуботычинах. Но стоит вернуться к основному амплуа, как сразу начинаются серьезные трудности. Рисование граффити, обещанный гвоздь программы — не более чем завуалированный сбор сокровищ. Исписанная маркером дверь приносит в копилку 20 единиц репутации, огромный транспарант на высокой башне — 200. В остальном разница почти отсутствует, везде достаточно вовремя заполнить краской указанный контур или, в крайнем случае, повесить заранее приготовленный плакат. Искать подходящие точки тоже не нужно — подскажет всевидящая интуиция, по требованию развешивающая на зданиях разноцветные метки.
Единственная задача игрока — подобраться к ним вплотную. Путь до прибыльных участков лежит преимущественно ввысь и заставляет не раз вспомнить приключения персидского Принца. Правда, в отличие от царевича, демонстрировавшего легкость и гибкость, Трэйн движется с грацией сонного и подслеповатого медведя. Не вызывающая нареканий на уровне моря, при подъеме камера напоминает о современном российском кино, потчуя зрителя постоянно меняющимися неудобными ракурсами и зачастую пренебрегая важными деталями. Например, карнизом — конечным пунктом прыжка. В Prince of Persia: The Two Thrones при надобности можно было развернуть строптивого оператора вручную, но в Getting Up нет и этого. Выбирать направление приходится по памяти.
Mark Ecko's Paying Up
Таинственный «дух улиц», о котором Эко вещал во время разработки, обрушивается на ничего не подозревающую публику заодно с жестоким product placement'ом. В iPod заряжены композиции десятка рэп-бригад первой величины, действующие лица одеты в модные футболки (разумеется, Ecko Unltd), а произведения легендарных художников главный герой снимает на последнюю модель камерафона Nokia. Но если музыка подобрана удачно и создает львиную долю атмосферы (когда играют именно лицензированные треки, а не бесформенный эмбиент), то попытки изобразить на экране город в железной хватке тоталитарного режима выглядят топорно. Ночные улицы бедных кварталов, ночные шоссе, ночное метро — все так, как, наверное, и должно быть в настоящем Нью-Йорке, однако игрок напрочь лишен ярких, запоминающихся пейзажей. А ведь в раннем концепт-арте видны интересные идеи. Призрак Jet Set Radio породил на свет цветастых персонажей, диковинные костюмы и огромные фиолетовые очки на носу одного из злодеев. Очень жаль, что до релиза добрались лишь оранжевые бронежилеты стражей порядка.
Mark Ecko's Messing Up
Возможно, вдохнув немного жизни в скучные подворотни, кислотные краски помогли бы скрыть и технические недостатки хромоногого движка. Ему далеко не только до сегодняшних стандартов РС. Даже по меркам PS2 оценка облика игры варьируется от «более-менее» до «боже, что за квадратные морды?». Возьмите Path of Neo, уберите лак с телес, слегка добавьте разрешения текстурам и замените суровое чело Морфеуса на физиономию прыщавого подростка из соседнего подъезда. Получился… правильно, Getting Up.
Роли играют уже не смертельно больные инвалиды, как в поделке Shiny, но пока и не нормальные люди. На руках у них — крабьи клешни из слипшихся пальцев, вместо лиц — угловатые маски. А уж когда манекены выступают в драматических сценках… Японские аниматоры в подобных случаях не ленились готовить специальные модели. У The Collective, видимо, не хватило бюджета ни на это, ни на поддержку FSAA (все усилия сгладить картинку настройками драйверов обречены на провал).
Декорации смотрятся чуть лучше. Правда, типовые коробки из серого бетона и красного кирпича до того похожи друг на друга, что кажутся продуктом не человеческого труда, а какого-нибудь SpeedBuilding 3.0.
* * *
Mark Ecko's Getting Up напоминает большое невыполненное обещание: лихая акробатика, ставшая неудобным платформером, уличная культура в виде трех кривоногих матершинников, граффити, остриженное до уровня сундучка с условными единицами… Изначальной задумке следуют только краткие записки о каждой встреченной «граффити-легенде», в нескольких строках рассказывающие об их биографии и творчестве. Хотя на самом деле тем, кто заинтересовался, гораздо полезнее посетить Wikipedia.
Рецензии пользователейна Marc Eckō's Getting Up: Contents Under Pressure2
Игра с редким сюжетом который подан должным образом. Мнение об игре положительное, но не без изъянов.
Графика на высоком уровне, персонажи проработаны детально как и локации. Радует в уровнях наличие NPC персонажей, считаю это оживляет карты и заставляет погрузиться в игру еще больше. Локации в основном не большие, оно и понятно ведь тут главное процесс творчества. На картах присутствуют мелкие детали такие как ржавые машины и урны. Некоторые карты сделаны особенно красочно, например торговый центр в котором ходят покупатели, стоят лавочки, рекламные щиты и витрины магазинов. Граффити, подписи, теги, плакаты всего этого в избытке. Выглядят они достойно, особенно звук трясущегося баллончика в руках художника, получал от этого удовольствие. Интересно показан процесс рисования валиком и приклеивание плакатов. Занятно персонаж рисует с помощью трафарета, учитывая что игра 2006 года, проработано все на высоком уровне.
Сюжет прост но очень динамичный и завлекательный. Вкратце о сюжете "Игра рассказывает историю начинающего граффити-художника Колтрейна Кроули, также известного как Трейн, который использует граффити и теги как средство выражения протеста против коррумпированного антиутопического города Нью-Радиус, в мире будущего, где свобода самовыражения подавляется тиранией городского правительства". Все персонажи разные и по ходу истории отношения с главным героем будут меняться. Враги станут друзьями, но на то они и враги что бы предавать. Когда в сюжете появилась девушка подумал удет любовная линия, но она была очень тоненькой почти не видимой. Финал я бы описал одним словом «Дрезкий». К сюжету и концовке нет никаких претензий.
Первые миссии показались скучными, подумал это максимум что меня ждет впереди, но потом началось развитие сюжета и геймплей становился только интереснее, при этом сложность повышалась с каждым новым заданием. И что важно, задания хоть и однообразные, но не надоедают. Я считаю что уровни должны быть в меру длинными иначе становится в тягость продолжать. Есть очень активные уровни например в депо, где вы на крыше поезда и вам нужно «забомбить» целый вагон на ходу, попутно уворачиваться от знаков и все это нужно сделать за определенное время. Вы будите раскрашивать кабинки на большой высоте, а враги будут пытаться вам помешать. Разукрасите знаки на мосту и его огромную опору, попутно уворачиваясь от прожектора вертолета. Разукрасите штаб ССК и их бронемашины на служебной парковке в то время как стоянку патрулируют вооруженные сотрудники. Вы будите разукрашивать фургоны и стены на оживленной улице. Вы даже побываете на дирижабле. Миссий достаточно 11 глав в каждой из которых от 2 до 5 заданий. Скучать вам не придется.
Перемещение и бои происходит без проблем, приемов достаточно и выполнять комбинации не так сложно. А вот когда дело доходит до рисования граффити начинаются проблемы, дело в том что чтобы перейти в режим рисования нужно зажать и держать СКМ, далее что бы приступить к рисованию нажимаем ПКМ, что бы потрясти баллон, а для одно рисунка это нужно сделать порядка 6 раз нужно отпустить ПКМ при этом продолжать держать СКП. К этому по не много приноровился, но меня ждал сюрприз в виде плакатов, которые что бы приклеить нужна еще и ЛКМ, учитывая что выше упомянутая комбинация остается в силе. Все бы ничего, но в миссиях из-за этого иногда проигрываешь, как пример задание с ограниченным временем рисования граффити на поезде.
Сохранения как и во всех старых играх мы не можем сохраняться в любой момент. В данной игре действует система «checkpoint», чаще всего оно происходит в не удобный момент с точки зрения логики. Например вам по цветочным лианам нужно спуститься, обойти преграду и подняться, сохранение происходит в момент спуска и если умираем то начинаем с момента где нам нужно лезть по лианам. Момент с боссами как часто бывает, после того как мы уменьшили жизни врага на половину, мы смотрим кат-сцену и продолжаем борьбу, если умереть то в основном начинаешь уже после кат-сцены, здесь же начинаешь сначала. Лично для меня это не логично и доставляло небольшое неудобства.
Боссы и враги Не так просты как может показаться в начале. Дело в том как правило в большинстве игр мы просто разделываемся с врагами и идем дальше, но тут нам нужно «забомбить» определенные места что бы пройти уровень. Перед вами встает выбор расправится со всеми врагами и спокойно рисовать либо сделать это тихо. Если врагов больше трех и некоторые из них вооружены, будет не сладко. Некоторые боссы суровые и забавные, а некоторые даже привлекательные такие как последний.
Несмотря на незначительные минусы игра вызвала позитивные эмоции. Интригующая история, заманчивая тематика, хорошие бои и забавные граффити совместно с хорошей графикой дают нам качественную игру в которую стоит поиграть.