Пора восстановить историческую справедливость. Prey — не первая игра с порталами. В 1997-м, когда детище 3D Realms начинало одиссею к магазинным прилавкам, в России вышел шутер MadSpace от московской студии Maddox Games. Не являясь столь же зрелищным или интересным, как его заморские конкуренты, он щеголял веером передовых технологий: 3D-звук, управление с помощью голоса и… неевклидова геометрия, позволяющая создавать «дыры», через которые можно увидеть или пройти в любой уголок. Ежели кто сомневается, 10-мегабайтная демо-версия — рядом, на острие курсора.
Близкие контакты четырехмерного рода
Возможно, Prey опередила бы будущих творцов «Ил-2», не будь она чертовски амбициозным проектом. Девять лет назад 3DR замахивалась на то, что и поныне, в эпоху пиксельных шейдеров и физических ускорителей, подвластно не каждому разработчику. Точность тех обещаний уже не проверить: несчастный шутер дважды менял движки, потерял оригинальную команду (многие ее участники осели тогда в Valve Software и Ritual Entertainment), расстался с саундтреком от KMFDM и вытерпел несколько переделок концепции.
В 2001 году долгострой перешел к Human Head Studios. К тому времени от изначального замысла мало что осталось: порталы, стопроцентный индеец в роли главного персонажа и инопланетяне с Коварными Планами. На прочее 3DR выдала партнерам карт-бланш, присовокупив к пачке диздоков лицензию на Doom 3 Technology, стараниями Кармака освоившую четвертое измерение.
Тэлон Брейв стал Томми Хоком, покинул резервацию чероки в Оклахоме, забыл наставления родного деда и поругался с подружкой. Страшная индейская женщина Джен не хотела уезжать с земли предков, пусть даже ей пришлось бы вечно пахать в придорожной забегаловке. Он не сумел убедить ее и в тот судьбоносный вечер, когда корабль пришельцев втянул в себя здание бара вместе с его обитателями и перенес их в недра Сферы — огромной биомеханической планеты, зависшей на орбите Земли.
Как растормошить юного лоботряса? Алиены знают надежный рецепт: убить деда и похитить девушку. Ведомый любовью и жаждой мести, Хок отправляется в недолгий (семь часов, если подолгу изучать кишкообразные коридоры и слушать скучное, однако важное для понимания сюжета радиошоу «Coast to Coast AM» Арта Белла) крестовый поход.
Taken
«This place is fucked up!» — восклицает Томми, суммируя впечатления от здешних «красот» и заодно оправдывая рейтинг «Mature». У зрителей к этим чувствам наверняка добавится «deja vu». На постройку Сферы затрачен древнейший научно-фантастический материал — симбиоз органики и машин. Авторы словно взяли блокнот и аккуратно, по пунктам, воплотили то, что мы видели в Gene Troopers, Quake 4, впишите еще дюжину названий. Мониторы, вросшие в пульсирующую слизь, живородящие сфинктеры и (буквально!) половые отверстия, стены, изрыгающие полупереваренные объедки людей, кибермутанты (строгги икают), непременные генетические лаборатории и фабрика по разделке истошно кричащего «сырья»… Выпуклые и блестящие.
Зверинец отсвечивает угловатыми шкурками. Уподобившись пришельцам, Human Head врубила притягивающий луч, вихрем пронеслась по экшенам последней пятилетки и выдернула самых приметных уродцев. Оцените набор клише: летающие мозги, безногие толстяки на антигравитационной тяге, рогатые «демоны» с лапами-пулеметами, гуманоидные пауки, роботы, в прошлой жизни служившие Матрице, и, наконец, писк сезона — девочки-призраки с омерзительным нравом. Гнев малюток нетрудно понять, ведь их выпихнули на арену без внятных объяснений, просто как дань моде.
Чаще всех на Хока нападают «охотники» — фрики, собранные из человечьих обрезков, чьи осторожные повадки и глуповатые вопли напоминают вертлявых захватчиков из MDK. Правда, у Shiny получилась лихая пародия. Prey же на полном серьезе покушается на звание триллера-мелодрамы. Впрочем, ужасов, слез и переживаний тут не больше, чем в фильмах-катастрофах категории «Жо», на думы о которых наводит и вялая актерская игра (русская нематерная озвучка — на каплю бодрее). Да и главный сюрприз легко угадать — нечто похожее было в Q4 и Doom 3. Родимое пятно?
Предсказуемо и поведение гадов. Охотники прикидываются умными, т.е. прячутся за неразрушаемые ящики, швыряют гранаты-липучки и включают «снайперку» на дальних дистанциях, но никогда не слышали о командной работе. Другим тварям вообще не досталось мозгов на раздаче, если, разумеется, не считать за признаки разума бег по кратчайшей прямой до жертвы и подозрительно ловкое уклонение от снарядов. Ну а поскольку противники матереют куда медленнее, нежели наше оружие, поиски Джен превращаются в неторопливую, порой сонную экскурсию по кунсткамере.
«Стволы» четко укладываются в канон. Под гнусного вида наростами и замечательной анимацией (пучеглазое щупальце с автоматом, играющее в «гляделки» с хозяином, — почти отдельный персонаж!) спрятан привычный футуристический инвентарь, выделяющийся обилием сочетаний «2-в-1». Выгода такого подхода ясна: вам придется нажимать меньше кнопок в пылу сражения. Гибрид пулемета с гранатометом и ракетница, в альтернативном режиме выплевывающая вязкое защитное облако (от него мало толка в бою — пули не летают в обе стороны), — семечки по сравнению с leech gun. Этот агрегат питается энергией от стационарных источников и предлагает аж четыре взаимозаменяемых типа «патронов» — плазму, холод, молнии и зрелищные световые пучки, — не оставляя недругам и крохотного шанса. Закончились «батарейки»? Под рукой есть распылитель кислоты, взрывоопасные метательные жуки, ненужный гаечный ключ и… астральный лук.
«No, THIS is fucked up!»
А вы думали — индейцев берут в герои не только за экзотический цвет кожи. Покойный дед наградил внука обоймой уникальных талантов. Во-первых, Томми не страшна смерть. Угодив на завтрак очередной динособаке, он просыпается в Стране вечной охоты, десять секунд уничтожает призраков, восполняя здоровье и колчан спиритических стрел, после чего возвращается в бренный мир и продолжает драться с того момента, где его бесцеремонно прервали.
Наглое читерство? Скорее, радикальный метод борьбы с многократным прохождением одних и тех же разборок и вытекающей отсюда тоской. Да, никто не мешает ткнуть пальцем в «quickload» и растоптать ненавистного «босса» со сто двадцать пятой попытки — пожалуйста, пользуйтесь связкой «F5-F9». Но широкие народные массы, осилившие Half-Life 2: Episode One на жалкие 30%, не наделены ангельским терпением. Кому понадобятся коды и трейнеры (равно как и вполне легальная подстройка уровня сложности), если Хок восстает из пепла цветущим и отдохнувшим, а обидчики не зализывают ни единой царапины? Игровая машинка с вариацией Pac-Man на тему Rune — и та сложнее.
Заблудиться тоже нельзя, ибо дух ручного ястреба, названный в честь Тэлона Брейва, ненавязчиво подсказывает дорогу; он же атакует злодеев, сбивая их с толку и не давая прицелиться. В мирное время птица-поводырь подрабатывает вавилонской рыбкой, переводя иероглифы и устную речь интервентов на английский язык.
Третий подарок старого Иниси — астральная проекция, знакомая тем, кто хоть мимолетом зацепил Soul Reaver, Psi-Ops или Second Sight. Пока Томми парит в трансе, его незримый двойник проходит сквозь силовые поля, нажимает кнопки, отключает сигнализацию и расправляется с ничего не подозревающей охраной. На большее копия неспособна — для бесплотного духа она чересчур трепетно чтит законы Ньютона и твердые объекты.
«It's so dark… Man, I'm doomed!»
Увы, чем ближе мы к шаблонной концовке, тем тоньше слой фантазии, намазанный на ломоть сливающихся в пестрый калейдоскоп антуражей. Надергав с миру по нитке, разработчики сшили вместо костюма груду одинаковых рукавов и штанин. Стартовые этапы покажут вам всё, что ждет молодого чероки в остальной части игры, кроме нудных Descent-образных полетов на реактивном экзоскелете. К середине игрок будет решать «головоломки» с автоматизмом японского сборщика телевизоров. Сколько раз вы повторите операцию «наткнулись на барьер — вошли в астрал — протопали пару метров — убрали преграду» (вариант: «нашли эфирную тропинку»), прежде чем вас одолеет зевота? В какой миг восторг от магнитных дорожек, помогающих бродить по стенам и потолку, сменится воспоминаниями об Aliens vs. Predator 2, куда глубже развившей ту же самую мысль? Надолго ли увлечет пальба по гравитационным колодцам, изменяющим притяжение в отдельно взятом коридоре?
Особая страсть Human Head — огромные пазлы. Гигантский куб, трехъярусное нагромождение парящих платформ, фантастически красивое ядро в центре самозваного спутника Земли демонстрируют таланты художников и… скудное воображение дизайнеров, породивших монотонные, бессмысленные, никчемные задачки. Представьте, что выдали бы создатели Psychonauts или American McGee's Alice, окажись в их распоряжении столь мощный арсенал фокусов. Теперь взгляните на Prey, тиражирующую собственные находки. Одна из ранних сцен, где Томми попадает на поверхность миниатюрной планеты, стоящей на музейном пьедестале под колпаком, заряжает верой в нестандартное мышление авторов. Зря. Вам скормят ее еще трижды, приправив бледными оркестровками Джереми Соула (Jeremy Soule), спутавшего фэнтези и sci-fi.
Похожая беда постигла порталы. Вслед за рефлекторными «wow» при виде разноцветных колец, подбрасывающих свежие порции «мяса» или отправляющих Хока в другие сектора, приходит отрезвление. Разрывы в пространстве — логическая иллюзия, изящный спецэффект, нанизывающий дольки локаций вперемешку с «секретками» на шампур линейного геймплея. Может, лет через N-цать нам разрешат кромсать материю как угодно (скажем, в чьей-нибудь тушке). Сегодня эту миссию выполняет мсье Триггер, гражданин неприятный, но на удивление честный: Prey не складирует врагов в шкафах и не десантирует за спину. Остается лишь восхищенно вздыхать, глядя на редкие проблески креатива — комнаты, что собираются по кускам прямо под ногами героя, и лабиринт, позволяющий застрелить самого себя. Мультиплеер в этом плане гораздо лучше, хотя и он не без подвоха — список сетевых развлечений ограничен дефматчем на восьмерых…
Take me home
На технологиях далеко не уедешь, и финальная инкарнация Prey тому доказательство. Шустрая, громкая, полная глянца и актуальных тенденций, она лишена искры, отделяющей неплохие вещи от шедевров. Звучащая в титрах песня группы After Midnight Project емко подводит итог девятилетней эпопеи 3D Realms: «Take me home // I wanna go // And I'm sorry I can't love you…»
Рецензии пользователейна Prey14
Основные минусы:
Раздробленность сюжета. Сюжетец получается какой-то скомканный, нецельный. Всё из-за того, что часто приходится отрываться на дополнительные миссии. Для них приходится бежать на другую часть корабля и это занимает кучу времени, хотя чисто по сюжету у нас как раз таки его в обрез. Да и от такого ты в принципе хуже в него вникаешь. Лучше бы сделали систему мини доп квестов. Когда всё происходит линейно, но свернув направо от сюжета ты сможешь выполнить небольшой квест в рамках одной комнаты/зала и получить за это плюшки/узнать местный лор. Это бы не повредило основному сюжету и так же расширило игру.
Дебафы за использование крутых способностей. Меня вообще эта тема бесит, похожее есть в том же Dishonored. Почему меня игра пытается отговорить от использования того, за что и любят такие игры? Я хочу использовать телепортацию, телекинез и т.д., но мне с самого начала говорят, что это повлияет на концовку (что кстати обман) и то, что на меня будет агриться охранная система. Меня наоборот должны подталкивать к использованию самого интересного в этой игре. Да и качая способности тифона, ты не можешь качать обычные способности, что тоже удручает. На месте разрабов я бы сделали возможность качать обычные способности и при этом отдельную систему прокачки способностей тифонов. Было бы намного интереснее.
Основные плюсы:
Интересный мир. Всё вокруг тебя интересно и хорошо прописано. Хочется изучать всё вокруг. За проработку мира отдельный респект авторам
Интерактивность. В бою можно использовать окружение, а окружение комбинировать со своими способностями и снаряжением. Из-за этого сражаться интересно. Многие проблемы в игре можно решить по разному, всё зависит только от твоей смекалки и внимательности, что прям чувствуется. Практически в начале игры понял одну очень неочевидную фишку, как попасть в любой тайник в игре. Вам не расскажу, подумайте сами)
Сюжет. Он мне зашёл. Особенно из-за одного поворота, узнаете сами :)
И покрываясь мурашками написал сценарий к видоса, и решил с поделиться с вами своими мыслями в обзоре.
Вот и пришло время, когда я, спустя 5 лет, добрался до некогда очень нашумевшей игры от Аркейнов, тот самый Прей 2017 года, Прей, который никакого отношения к самому первому Прею - не имеет. Игра, которую... Никто особо не ждал и скорее даже не понимал, зачем она выходит. Но я как сейчас помню 2017 год и релиз Прея, а сейчас, сидя в 2022 году, я с полной уверенностью, опираясь на факты и пройденное время, могу заявить, Прей 2017 года - главное событие во всей НФ геймдева. Прей - уникальная, ни на что не похожая игра, которая сочетает в себе колоссальный масштаб, иммерсивсимность (только при первом прохождении), огромную, запутанную Талос-1 (запутанную - в плохом смысле), крайне повышенную сложность для хардкорщиков и попросту одну из самых красивых и запоминающихся локаций в лице Талос-1 в играх. Исследовать эту станцию - одно удовольствие, кропотливая, гигантская работа художников и арт-дизайнеров, просто сок. Прей 2017 года - уникальное событие по сей день, Arkane Studios сделала вновь то, что и всегда делала - эволюцию в иммерсимах. Когда-то эта студия выпустила первый Dishonored и поразила весь мир, да так, что сейчас, спустя 10 лет, многие по сей день вспоминают что первый, что второй Dishonored. Prey 2017 - чистейшая игра Аркейнов во всех пониманиях, порой настолько типичная и чистейшая, что это скорее становится минусом для самой игры. Но давайте по порядку.
ПЛЮСЫ:
Лучшая научно фантастическая игра на данный момент (да, Старфилд - говнo на фоне этой игры). Под этим пунктом, я подразумеваю абсолютно всё, начиная от стиля игры, работы художников, работы дизайнеров локаций, самой станции, продолжая сюжетом, завязкой, в какой-то степени даже геймплеем, допустим, геймплей в открытом космосе или САГИТТА - шикарен. Эта игра - один сплошной гигантский плюс для всех любителей научной фантастики. Посмотрим, что там наворотят в Starfield, но Prey 2017 на данный момент самый интересный и уникальный шутер в нф теме.
2. Талос-1. Огромный, гигантский, уникальный, с кучей невероятно запоминающихся локаций монстр-станция, которая буквально поглотит вас на десятки часов. Для кого-то настолько запутанная локация станет диким минусом, ведь адекватной карты в игре нет, но если вы привыкните, поверьте, Прей сможет подарить вам одну из самых красивых локаций в нф играх.
3. РПГ элемент. Он есть, он относительно средних масштабов, но при этом буквально КАЖДАЯ ветка - уникальная, это не Deus Ex HR\MD, где достаточно вкинуть пару навыков и можете забыть о дереве прокачки, нет, в этой игре каждая из 6-и веток представляет интерес и смысл, в зависимости от стиля игры.
4. Визуал\Работа художников. ДИЧАЙШЕ ОГРОМНЫЙ ПЛЮС, от которого с первого и по 50-й час игры просто поражаешься из раза в раз, попадая на новые локации и комнаты. Потрясающая работа художников над всем Талос-1. Да, игра - красива. В ней нет никаких прорывных технологий, даже с тем учетом, что в ней CryEngine, нет никаких лучей и прочего, но при этом Прей - восхитительно красивая игра со всех точек зрения, не технологичная, но красивая, безумно красивая.
5. Arkane, как титаны иммерсивсимов. Эта игра - гигантская песочница, вы можете пройти квест, комнату, локацию так, как вы захотите, игра преподнесет вам КУЧУ возможностей для отыгровки локации (но не везде, стоит это понимать). Prey 2017 дарит игроку тонну инструментов для отыгрыша.
6. Подача предыстории Талос-1. Куча дневников, миллион подачи истории через окружение, зашел в комнату, а там записка, труп персонала и окружение, и всё, абсолютно всё - визуально объяснит, что случилось в этой комнате. Титаническая работа над повествованием.
МИНУСЫ:
1. Миллиарды загрузок локаций\отсутствие бесшовного мира\CryEngine. Аркейн преследует ярлык технической отсталости, как-бы они не старались от него избавиться, со времен Дизонердов - не поменялось ровным счетом НИЧЕГО. Готовьтесь к постоянным загрузкам между локациями. Бесконечными, ребята, они будут кругом. Везде. Тут игрокам дали даже модный CE от Крайтек, но мы же знаем, что CryEngine - абсолютно не способен в генерацию больших миров, поэтому мы получаем БЕСКОНЕЧНЫЕ загрузки локаций.
2. Интерфейс карты. И снова разработчики Дума 2016-2020 и ремейка Резика 2 на своём примере показали, как НУЖНО делать интерактивную, удобную и понятную карту для игрока. Аркейны, к сожалению, этого не знали, благодаря чему, мы имеем просто полный дурдом с миллионами вкладок, переключениями уровней и прочего кала, вместо АДАПТИВНОЙ, ИНТЕРАКТИВНОЙ карты. Мерзотнейшая карта с миллиардом вкладок и переключений вкладок уровней, помещений, локаций.
3. Все квесты с поиском персонала. Полный треш, для кого и зачем это было добавлено в игру, вселенная загадка, попытался поискать пару человек и понял, что все эти квесты - кустарная дичь, не имеющая смысла. Абсолютно убогая, бесполезная вещь, на которую были потрачены силы и время, полнейший кал.
ПРОЧЕЕ:
1. Каловая ру-озвучка. Уровень переигрывания и похеризма актеров ру-дубляжа в этой игре - зашкаливает.
2. Авторесп врагов после контрольных точков по всему Талос-1. Спасибо, Аркейн, за это замечательное, прекрасно игровое решение, чтобы игрок вместо изучения уже пройденной локации - пробегал её как можно быстрее мимо СНОВА ЗАСПАВНИВШИХСЯ МОБОВ, вы зачистили локацию? Хотите спокойно пробежаться туда-обратно? Не, не-не-не-не-не, сейчас разраб сделает ход конем и вам по новой нужно будет убивать кучу уже убитых до этого мобов. Просто знайте, если вы, как и я, поставите максимальную сложность со всеми галочками, игра задушит вас до такой степени в начале игры, первые 15 часов, что вы тупо будете спидранить все пройденные локации, лишь бы побыстрее пробежать мобов и не тратить на них ни единого патрона.
3. Спасти Даля. Да-да, тот самый квест с тем самым сломанным медотсеком, ага, многие из игроков прошли эту дичь, когда квест не засчитывал принесенного Даля в медотсек и игроки могли буквально часами летать по комнате, но триггер-точка попросту не срабатывала, из-за чего фейлилась целая концовка.
ИТОГ:
По поводу дополнения Mooncrash - ничего сказать не могу, побегал 20 минут и понял, что это просто рогалик на рельсах механик Прея, так ещё и с душной системой одной жизни, не стал портить впечатления от основной игры и закрыл от греха подальше.
Prey 2017 - уникальное событие во всей нф культуре, игра, крепко занявшая своё место и спустя 5 лет, лишь укрепившая звание одной из лучших научно-фантастических игр последних лет. Уникальнейший продукт, который по достоинству можно оценить лишь сейчас, спустя кучу лет с момента релиза, потому что тогда, в 2017 году, было четкое ощущение, что эта игра прошла мимо большинства игроков, мало кто оценил колоссальный труд и вклад Аркейнов в нф культуры своим проектов, это можно оценить лишь сейчас, на пятую годовщину игры. Пять лет... Этой игре пять лет и она по сей день восхитительно играется. Крайне глубокая, многогранная и уникальная игра, однозначные рекомендации, если вы понимаете, что из себя представляют игры Arkane.
10\10
Сначала игра подкупает очень навороченной, но скудной прокачкой, и возможностью много куда залезть за ништяками. Ходишь по офисам, тут это всё же поувлекательней чем в Control, всегда настороже из-за мимиков, ничего не умеешь. Множество разных путей преодоления, но всё ещё не получено, думаешь что лучше брать, хакерство или ремонт, и в итоге даже забавно ломать игру - то проскочишь где прыжкам, или вот перемещение объектов требует определённой силы, но почти всегда можно обходить это толканием коллизией другого предмета в руке - физический движок не пытается учитывать навык при таком расчёте и тяжеленная вещь отъезжает.
Боёвка неплохая, герой не калека, но и арсенал не рэмбовский - из огнестрела дальше ружья ничего не будет, приспособление инженерных приблуд под временную нейтрализацию противников, при этом и там никаких лазерных резаков не дают. Но потом приходит возможность в промышленных масштабах клепать нейромоды, и шарм ограниченных ресурсов слетает - ты уже бегаешь, разнося всё и вся, даже самые мощные враги не могут простоять и пары секунд. Забавно, но не совсем в тему. И меню оружия неснимаемое на прокрутке колёсиком, пригождается когда всего много, но насколько же мешает его случайное включение!
В игре приятно (но долго) исследовать отсеки, игру приятно ломать, но игру не особо приятно играть. Под конец немного драйвово бегается и стреляется, но всё равно средненько.
Тифоны (инопланетные враги) выглядят впечатляюще, иногда пугали, правда часто это было в форме скримеров.
Прекрасная музыка и звук. Настолько, что треки выкачены и есть в плейлистах.