Прогресс не стоит на месте, и, что бы там ни пророчили господа скептики, его мерная поступь медленно приближает нас к светлому будущему. Всего 5-6 лет назад RTS-аддон в стиле «четыре карты, три юнита» казался нормальным и привычным. Сегодня, после Barbarian Invasion, Medieval 2: Kingdoms и Warhammer 40.000: Dark Crusade, приходится оценивать разработчиков по иной шкале. Forged Alliance логичнее назвать не дополнением, а работой над ошибками. Gas Powered проанализировала отзывы, почитала прессу и, наконец, залатала неопрятные прорехи, которые в свое время лишили Supreme Commander разных наград. Не понравилась скучная и чересчур легкая кампания? Получите интересную и сложную! Раздражает интерфейс? Художники нарисовали новый! Надоело постоянно начинать с шаблонного строительства базы? Мы и об этом подумали!..
Почему же нельзя было сделать все на «пять» с первой попытки?
Пришельцы из черной щели
Supreme Commander в паре с Forged Alliance — удивительно качественная, цельная и увлекательная игра, но говорить об аддоне как о полноценном проекте рановато.
Рецензируя оригинал, я порадовался, что во вселенной Supreme Commander не нашлось уголка для инопланетян из второсортной космической оперы. Сглазил! Не успела затихнуть канонада «Вечной войны», а из трещины между мирами уже хлынули дикие орды пришельцев, именующих себя Seraphim, — тех самых, что когда-то давно познакомили футуристических хиппи Aeon с философско-пацифистским учением The Way. Религиозные воззрения не помешали братьям по разуму превратить Землю в безжизненную радиоактивную пустыню. Ответ ищите в мануале: те из «серафимов», кто решил послужить своему народу на поле брани, навсегда теряют божественное благословение, становясь живыми машинами, не ведающими страха и сострадания.
Угроза истребления заставила United Earth Federation и Cybran Nation заключить союз. К вынужденной коалиции поспешила примкнуть принцесса Бурк — основательница и бессменный лидер Aeon Illuminate (большая часть «просветленных», естественно, присоединилась к Seraphim). Увы, интригующая история, пусть и непростая для восприятия, быстро деградирует до одноклеточного боевика. Агрессоры возводят врата в родное измерение, а «вероломный альянс» стремится насолить им — вот и вся недолга.
Шесть миссий — это немало. В лучших традициях Supreme Commander карта регулярно расширяется, скрипты присылают «злодеев-из-за-экрана»… пара часов на задание здесь в порядке вещей. Огромные расстояния поражают воображение. Оборона позиций, контратака, уничтожение определенных целей, защита полудохлого AI-союзника — все миллион раз было в RTS, но где еще нам предложат такой же размах? Forged Alliance рассчитана на опытных игроков. Основные здания и юниты открыты с самого начала, а по ходу развития событий старшие командиры представят горячие новинки «автопарка».
Статистика внушает оптимизм. В общей сложности в Forged Alliance свыше сотни ползающих, плавающих, летающих и тихо стоящих на месте сюрпризов. Не зная заранее об их существовании, ничего и не заметишь — настолько органично они вплетены в ткань игры. У UEF появились противолодочные крейсеры и турели третьего уровня, кибраны прикрывают береговую линию продвинутыми торпедными установками, Aeon разжились скорострельной артиллерией. Настоящие различия проступают позже — на «экспериментальном» этапе. Чего стоит «квантовый генератор ресурсов», снабжающий «массой» и энергией в неограниченных количествах! «Земляне» отличились орбитальной платформой и инженерными станциями, помогающими заводским станкам веселее раскручивать сверла (раньше для этого использовались строители). Похожий домик есть и у Cybran. Кроме того, свободолюбивые киборги научились конструировать невидимые корабли и копеечных жуков-камикадзе. Впервые встретившись с маленькими убийцами, я едва не потерял ACU.
Любимый всеми «нюк» практически ушел со сцены. Если в онлайновой партии вы умудрились соорудить шахту и ракету, не спешите ликовать. Вероятно, соперник уснул, переехал на ПМЖ в Австралию или скончался от чрезмерных умственных упражнений, ибо цена и раздутые сроки строительства не выдерживают критики. И это не последнее замечание. Раз бывшие враги отныне души друг в друге не чают, отчего не догадались обменяться технологиями? Где юниты, объединяющие характерные черты разных сторон? Кто запретил развить Order of the Illuminate (Aeon, подчинившиеся «богам» из параллельного мира) в нормальную «расу»? Почему Seraphim доступны только в «скирмише» и «мультике»?
Впрочем, не будем ругаться, ведь чужаки идеально вписались в игру. Слишком идеально. Как получилось, что три могущественные «сверхдержавы», в распоряжении которых ресурсы сотен планет и опыт тысячелетней войны, не в состоянии дать отпор жалкому десанту непонятно кого непонятно откуда?.. Скаут, ховертанк, робот с пушкой, мобильный щит, снайпер — если отбросить в сторону симпатичный дизайн (в кои-то веки никаких квадратов!) и бессмысленные названия типа «Usha-Ah», «Hau-Esel» и «Othuum», классы легко узнаваемы. На воде и в воздухе то же самое: крейсеры, истребители, авианосцы, подлодки… Боевые единицы стоят дорого, строятся долго, но и сражаются чуть эффективнее «человеческих» аналогов.
Конструктор для киберспортсмена
Изменения в интерфейсе порадовали гораздо сильнее кучки танков. «Тормоза» приходят и уходят вместе со сменой поколения процессоров; проклятием Supreme Commander всегда была уродливая информационная панель, занимающая треть экрана. Теперь же ненавязчивые полупрозрачные окошки не загораживают обзор, а возможность отодвинуть камеру и полюбоваться на кусочек внутреннего убранства робота-«супкома» (главнокомандующий сидит в нем день и ночь) позволяет уйти в игру глубже, чем когда-либо.
Среди ключевых нововведений — т.н. «build templates», превращающие обустройство базы в детский конструктор. Скажем, вы привыкли укреплять «бурилку» четырьмя хранилищами, двумя турелями и двумя ПВО. Строите их, выделяете в рамку, жмете «сохранить», и в меню возникает первый «шаблон». Дальше достаточно выбрать его и ловким движением мышки воткнуть сразу весь комплект. Обратите внимание: здания будут появляться в том же порядке. Таким образом можно скопировать хоть всю базу (за исключением заводов второго и третьего уровней) и больше не тратить время на всякую чепуху.
Следующим пунктом в перечне «твиков» идет союзный AI. По просьбам трудящихся ACU исчез из списка приоритетных целей. Наверняка многие помнят, как почти неуязвимый для начальных юнитов командир постоянно отвлекал на себя огонь, утраивая раздражающий микроменеджмент. Похвальбу насчет улучшенных pathfinding-алгоритмов оставим за кадром, а вот графика действительно похорошела. Увеличилась четкость текстур, выросло количество полигонов. По-моему, ради того, чтобы увидеть Supreme Commander «при макияже», уже не жаль раскошелиться.
Написав на коробке «не требует оригинала», авторы покривили душой, поскольку, не имея ключа от SC, вы сможете воевать лишь за Seraphim. Когда подобный фокус показывают создатели Opposing Fronts, которая по продолжительности и объему превосходит Company of Heroes, это простительно, но тут пометка «standalone» — чисто маркетинговый ход. Вы либо приобретаете обе игры, либо ограничиваетесь демо-версией за $40.
Зато к службе GPGNet, обеспечивающей бесперебойный мультиплеер, претензий нет. Удобные «лестницы», ранговые и тренировочные матчи, коллекция медалей, десятка лучших повторов… При отсутствии Интернета скрасить досуг поможет «скирмиш» и «экстремально сложный» AI.
Суприматичный альянс
Supreme Commander — по-настоящему уникальная игра, да только «уникальная» и «потрясающая» — разные понятия. Специфический геймплей и квадратный дизайн роботов отпугнули многих любителей RTS, и дополнение предназначено для тех, кто получил или получает удовольствие и просто хочет большего. Столь немаловажная деталь отличает Forged Alliance от Opposing Fronts, Dark Crusade или самодостаточной Kingdoms. Фанаты будут в восторге, но если вы по каким-то причинам пропустили SupCom, не забегайте вперед и начните именно с нее.
Рецензии пользователейна Supreme Commander: Forged Alliance1
Зато эпичность начала просто зашкаливать. Кампания это теперь жесточайшие миссии, где после перехода на следующий этап с открытием новой части карты наступает тонна боли, особенно без подготовки. Потом конечно учишься не спешить с выполнением и отсроить защиту на будущее, но всё равно тебе дают по башке чем-то новым, сверхсилы из некоторых миссий оригинала нету и в помине. И наконец дают вдоволь насладиться мощными эксперименталками, а то в оригинале их давали только под конец. Даже сюжет становится заметней, напряжённый такой.
Теперь оды игре по сравнению со второй частью понятны... но я всё равно не согласен. Да, во второй части совершенно убогая кампания (я её пытался дважды пройти и засыпал, и не запомнил толком), и новые юниты там ввели с длц, без кампании под них, но в мультиплеере там всё отшлифованней - убрали бесполезных т1 войска, дерево прокачки тоже очень в тему и даёт получить всё и сразу, надо думать на чём концентрироваться, и управление войсками удобнее. Здесь всё ещё старый дух ТА, весёлый, но диковатый, с мешаниной всего.