Светлая тема

Рецензия на игру Dishonored

Когда Arkane Studios анонсировала Dishonored и сообщила, кто возглавляет проект, сердца поклонников «стелса» забились быстрее. System Shock, Arx Fatalis, трилогия Thief, Half-Life 2 – команда с таким послужным списком, казалось, взорвет если не вселенную, то уж точно мозги отдельных ее обитателей. Одно только место действия чего стоило – город Дануолл, столица почти Британской империи XVII столетия, где свирепствует чума, разносимая кровожадными крысами. Здесь чудеса электрической эпохи соседствуют с ведьмами и древними божествами, китовый жир заменяет нефть, архитектура напоминает о Городе-17, а от порядка до анархии – один взмах кинжала.

Вор поневоле

Из такой закваски мог бы выйти шедевр, но получилась просто неплохая игра. Причина стара как мир – авторы погнались за двумя зайцами. Не всякому дано сбалансировать прятки и кровавый боевик, не пожертвовав качеством каждой из половинок. Arkane Studios не смогла, пусть и старалась.

Все-таки тут очень много от Thief, и неспроста. Двое сценаристов Dishonored имеют прямое отношение к легендарной серии. Терри Брозиус работала над первыми двумя частями (не считая прочей культовой классики вроде System Shock), Харви Смит – над Deus Ex. Наверное, поэтому Корво Аттано, личный телохранитель императрицы, обвиненный в ее убийстве, перетаскивает тела, срезает кошельки с поясов и вообще кладет в карман все, что плохо лежит, от монет до редких картин. Хотя, словно Фримен, держит язык за зубами – роль закадрового чтеца взял на себя скучающий божок Outsider, посещающий героя в видениях.

Охотно чешут языками и наши друзья – троица лоялистов, организовавших для Корво побег из тюрьмы: опальный адмирал, сенатор-аристократ и экс-инквизитор. Они провозгласили благую цель – найти юную Эмили Колдвин, наследницу престола, и покончить с тиранией коварного регента. Аттано тоже хочет отыскать девчушку, которая для него – как родная дочь. Ну и, разумеется, отомстить настоящим убийцам.

База заговорщиков – паб The Hound Pits в одном из заброшенных кварталов Дануолла. Прогулки по ее окрестностям заполняют минуты затишья между вылазками. Гений-самоучка Пьеро продает боеприпасы, ловушки и перепрограмматоры для охранных систем, апгрейдит оружие и оптический прицел, встроенный в маску Корво. Миссии состоят из цепочки связанных друг с другом локаций, где немало любопытных уголков и «секреток». Чем не Thief: Deadly Shadows?

Blink – and you’ll miss it

Разница все же есть, и серьезная. Во-первых, приключения Гаррета не заканчивались на 9-м задании. Скрытное прохождение, при том, что я обходил врагов стороной или отправлял их к Морфею, выполнял побочные поручения, подслушивал беседы, читал книжки с оригинальной предысторией мира Dishonored, собирал руны и амулеты, заняло 8 часов. С учетом неудачных попыток.

Секрет моего успеха и одновременно фатальный промах Arkane – магические таланты героя, которыми наделяет нас Outsider. Сам по себе «стелс» простоват по сравнению даже с Thief: The Dark Project. На яркость освещения тут плевать, стражники не замечают пропажу ценных предметов, игнорируют настежь открытые двери и, минуя пустующий пост, лишь лениво бормочут: «Хм, почему никто не дежурит?». Звук шагов (три градации: Корво крадется, идет или бежит) и конусы зрения – вот скупое подспорье для ИИ.

Любому ценителю жанра такой форы уже хватит, чтобы, орудуя руками и стрелами со снотворным, бесшумно покарать негодяев. Но Arkane, вернее, тот самый божок, дарит Blink – телепортацию. Капелька маны (которая, между прочим, регенерирует) – и мы переносимся за спину жертвы в мгновение ока. Если развить навык до второго разряда и увеличить дальность действия, потратив 3 руны, он окончательно превращается в узаконенный грязный прием. Зачем ходить, ползать и натужно карабкаться, когда достаточно щелкнуть мышью? Вложите очки в Athletics, улучшающую прыгучесть, и последние сложности исчезнут.

Иной способ избежать неприятностей – «сло-мо», который можно развить до полной остановки времени. Выручает и захват тел, поначалу крысиных, потом – человеческих. Точнее, вселение: Корво не управляет существом, закатив глаза в трансе, а немыслимым образом влезает в чужую шкуру. В людской личине, впрочем, разгуляться не позволяют – знай ходи и размахивай руками, причем очень недолго. Зато грызун отыщет лазейку везде – вентиляционные щели одинаково дырявы что в квартире бедняка, что в роскошном бальном зале.

Цена возмездия

Уверен: среди читателей найдутся те, кто посоветует не использовать волшебство. Но тогда Dishonored быстро вгонит в тоску, ведь многие уровни рассчитаны на применение злосчастного Blink. Да и противники не самых честных правил. Иногда, завидев бездыханную тушку товарища, незаметно сраженного стрелой, они поднимают ор и летят прямиком в тот угол, где затаился Корво. Третий глаз, не иначе.

Вообще, если услышите сирену, сделайте себе одолжение – не грузите «сейв» сразу, отведите душу на дурачках. Аттано нанизывает врагов на меч, устраивая зрелищные добивания (хотя сам рукопашный бой – тупая долбежка по кнопкам мыши). Отправляет в полет, начиняя стрелами и свинцом. Впечатывает в стенки ударной волной. Рвет в клочья гранатами и призванными из пустоты крысами… Покуролесив минут этак десять, многие из вас, гарантирую, потеряют желание проходить игру по-грубому.

Не то чтобы такой вариант вел в тупик. Dishonored ничего не запрещает, но скрупулезно подводит итоги, запоминая наш вклад в создание хаоса. Действовали тихо, не убивая почем зря охрану, не отключали электрические заслоны — значит, в городе будет меньше назойливых крыс и «плакальщиков» (больные чумой в конечной стадии – настоящие «турбо-зомби»). Резали направо и налево в большинстве миссий – улицы станут опаснее, а заключительный эпизод будет обставлен совсем иначе, равно как и ролик-послесловие.

Правда, неясно, почему истребление «плакальщиков», распространяющих заразу похлеще крыс, причислено к неугодным деяниям. Не каждый житель Дануолла заслуживает спасения. Зачарованное сердце – тоже подарок от божества – не только показывает нычки со спрятанными рунами, но и раскрывает тайны любого объекта, на который наставлен прицел. Тыкать им следует осторожно, а то угадаете единственный сюжетный сюрприз в первые полчаса.

Хотя было б что оберегать! Повествование катится по изъезженной колее вслед за игровой механикой. Ситуации не заставляют ломать голову в поисках нестандартных решений, им остро недостает живости. После знакомства с пятью главами Hitman: Absolution, где постоянно что-то происходит, Dishonored кажется сонным царством. Бал-маскарад, прекрасная возможность блеснуть неожиданным «социальным стелсом», — один из самых вялых фрагментов. Бескровная расправа над леди Бойл – верх банальности. Агент 47 покраснел бы от ушей до лысой макушки, предложи ему кто такой дешевый выход из трудного положения. И уж тем более не надейтесь повстречать гениальные вещи типа Shalebridge Cradle из Thief: Deadly Shadows.

* * *

Чем ближе Корво к развязке, тем реже французы пытаются бросить вызов. Dishonored редко злит и разжигает азарт, но, с другой стороны, не держит игрока за полного дурака, что в наши дни – достижение. Густая атмосфера, никаких «вылетов», стильная картинка, маскирующая консольную «замыленность» текстур, минималистичный саундтрек Даниэля Лихта, толпа хороших голливудских актеров на озвучке… Вроде бы все детали на месте, однако, как и в случае с предыдущей разработкой Arkane, Dark Messiah of Might and Magic, сумма слагаемых – меньше, чем каждое по отдельности.

Рецензии пользователей
на Dishonored3

7.5/10
Купил игру из-за оценок и неожиданно для себя разочаровался. Dishonored – это хорошая игра про стелс, но слабая во всех остальных отношениях. И посоветовать её однозначно можно только любителям этого жанра. С точки зрения интересности и реальной вариативности как стелс-игра она сделана на великолепном уровне. Жаль, что на этом плюсы игры кончаются.
Что мне не понравилось:
1. Графика. Я не люблю придираться к графике, но в этой игре 2012 года она просто ужасна! Через год выйдет BioShock Infinite, но даже на этот момент мы видели две части Mass Effect или Max Payne 3, выглядящие на порядок лучше.
Трудно сказать, с чем связаны мыльные тектуры, порой относящие нас чуть ли не во времена Half-Life 2.
В целом картинка смотрится нормально, но и текстуры, и освещение устарели на несколько лет минимум. В 2020 году это сильно бросается в глаза с первых же сцен – ты не понимаешь, что игра 08/09 года забыла в новом десятилетии.
2. Отвратительный дизайн всех персонажей: как мужских, так и женских. Они страшные и жуткие (да и в целом игра очень гнетущая и жуткая). Персонажи чем-то напоминают киноработы Бёртона.
Поверьте, все выглядит мрачновато, даже если сравнивать с Doom.
3. Мир недоработан.
Сам мир, на первый взгляд, интересен, но по итогу мы видим лишь несколько локаций, а основной нарратив подается через необязательные книги, записки и аудиозаписи. Знаменитые толлбои, красующиеся на главных скриншотах – это обычные люди. Никакого ужаса они не вызывают и, честно говоря, усилены бронёй искусственно. В реальной жизни они были бы неэффективны.
3. У игры слабый сюжет.
Сначала без спойлеров. Мы видим завязку и большую часть игры не происходит примерно ничего. Ты постоянно наблюдаешь, казалось бы, союзников, но тебе всё равно на них. К императрице ты не успеваешь проникнуться, а Эмили, складывается впечатление, не грозит опасность даже от главных злодеев. Идея уничтожить главных приспешников перед атакой оказывается абсурдной в свете нелетального пути.
Теперь со спойлерами. Финальный поворот, заключающийся в повторном предательстве и зачистке половины команды на глазах у Эмили (!) лишён какого-либо смысла. Предатели по факту уже герои, спасшие наследницу, и что бы ни делал Корво – они бы стали руководить страной, поскольку девочке 10 лет (да и она бы их поддержала в любом случае). Какой смысл убивать её, вероятно, отца, воспитательницу и вступать с ней в прямой конфликт, если цель уже достигнута? Кому какое дело до рядовых, пострадавших от действий Корво, если де-факто они подчинялись преступным приказам сумасшедшего, заразившего город? Но нет, по какой-то причине они решили друг друга перестрелять (или переотравить). Поворот ради поворота, чтобы спасти безнадёжно скучную историю.
4. Слабые герои. Почти все!
Главные герои Корво и Эмили напоминают очень слабую копию персонажей BioShock Infinite. Учитывая более ранний выход это можно назвать препреальфой развития подобной идеи. Единственный персонаж, который понравился – лодочник Самуэль, делящийся своим мнением по поводу происходящего. Это единственный живой и приятный персонаж (в том числе и внешне), которому хочется сопереживать.
5. Очень серьезные требования для хорошей концовки.
В интернете пишут, что это чуть ли не 20% убийств, что является полным безумием для тех, кто купил игру для того, чтобы отдохнуть. Я проходил игру в нормальном темпе (загружаясь только после полной тревоги) и всегда выходило примерно 1 к 1 (т.е. 50%), как бы я не старался. Иначе говоря, вам придется перепроходить локации десятки раз, чтобы добиться того, что в нормальных играх обычно завязано на отдельных выборах (например, спасение кого-то или мирный способ решения проблемы). Здесь они есть, но глобально на "хаос города" не влияют. Интересно, что игра для взрослых (с убийствами и расчленениями) пытается внушить довольно детскую идею о том, что убийство – это плохо. Насколько я заметил, плохо даже нападать на "плакальщиков" – чумных больных, которые сами набрасываются на тебя и напоминают зомби. По мне, это полный бред, особенно в рамках морали псевдовикторианской эпохи.
Вывод.
Если вы любите Action-RPG и думаете, почему бы вам не поиграть в Dishonored, то гоните эти мысли прочь! Это игра – чистый стелс, в данном же контексте она сильно уступает любой из частей, например, Метро. В ней нет ни визуала, ни крепкого сюжета, ни запоминающихся героев, ни твёрдо поданной морали.
Есть лишь задел на необычный мир и сильный стелс. Всё.
Больше…
Так вышло, что Dishonored начала проходить после Bioshock Infinite и на контрасте мне все дико не нравилось. После первой миссии по большей части из-за своей криворукости я это все забросила и только через полгода решила попробовать еще разок. И тут понеслось. Сказать, что мне зашло, ничего не сказать. 6 прохождений на всех уровнях сложности стелсом и по-мясному со всеми рунами и амулетами. Сунуть нос в каждый закоулок - done. Из плюсов: вариативность топ, стимпанк топ, толлбои топ, персонажи топ, стелс топ, лор и бэкграунд топ. Сюжет малость плосковат и предсказуем и громкое прохождение сильно упрощает жизнь, но атмосфера решает. Теперь одна из любимых вселенных. 10 обесчещенных Корво из 10.
«Не могу перестать играть»
лично убегал скачком от ментов, было весело пока не пырнули