Среднее время в игре: 2 часа
Светлая тема

Рецензия на игру ShootMania Storm

Буря мглою небо кроет

Что делать, когда рынок перенасыщен навороченными гоночными симуляторами с кучей лицензированных авто, отлаженным игровым процессом, эффектной физикой и толпами поклонников? Тягаться с ними в бюджетах нелегко, риск велик. Ubisoft и ее дочерняя компания Nadeo давно пришли к следующей идее: пусть игроки сами создают треки, режимы и условия гонок, а мы дадим удобный инструментарий и физику с возможностью исполнять безумные трюки. Идея не просто сработала — Trackmania стала настоящим феноменом и породила целое движение — ManiaPlanet, — под крылом которого теперь выпускаются и будут выпускаться подобные «самосборные» игры в самых разных жанрах. Первой такой игрой стал онлайновый шутер Shootmania Storm.

На фоне конкурентов Shootmania Storm выглядит скромно. Простенькая графика, такие же незамысловатые уровни, напоминающие маленькие коробки, нет гильдий и кланов, системы прокачки, разблокировки и апгрейда вооружения. Экипировка на старте у всех одинаковая: какая-то свистелка, плюющаяся разноцветными зарядами, которые неспешно летят в сторону цели и также медленно перезаряжаются после нескольких выстрелов. Ну, и, конечно, никакой техники и пальбы по врагам с борта винтокрылой машины. Хочется спросить «Куда я попал?» и тихонько, задом, прокрасться к выходу.

А попадает игрок в самый настоящий киберспорт. Все это — лишь заготовка для увлекательного соревнования, которое развернется в Shootmania Storm в следующие несколько часов. Уже вскоре тебя захватывает позабытый азарт олдскульных сетевых шутеров вроде Quake или Unreal Tournament, где успех зависел не от прокачки навыков или степени апгрейда вооружения (и уж тем более не от количества вложенного во все это реальных денег), а от твоих собственных меткости, ловкости и натренированности. В Shootmania Storm все так же.

Стартовая пушка не убивает мгновенно — снаряду нужно время, чтобы долететь до цели. Соответственно, от игрока требуется точность расчета, приходится стрелять с упреждением, постоянно прыгая, стрейфясь и целясь в таких же ловкачей — на уровнях полно трамплинов, позволяющих запрыгнуть повыше.

Самое интересное, что условия выживания в этом киберспорте даже жестче, чем в старых шутерах. Здесь нет аптечек и брони: здоровье восстанавливается на особых платформах под свист летящих отовсюду снарядов. А сменить свистелку на что-то более мощное можно только в специальных местах и на ограниченное время.

Дело в том, что оружие в руках меняется в зависимости от контекста: забежали вы, например, в туннель — свистелка сменилась на гранатомет, встали на специальную площадку на возвышенности  — и вот уже у вас в руках похожая на рейлган снайперская винтовка. Спустились вниз — и винтовка снова стала дефолтной пушкой.

Решение на первый взгляд странное, но и в нем обнаруживается киберспортивная логика. Во-первых, игра выдает разное оружие в нужных местах, где оно реально востребованно. И выдает ненадолго: снайпера на высоте либо быстро снимут, либо он сам спустится. Мужик с гранатометом тоже не будет вечно стоять в туннеле: стоя тут вообще долго не живут. Так сохраняется баланс, не позволяющий бегать по уровням толпам гранатометчиков в поисках десятка кемперов, спрятавшихся где-то наверху.

Точки действия нового оружия нужно использовать грамотно и помнить, что даже с гранатометом в руках не получится беспрепятственно набивать фраги: все стволы, разродившись первыми выстрелами, имеют неприятное свойство долго перезаряжаться. Таким образом, этот спорт уравнивает всех на старте и заставляет уповать не на «допинг», а на ваши мозги, инстинкты, меткость, умение «читать» уровень и палить в полете на упреждение.

К этому киберспортивному азарту прибавляется еще и знакомое по Trackmania трюкачество. Помимо «оздоровительных» площадок и трамплинов тут есть специальные дорожки, на которых и оружие быстрее перезаряжается, и сам персонаж заметно ускоряется. Разогнавшись, он может перемахнуть на трамплин, взлететь в небо и весело расстрелять оппонентов в полете. Не всегда и не всем это, конечно, удается, но на то это и спорт.

Режимы игры тоже необычные. Один из самых распространенных — Royal. Кто-то из игроков захватывает флаг в центре карты, после чего на уровне начинается торнадо. Он постепенно сжимается, загоняя игроков в центр, к флагу, где финальные разборки проходят в тесноте, с буйствующим вихрем посередине в качестве арбитра.

В режиме Elite друг против друга выступают две команды по три человека. Вроде бы все привычно, ньюанс лишь в том, что атакующие выбирают одного бойца, который и станет основной ударной силой: у него сразу три жизни, а в руках смертельный лазер вместо стандартной пушки. У обороняющихся все наоборот: в бой идут все трое, но у каждого лишь одна жизнь и оружие по умолчанию.

Интересно модифицированы и привычные командные режимы. Например, CTF: флаг должна захватить только одна команда, но за отведенное время. Если не успела, она меняется местами с обороняющейся командой. А в местном аналоге deathmatch фраги даются не только за убийство врага, но и за попадания по нему — вот она, мечта старого квакера, заработавшего себе нервный тик на тех, кто воровал «фраги», добивая раненных.

С этого эксперименты только начинаются. Как и Trackmania, Shootmania Storm делает ставку на народное творчество. Любой игрок может создать свой собственный игровой режим, как-то интересно изменить условия матча, придумать модификаторы или выдать, наконец, всем к чертям рейлганы вместо свистелок. И вот уже появляются какие-то необычные аналоги Counter-Strike или командного deathmatch, где погибшие коллеги попадают в заключение, откуда их приходится с боями освобождать.

От этого народного творчества во многом зависит судьба игры, которая для широкой аудитории выглядит больше как прикол — да, интересно, да, разогревает киберспортивный азарт; можно попрыгать-пострелять, поудивляться местным странностям да грустно посмотреть на свое место в глобальном рейтинге. Но надолго игра не захватит. Карты встречаются витиеватые, но в массе они похожи друг на друга, нет никаких стимулов вроде прокачки и апгрейдов — только рейтинг и желание попасть наконец вон по тому прыгающему засранцу. С оружием опять же не пойми что. Да еще не самый удобный интерфейс и поиск по серверам.

* * *

Но если народные умельцы возьмут дело в свои руки и станут наполнять игру интересным контентом, придумают какие-то оригинальные режимы и правила, необычные лиги и чемпионаты (последние проводятся, но их еще слишком мало) — вот тогда ShootmaniaStorm действительно расцветет. И все это предприятие превратится не только в манию для тех киберспортсменов, которые все-таки решили отточить мастерство и покорить вершины рейтинга, но и в настоящий шторм, сметающий на своем пути многие онлайн-боевики.