Светлая тема

Рецензия на игру To the Moon

«Узрите, что можно сделать из обыкновенной швейной машинки!» — награду с приблизительно такой формулировкой я бы предложил ввести в дополнение к «Нашему выбору», чтобы по достоинству отметить To the Moon и недавнюю Dear Esther. Обе – примеры нецелевого использования заурядных инструментов. Одну сваяли на движке от шутера, другую – в приложении с говорящим названием RPG Maker, и в обоих случаях вместо нормальной игры получился иллюстрированный рассказ. Оригинальный, занимательный, но с пометкой: «Руками не трогать».

«The ending isn’t any more important than any of the moments leading to it»

To the Moon – коммерческий первенец в выводке экспериментальных миниатюр Кана Гао (Kan Gao) из Freebird Games. За маской архаичной «японской» RPG кроется шоу, в котором повествование и атмосфера подмяли под себя прочие элементы. Те, кто не готов ради душещипательной истории пожертвовать геймплеем, будут разочарованы. To the Moon не чинит препон, почти не заставляет шевелить извилинами. Здесь нагрузка на иной внутренний орган – сердце. А также на слёзные протоки. Попробуй не всплакни, когда перед глазами разворачивается драма длиной в десятилетия! Гао выбрал темы, волнующие каждого: жизнь, смерть, любовь, одиночество, упущенные возможности, непоправимые ошибки.

Время действия – условное «послезавтра». К старику на смертном ложе приезжают сотрудники Sigmund Agency of Life Generation. Седовласому Джонни осталось недолго, и он хочет, чтобы инженеры-нейротехнологи исполнили его последнее желание – побывать на Луне. Откуда такая мечта – загадка. Нисколько не смутившись, гости в белых халатах устанавливают у постели больного странный агрегат, надевают шлемы и принимаются за дело. Операцию проводит самоуверенный доктор Нил Уоттс, щедрый на сарказм, и серьезная, толковая, но не лишенная сочувствия доктор Ева Розалин. Очкарик Нил похож на малолетнего школьника – дерзит, дурачится, отпускает нелепые шуточки. Темнокожая девушка не устает дразнить циничного коллегу и попрекать за ребячество. Постоянные споры и забавные перепалки скрашивают рутинные скитания по чужому сознанию…

Ведь строить всамделишную ракету и лететь в космос никто не собирается – все происходит у Джонни в голове. To the Moon смахивает на комбинацию двух кинокартин Кристофера Нолана: «Помни» и «Начало». Революционные технологии будущего позволили перезаписывать данные на биологическом «жёстком диске». Ева и Нил должны вернуться к самому раннему воспоминанию Джонни и внушить мальчику идею стать астронавтом, после чего особый чудо-аппарат сгенерирует в воображении пациента альтернативную биографию. К сожалению, за один прыжок до детства не дотянуть, поэтому специалисты совершат несколько остановок и увидят Джонни на разных этапах его жизненного пути, пущенного вспять. Нырнуть глубже в недра памяти помогают предметы, связанные с соответствующими временными периодами: зонтик, плюшевая игрушка, банка маринованных оливок… «Сувенир» перед путешествием надо зарядить пятью разноцветными шариками – осколками ярких событий и обрывками важных разговоров. Как их добыть? Шастать по локациям и тыкаться в объекты, рядом с которыми курсор меняет вид на лупу.

Заметить искомые точки нетрудно, а стрелка услужливо подскажет, куда идти дальше, однако неуклюжее управление сковывает подобно кандалам. Фундаментальные ограничения RPG Maker не дают обойтись одной лишь мышкой, разве что вас устраивает перспектива щелкать ежесекундно. Зато от картинки в стиле ретро с нереально низким разрешением так и хочется вскрикнуть: «Ути-пути!». Миленькие декорации, миленькие спецэффекты типа вспышек и пробегающих по экрану полос, миленькие карлики с огромными глазищами. Миленькие раздавленные животные на проезжей части…

Поразительно, сколько сильных эмоций можно при наличии таланта вложить в карикатурных человечков. Хотя черепная коробка Джонни доверху забита беззвучными беседами, To the Moon не превращается в книгу – её скорее смотришь, чем читаешь. Каждая сцена ставит новые вопросы, персонажи конфликтуют, интерес нарастает. Ценные клочки информации попадают в раздел «Заметки»… где прозябают без внимания, поскольку за пару вечеров забыть ничего не успеваешь. Сопливые моменты чередуются с юморными, правда, контраст иногда чересчур резок. Настроение задаёт музыка – тихая и печальная, веселая и задорная. Честь и хвала Лоре Сигихаре (Laura Shigihara) за песню «Everything’s Alright», которая засядет в мозгу не хуже её же бойкой «Zombies on Your Lawn» из несравненной огородной стратегии.

* * *

Потянет ли на полноценный игровой процесс мешанина из необременительных аркадных вставок, «обкликивания» всего подряд и головоломок «собери изображение»? Вроде бы ответ очевиден, но погодите швырять помидоры. Ладный, крепкий сценарий с незаезженной фантастической предпосылкой – редкость в наши дни. Финалы, заставляющие выудить из кармана носовой платок, возникают еще реже. До чего же радостно наконец наткнуться на произведение с сюжетом и хорошо прописанным, и умело поданным. Пусть даже все это больше походит на мультфильм, чем на видеоигру…

Рецензии пользователей
на To the Moon5

Прекрасное произведения искусства! Безумно душевная история, наполненная добротой. Визуально это приятный пиксель-арт, что отлично подходит повествованию и отличный саундтрек. В этой истории мы проживем жизнь человека, пожелавшего отправиться на луну перед смертью, в своих мечтах. Эмоциональное приключение, что на долго останется в памяти.
«Проверено временем»
«Ну и концовка!»
Одна из тех историй, которая запоминается навсегда. Игра является по сути новеллой и не имеет в целом геймплея. Много не расскажешь, сюжет один большой спойлер, но если затрагивать только начало, то все связано с нашей человеческой жизнью, которая слишком быстро заканчивается, благодаря науке в этом игровом мире можно прожить жизнь повторно в своих измененных воспоминаниях. По этой причине приезжают два ученых к умирающему деду с непростой историей, которая с ним приключилась... Даже самые первые минут сюжета до сих пор вызывают грусть. Музыки немного, но одна основная композиция слишком запоминается и по праву является лучшей композицией.

Обязательно для прохождения, а эмоциональным людям приготовить много салфеток, игра заставляет рыдать. 
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»
Игра создана студией Freebird Games, в которой практически всё тянет на себе один человек — Кан Гао. Он и дизайнер, и иллюстратор, и композитор. Игры от его студии — это даже не совсем игры, а скорее интерактивные истории, рассказанные посредством пиксельной графики, глубокого сюжета и прекрасной музыки.

To the Moon, несмотря на своё инди-происхождение и весьма скромные выразительные средства, в плане сюжетной составляющей вполне может тягаться и с топовыми играми. Это невероятный, просто потрясающий проект. После To the Moon многие «большие» игры даже с добротным вроде бы сюжетом покажутся всего-навсего пресными пустышками. Так говорят многие игроки, познакомившиеся с этой игрой. Так думаю и я. Попытаюсь коротко рассказать, почему.

В мире игры существует научная организация «Зигмунд», силами которой разработан метод внедрения информации в мозг людей с целью создания искусственных воспоминаний. При этом метод не совсем безопасен и может повредить рассудок пациента, потому было решено использовать технологию только на людях, жить которым осталось совсем немного. Эдакое последнее желание перед смертью. И если человек имел какую-то идею-фикс, которую не смог реализовать, либо просто тосковал по несбывшемуся, врачи с помощью прибора помогали ему поверить, что всё получилось и всё сбылось. Для этого врачи надевали на себя и на пациента аналоги шлемов виртуальной реальности и таким образом путешествовали по воспоминаниям умирающего, отмечая ключевые точки в его жизни и создавая своеобразную строительную площадку под новые, искусственные воспоминания.

Главные герои — врачи корпорации «Зигмунд» Нил Уоттс и Ева Розалин. Их заданием является исполнение желания старичка Джонни, который мечтает отправиться на Луну. После беглого изучения жилища пациента, разговоров с его лечащим врачом и сиделкой, мы погружаемся в воспоминания Джонни с целью нахождения момента в его жизни, когда можно «посеять» идею о полёте на Луну. Двигаться в воспоминаниях нужно от самых последних, когда Джонни уже стар, до самых ранних, когда он был ребёнком. В этих путешествиях доктора незримо присутствуют при самых важных событиях в жизни Джонни и каждый раз должны находить предмет, который поможет связаться с ещё более ранними воспоминаниями. Такое кино наоборот. От старика к беззаботному мальчику.

Пожалуй, в To the Moon один из самых лучших сценариев, который мне приходилось видеть в играх. Он специфический, он очень личный. На фоне великолепнейшего саундтрека рассказана трогательная и душевная история жизни Джонни. Она щемящим чувством отдаётся в груди, заставляет о многом задуматься, многое осмыслить и переосмыслить. В этом пиксельном человечке виден настоящий живой человек, в жизни которого были радость и горе, удача и отчаяние, любовь и смерть. И есть два врача, которые по воле судьбы становятся свидетелями всех значимых поступков Джонни и самых главных событий на его земном пути. Возможно ли вплести в суровую Реальность несбывшуюся Мечту? И не рассыплется ли эта Мечта, столкнувшись со Страшной Правдой? Относиться ли к этому всему как к работе или взглянуть на ситуацию совсем под другим углом, искренне сопереживая и помогая обрести покой этому необычному старичку? Такой выбор стоит перед Уоттсом и Розалин на протяжении всей игры. Такой же выбор стоит и перед игроком, перед его внутренним Я.

Эта игра даст возможность и посмеяться, и поплакать. Это без лишнего пафоса настоящее произведение искусства, что-то бесконечно доброе и светлое. Она насыщена настоящими, неподдельными чувствами. У этой игры есть ДУША.
Больше…
«Взрыв мозга»
«Ну и концовка!»
Если и есть игра, к которой можно применить термин «искусство», то это именно она. Это одна из тех историй, что попадает в ту самую больную точку, и не отпускает даже после финала.

«Звезды — это миллиарды маяков. Когда-нибудь я подружусь с одним из них.» — Ривер

To the Moon — это инди-RPG, повествующая о двух докторах, которые путешествуют по воспоминаниям умирающего старика чтобы выполнить его последнее желание — полететь на луну...

Потрясающий саундтрек композитора и главы студии Freebird Games Кана Гао, который способствует погружению в эту атмосферу и позволяет переживать не только картинкой, но и музыкой.

Будьте готовы выделить четыре часа своего времени, ибо поиграв всего десять минут, вы не сможете оторваться. Проходится To the Moon на одном дыхании, но ощущение такое, будто сам прожил еще одну жизнь.

«Концовка не так важна, как все моменты, ведущие к ней.» — Доктор Розалин
«Проверено временем»
«Постоянно умираю, и мне это нравится»
Это безумно эффектная интерактивная книжка, и я рекомендую её всем кто хочет прочитать прекрасную историю в лучшем для этого способе. Я уверен, вы как и я, будете рыдать как маленькая девочка... это просто сильно. Крайне положительные отзывы абсолютно заслужены.
«Взрыв мозга»
«Откинуться и расслабиться»