Светлая тема

Рецензия на игру Mass Effect 3: Citadel

В прошлом году главными «слезоточивыми» играми стали Mass Effect 3 и The Walking Dead: даже взрослые, серьезные дядьки могли растрогаться, узнав о судьбе персонажа, который стал для них родным. Но если сотрудники Telltale Games теперь целиком и полностью сосредоточены на втором сезоне The Walking Dead, то BioWare еще снабжает нас приключениями капитана Шепарда. Свежее дополнение Citadel — пожалуй, самый человечный способ попрощаться с любимым героем. Впрочем, слезы, грусть и ностальгия — это все будет в конце. А сначала бросается в глаза, сколь уникальным получилось это дополнение на фоне предыдущих.

Стелс эффект

Citadel — новая интригующая история, в которой Шепард сталкивается с невероятным и крайне опасным соперником. Не будем разводить спойлеры, скажем только, что подобного в серии вы еще точно не видели. Причем именно такое развитие событий выглядит наиболее логичным и уместным в последнем (судя по всему) дополнении: оно показывает, что все прошлые и будущие подвиги капитана пошли бы коту под хвост, если бы он не разобрался именно с этой угрозой.

Дополнение также примечательно еще и новшествами непосредственно в механике. Здесь много непривычного для серии стелса. Сначала Шепард вообще действует один, позабыв о тактике «иду напролом»: он аккуратно побирается к врагам и отстреливает бронированных наемников из нового убойного пистолета с глушителем. Затем начинается совсем уж шпионская история. На благотворительном приеме наш герой отключает охранные системы и камеры, играет в салочки с секьюрити (можно попросить, чтобы кто-то из напарников отвлек их в нужный момент), смешивается с толпой, когда его действия вызывают подозрение, использует особое зрение и вообще ведет себя как этакий космический Джеймс Бонд.

Ближе к финалу придется выдержать один из самых тяжелых в серии спаррингов, где соперник постоянно идет в ближний бой и использует панацилин, возрождая своих приспешников. Соответственно, наша задача — сделать так, чтобы медикаментов у него осталось как можно меньше. Учитывая, что новые враги постоянно используют дронов, сбивающих щиты наших героев, выжить в Citadel — действительно непростая задача.

Корпоративный дух

Однако Citadel — это не только история, но и отличный способ продлить свое пребывание в любимой игре. Для этого разработчики приготовили массу новых развлечений. Впервые в серии Шепард и вся его команда получают отпуск, в связи с чем штаб-квартира по спасению галактики временно переезжает с борта «Нормандии» в фешенебельную квартиру на Цитадели. И вы можете заняться ее обустройством и украшением, используя каталог а-ля Skyrim для покупки нового кожаного дивана, смены дизайна кухни или бара и т.д.

Девочки, конечно, в восторге, но и мальчики в обиде не остались. Из квартиры в любой момент (даже после прохождения аддона) можно попасть в огромный квартал развлечений. А там — казино с разными азартными играми (от рулетки до бегов виртуальных варренов), аркадные автоматы с местным космическим вариантом Mortal Kombat. И самое главное — огромная боевая арена, где вы сами выбираете соперников и карты. В зависимости от скорости и эффективности расправы с врагами, Шепард и компания зарабатывают бронзовые, серебряные и золотые жетоны, которые можно потратить на дополнительные условия матчей: выбрать, например, оппонентами Жнецов, отменить использование панацилина или, наоборот, встретиться с врагом, которому доступны такие же умения, как и нашему герою.

Помирать так с музыкой!

Впрочем, все это меркнет на фоне того, как ярко и пронзительно разработчики показывают дружбу, сплотившую Шепарда и всех остальных членов экипажа «Нормандии». Здесь впервые все сражаются вместе, плечом к плечу. И каждый хочет, чтобы Шепард взял его с собой. И пусть остальные играют роль фона, пока капитан с двумя избранными прорывается к цели, все равно их присутствие постоянно ощущаешь. Они прикрывают, зовут на помощь и защищают своего лидера плотным огнем на подавление — это все дарит действительно новые и сильные впечатления.

При этом вместо похоронных настроений в этот раз здесь особенно много веселья. В команду ненадолго вернулся балагур Рекс, остроты которого хочется выписывать на бумажку. Дрон Глиф прямо во время боя обращается к дронам соперника, призывая их не делать глупости и обменяться данными. Сержант Трэйнор спасает Нормандию с помощью зубной щетки. Потом, уже после завершения основной истории аддона, Шепард поможет наладить личную жизнь Гаррусу и вытащит из неприятностей крогана Гранта: тот праздновал свой день рождения примерно так же, как празднуют наши десантники День ВДВ.

Ну, а апофеозом всего этого дружеского веселья становится вечеринка, которую капитан устраивает для всех членов экипажа «Нормандии». Танцы, отжимания на спор, стрельба по бутылкам, СУЗИ, пристающая к Джокеру, Глиф с бабочкой, спящий в ванне Грант… А в глазах притаилась светлая грусть. Потому что и они, и мы знаем: это больше никогда не повторится.

* * *

Как известно, в Mass Effect 4Шепард не появится, а Citadel, скорее всего, — последнее дополнение к третьей части. И именно здесь разработчики, с одной стороны, постарались продлить жизнь игре, добавив целый квартал дополнительных развлечений, а с другой — устроили настоящие проводы Шепарду и его команде. С демонстрацией всепобеждающего командного духа, бесшабашным весельем, когда ты гуляешь, как в последний раз, с пьянством, танцами и общим фото на память. И на этом фото не хватает только одного человека — игрока, который был все эти годы вместе с ними. Потому что в финале, где Шепард после вечеринки стоит и грустно смотрит на «Нормандию», каждый из нас тоже имеет право подойти к нему, похлопать по плечу и сказать: «Это было очень весело и интересно. Это был лучший полет. И мы его никогда не забудем!»