- Главная/
- Игры/
- Van Helsing 2: Смерти вопреки/
- Рецензия
Сын легендарного охотника на вампиров продолжает свои похождения, и при первом взгляде на это эпическое полотно хочется только грустно вздохнуть и вспомнить бессчетные часы, сожранные некогда стаей Diablo-клонов. Если вы видели хотя бы одну action-RPG, считайте, вы видели их все. Отличия Van Helsing от какой-нибудь Torchlightсложно заметить, пока нас не отправят на задание по спасению рядового Брайана, где на стене мы увидим знакомый символ лямбды и наткнемся на стального автоматона, который обратится к нам: «Сара Коннор?». Если безмозглое «мясо» в готическом антураже приправить россыпью ярких пасхалок, вкусовые ощущения действительно становятся богаче.
Ivan Tsarevich & Seriy Volk
Вторая часть трилогии про юного Ван Хельсинга выглядит и играется точь-в-точь как ее предшественница: новые локации похожи на старые, новые противники так же тупы, как и старые, сюжет продолжается там, где его прервали в прошлый раз. Поначалу кажется, что и геймплей не обещает ничего сверх минимального жанрового пайка, но хотя бы с художественной точки зрения игра уверенно выделяется на фоне конкурентов. На ум приходит то ли «Лига выдающихся джентльменов», то ли собственно фильм «Ван Хельсинг».
По железобетонному городу ходят рыцари в клепаной броне, паровые машины с разгону врезаются в лоб, небо плюется снарядами и капсулами с мобильными порталами... Художники Neocore Games постарались на славу — атмосфера стимпанка действительно крепкая. Нас развлекают чередованием снежных лесов, медно-каменных подземелий и волшебных кристаллических полей честной ручной выделки — до дизайна уровней методом copy-paste авторы явно решили не опускаться.
Монотонное истребление монстров перемежается небольшими абсурдными сценками, а многие квесты можно решить разными способами. К примеру, если вам лень искать безделушку для лесного племени, то просителей можно попросту истребить, услышав вдогонку язвительный комментарий прекрасной спутницы. Совершенно верно, призрак на побегушках — грудастая леди Катарина с нарочито русским акцентом — вновь сопровождает героя. Их дружескую перебранку с Ван Хельсингом слушать интересно, благо никто не извлекает черно-белую мораль из очередной передряги.
Авторы юморят реже, чем стоило бы, ведь пасхалки вполне удались и действительно веселят. Дроид из «Звездных войн» или огр, бегущий по мосту с криком “You shall not pass!” — это лишь самые примитивные из местных гэгов. Также сложно без умиления воспринимать персонажей с именами вроде Ivan Tsarevich, Koschei the Deathless, Lesovik и Domovoy.
Клик за кликом
Между миссиями Ван Хельсинг коротает время в тайном прибежище среди своих соратников. Новые и старые друзья выдают квесты, а торговцы и зачарователи предлагают массу услуг: обычный меч можно улучшить аж тремя разными способами и воткнуть в него несколько эссенций (привет, Hellgate: London!). Процессом можно увлечься, но долгие пассы с перекладыванием и улучшением одного реагента с помощью другого часто приводят лишь к скромным «+15% к критическому урону». Бонусы не всегда удастся ощутить в бою, однако бывалые любители совмещать предметы в хорадрическом кубе будут довольны.
Жизнь в этом подземелье разбавляется не совсем привычными для жанра элементами. Тут можно сыграть в аналог tower defense, который авторы явно подглядели в Orcs Must Die!. Также в подземелье героя ждут подручные генералы — их надо прокачивать, выдавать им солдат и отправлять в закадровые миссии, прямо как римских ассасинов в Москву. Можно вырастить толстокожую химеру, которая будет помогать в бою. Слишком много внимания к себе союзники не требуют: знай только вовремя повышай Катарине нужный атрибут да выдавай химере скопившиеся артефакты.
Ролевая механика по сравнению с оригиналом никак не изменилась: мы повышаем четыре основных характеристики и вкладываем очки в способности — долго раздумывать над прокачкой и повышать чуждые классу параметры нет никакого смысла. Если все-таки хочется поэкспериментировать, то в любой момент можно заплатить за реролл и перераспределить очки по-новому. Механике этой, кстати, доработка как раз не помешала бы. Многие навыки, перки и ауры во многом копируют друг друга, а логику развития отдельной ветки способностей подчас сложно понять.
В неизменном виде осталась изюминка боевой системы: зарядка способностей и комбо-удары. Чтобы заполнить шкалу ярости и несколько раз жахнуть усиленными приемами, нужно сначала потратить ману на убийство нескольких врагов. Каждый из трех классов использует только одну эту механику, а игроку приходится запоминать приемы, чтобы не путаться в клавишах. С дальнейшей тренировкой мышечной памяти КПД приемов растет, и при удачном стечении обстоятельств целую группу врагов можно разорвать в клочья одним движением пальца. Однако использовать в бою больше двух способностей все равно неудобно, сколько смертельных комбо ни создавай.
Коэффициент угловатости
Недостаток мозгов враги компенсируют многочисленностью, да и нападать предпочитают разношерстным составом, так что приходится пользоваться приемами массового поражения и часто отступать. Бой кажется вполне размеренным, по-хорошему сложным и ничего не предвещает беды... пока не наткнешься на какую-нибудь особо зловредную цветастую тварь. В надежде возродиться и добить гадину на месте можно потерять много денег, поэтому полезно помнить о переключателе сложности — им можно пользоваться «на лету», прямо во время боя.
Основные достижения жанра венгерская студия воспроизвела вполне достойно, но не научилась «смаковать» смерть каждого отдельного противника. Часто получается так, что Ван Хельсинг вообще бьет неизвестно кого и стреляет непонятно куда. Отчасти в этом виновато управление, которое подводит в самый нужный момент: предположим, нужно выстрелить вон в ту красную бочку или просто обежать толпу врагов, но охотник продолжает стоять на месте и кромсать ближайшую тушу. Чтобы заставить героя действовать так, как надо тебе, а не ему, приходится, чертыхаясь, выписывать мышью замысловатые фигуры. Эту проблему частично можно обойти, играя на геймпаде, но настройка умений для этого контроллера придумана каким-то инопланетянином.
В напряжении держит и слишком богато детализированная графика. На скриншотах это все выглядит превосходно, но когда начинается бой, перегруженные мелкими штрихами локации только отвлекают от игры. И это хорошо еще если всяческие строительные леса и конструкции не лезут в экран, закрывая обзор. После пары часов, проведенной в этой мешанине, хочется включить какой-нибудь минималистский Delver, чтобы отдохнули глаза.
* * *
При всех своих (в основном унаследованных от предшествующей игры) достоинствах, на самостоятельное произведение или какой-то прогрессивный сиквел Van Helsing 2 не тянет. Фактически это большое сюжетное дополнение, в которое стоит играть только после прохождения первой части. Здоровый гиковский юмор и необычная вселенная по-прежнему неплохо отвлекают от шероховатостей игрового процесса. Получилась красивая и в меру забавная приключенческая сага, где можно вообразить себя Хью Джекманом из фильма десятилетней давности, основательно заготовить фарш из монстров и наткнуться на золотую рыбку — вдруг она действительно выполнит три желания?