У Portal 2 есть огромный, страшный, безобразный изъян. Её мало. 14 часов одиночной кампании и «коопа» пролетают мгновенно, словно летний сон. Рука так и тянется к «New Game», чтобы пройти игру снова, наслаждаясь умными головоломками и острыми, как лезвие бритвы, репликами героев. Но в одну реку не войти дважды – чертова память цепко держит каждую задачку. Остается слушать божественную арию из финального ролика и уповать на скорую амнезию. Или выход DLC – смотря что произойдет быстрее.
Now these points of data make a beautiful line
Portal 2 – игра на один раз. Зато какой! Отточив перья и логику на первой части, Valve выпустила образцовый сиквел, к которому почти не придраться. Локации масштабнее и разнообразнее, графика — техничнее, повествование — глубже. Основа основ – по-прежнему пушка, создающая два взаимосвязанных портала, правда, механика стала гораздо сложнее.
Раньше мы просто дырявили поверхности, дабы миновать зону обстрела или притащить ящик в нужную точку. Теперь в уравнение добавлена целая охапка параметров. Лазерные лучи и кубические линзы, их преломляющие. Световые мостики для перемещения по воздуху или, если поставить их «ребром», защиты от охранных турелей. Пластина, подбрасывающая объекты. Гравитационные тоннели, которые подхватывают и медленно уносят все, что в них попадает. Три типа гелевой краски: синяя усиливает прыжок, оранжевая здорово ускоряет разбег, белая делает любую плоскость пригодной для открытия портала. (В раннем прототипе был четвертый оттенок, позволявший ходить по стенам и потолкам; его списали в утиль, когда тестеров начало подташнивать.)
Изменений – куча, только Valve не спешит вываливать их разом. Из главы в главу дизайнеры потихоньку переписывают правила, приучая мыслить новыми категориями. Уровни рассчитаны идеально: в меру хитрые, чтобы бросить вызов и растормошить серые клеточки, но без уклона в садизм. В худшем случае вы потратите 15-20 минут на поиски решения, стукнете кулаком о стол и почувствуете себя дураком – ибо ответ лежал перед глазами. В лучшем – порадуетесь, как быстро вы разгрызли еще один кусочек гранита. Portal 2 вообще благосклонна – для каждого многоходового пазла предусмотрены невидимые «чекпойнты»; если допустите фатальную ошибку в миллиметре от победы, вам не придется повторять все с нуля.
Отполирован до блеска и режим совместной игры, чьи звезды — закадычные друзья-роботы P-body и Atlas – заимствовали интерфейсные наработки Left 4 Dead. Радиальное меню команд предлагает на выбор не только веселые жесты, но и полезные функции. Например, целеуказатель, значок «открой мне здесь портал» и таймер (отличная штука, когда нас просят синхронно потянуть два рубильника). Ближе к развязке пригодится клавиша Tab, показывающая в маленьком окошке вид из глаз товарища.
For science. You MONSTER.
Однако все это – оправа для дивы Portal 2: разумного суперкомпьютера GLaDOS, наделенного капризным нравом, ядовитым сарказмом и страстью к опасным научным экспериментам. Героиня Portal, девушка по имени Челл, давным-давно разрушила коварную систему и выбралась из подземного комплекса Aperture Labs, но ее мигом затащили обратно. Очнувшись от искусственного сна по прошествии многих лет, она опять рвется на волю. Благо, у нее на сей раз есть помощник – болтливый, слегка истеричный бот Уитли, чей приятный английский акцент принадлежит актеру и продюсеру Стивену Мерчанту, соавтору культового сериала The Office.
Вынужденный «отдых» лишь прибавил GLaDOS желчи – едва воскреснув, обиженная система начинает отгружать вагонами едкие шутки и издевательские тирады. «Помнишь, я говорила про бесполезный вонючий мусор? То была метафора. Я имела в виду тебя. Прошу прощения. Ты тогда не отреагировала на мой комментарий, и я испугалась, что он прошел мимо твоих ушей. И что мое извинение выглядит глупым. Поэтому мне пришлось еще разок обозвать тебя мусором».
Позже к хохмачам присоединится голос Кейва Джонсона, основателя компании Aperture Science. Демонстрируя гибкие моральные принципы, которым позавидовал бы профессор Фарнсворт из «Футурамы», бывший директор прольет свет на кое-какие тайны и подбросит ядреных тестов. И, кстати, акция «Мешок картошки», проведенная в Steam незадолго до релиза Portal 2, названа так неспроста – корнеплоду уготована важная роль в сюжете (торты уже не в моде!).
Упражняясь в юморе, сценаристы Valve не забыли связать единой нитью «сингл» и «кооп», а оттуда – умело перебросить мостик к потенциальным дополнениям. Если их исполнят так же, как Portal 2, не жаль будет и раскошелиться, не то что на украшательства для участников «коопа». Жесты за 2 доллара, «скины» за пяток, флажки, наклейки… К счастью, магазин барахла, постепенно убивающий Team Fortress 2, тут вряд ли причинит вред – аксессуары ни на что не влияют, хвалиться не перед кем, да и сам режим нет смысла проходить повторно.
The part where I love it
Тем не менее, увидеть Portal 2 от заставки до замечательного финала должен всякий, кто любит ироничные тексты и чья голова не набита опилками. «I’m making a note here: HUGE SUCCESS. It’s hard to overstate my satisfaction», — пела GLaDOS в 2007-м. Воистину успех.
Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 9 из 10
Излечившись от пострелизных ошибок, на обновленных драйверах Portal 2 выглядит отлично. Даже на небольшом значении «глубины» эффект погружения отличный. Единственный минус — еле заметные артефакты удвоения у светящихся объектов. Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.Рецензии пользователейна Portal 211
Такой опыт даже спустя годы с релиза мало что может подарить. Не понравились только пара уровней с гелями, всё остальное на высшем уровне (включая юмор и замечательную озвучку).