Среднее время в игре: 4 часа

Don't Starve

Добавить в
Мои игры
Добавить в
Вишлист 94
Сохранить в
Коллекцию

Нажмите, чтобы оценить

Шедевр
185
562
Так себе
167
Ужасно
48

Рецензия

Друзья, последние новости: мы все умрем. Вы, я, наши знакомые, родственники, приятели, враги. Вообще все. Если слишком часто об этом думать можно превратиться не только в Вуди Аллена или отечественную Конференцию разработчиков игр, но и, пожалуй, в авторов Don’t Starve. Игра во многом именно об этом: мы все обязательно скончаемся и всю дорогу стараемся как можно дольше этого не делать. Такому простому факту посвящена сама механика Don’t Starve; пока внешне игра похожа на художественное переосмысление Diablo II, а внутренне — на Terraria и Minecraft, концептуально она — «Робинзон Крузо». У нас опять одинокий герой, опять открытый мир, опять мы можем копать-рубить-строить, и опять нам предлагают пройти сквозь условный технический прогресс: от каменного века к чудесам паровой техники и алхимии. Все это было и в Terraria, и в Minecraft, но там наша деятельность не несла смысловой нагрузки, а мысль «все тлен», хоть и витала из-за этого в воздухе, не манифестировалась ни во что конкретное. В Don’t Starve же тлен к тлену.

Голод не тетка

Демон по имени Максвелл забрасывает главного героя, ученого по имени Уилсон, в неведомые дикие земли и всячески мешает ему жить. В этом вся завязка, и о ней вы будете вспоминать не очень часто: сюжет есть, однако вникать в его драматургию — это все высшая психическая деятельность, когда перед нами на самом деле произведение о низшей. В Don’t Starve во всем многообразии раскрывается суть первых ступеней пирамиды Маслоу, а список базовых человеческих потребностей и следующих из них инстинктов полностью описывает инструментарий, которым игра мертвой хваткой цепляется за наше мироощущение. Персонажу может стать холодно, голодно и дискомфортно до потери разума (буквально: на вас начинают кидаться воображаемые тени), и за всеми этими показателями надо постоянно следить.

Лучше играть на пустой желудок — ощущения будут острее. Довольно быстро у самого игрока в голове включаются дарвинианские механизмы и его невыносимо тянет на подвиги — заниматься охотой и собирательством, исследовать, развиваться в ремеслах, обустраивать комфорт. Выживать. В этом непростом деле помогают инструменты и полевая утварь, которые можно собрать из срубленных деревьев, добытой руды и, например, шестеренок, выпадающих из механических монстров. Общее впечатление от процесса немного портят недоработки в интерфейсе и механике боя, но к ним можно довольно быстро привыкнуть и с головой окунуться в проблемы бедолаги Уилсона.

В результате герой пропадает в лесу сутками. Дел невпроворот и все время прибавляется — то корова опоросилась, то вишня взошла, то свекла заколосилась. На лугах при этом кружатся злые пчелы, и они не сдают без боя свой мед. Вокруг прудов сторожат рыбу злобные жабы. В лесу охраняют свои шелковые коконы пауки. Периодически на вас прицельно нападают волки, по миру расставлены ловушки, а в полной темноте без факела вы не протянете и нескольких секунд.

Жестокий, жестокий мир. Остатки гуманизма смывает с лица холодный проливной дождь, и вот вы уже раскапываете могилы в поисках полезных в деле выживания вещей, хоть улики и кричат о том, что прошлым владельцам эти вещи не помогли.

Все тлен

С новыми достижениями открываются разные персонажи, они по-разному реагируют на события (здоровяку почему-то очень нравится кататься в довольно гадких на вид червоточинах) и отличаются умениями (полоумная девочка может ночью самопроизвольно возгораться и вообще очень любит огонь), но повестка дня для всех прежняя: обустраивать быт и выживать. В определенный момент ритм игры замедляется и даже немного буксует, не давая пройти от мелкого лагеря к чему-то большему. Этот рубеж поначалу довольно сложно перейти, и он, по сути, анонсирует настоящие жизненные трудности. Выясняется, что у игрока над головой постоянно висит меч — на все про все дается всего две жизни. Умираете во второй раз — все, геймовер. Способы обмануть смерть есть, но они довольно неочевидные, и из-за этого довольно быстро начинаешь натурально трястись за своего питомца.

Схожее ощущение дает та же серия Diablo на высших уровнях сложности, однако здесь оно работает на концепцию игры, конец которой — не обязательно победа. Вопрос больше в том, как долго игрок продержится перед тем, как наступит час Х, и после смерти здесь появляется счет дней как новая заявка на рекорд. Это соревновательный момент формата «кто дальше забросит пингвина», только в нашем случае пингвин практически гарантированно добирается то пункта назначения мертвым.

Don’t Starve дает беспощадно сильную пощечину довольно избалованному современному игроку и заставляет его сконцентрироваться. В определенный момент ловишь себя на том, что аккуратно планируешь действия на несколько дней вперед: сегодня иду по дрова, по пути соберу навозу; к вечеру надо оказаться вон на том полуострове, чтобы проверить расставленные заранее ловушки, сделать крюк и вернуться в лагерь до темноты. Завтра иду копать руду, надо освободить место в инвентаре и заготовить провиант. Послезавтра, пожалуй, придется атаковать гнездо пауков: нужен шелк для шапки, а без шапки уши замерзнут — зима близко.

Следующее осознание бьет в голову, как говорится, зеленой молнией: это же «Веселый фермер». Разработчики подобных игр давно поняли — для широкого успеха надо апеллировать к базовым человеческим инстинктам. Don’t Starve аддиктивна именно потому что тоже обращается к инстинктам, и от нее труднее оторваться, чем от Terraria, потому что в ней при этом есть сиюминутная осмысленность — выживание.

Это просто другой жанр: пока BioShock Infinite обращается к эмоциям и интеллекту, рассказывает нам что-то про отеческую любовь, религию, политику и метафизику, Don’t Starve ставит задачу покушать, собрать, накопить, построить. Эти естественные человеческие импульсы канализируются и встраиваются в игровую действительность, и именно поэтому за всем этим делом так легко забыть о настоящих инстинктах (они заняты) и в том числе зачем-то вдруг начать тратить большие реальные деньги на маленькие виртуальные грядки. А это, кстати, еще и к вопросу о том, зачем подобные механики последнее время появляются в AAA-проектах.

***

Разработчики повторили известную схему, слегка ее облагородив, изменив визуальный стиль и задав экзистенциальную безысходность как главную тему, и тут они попали в точку. Когда на 24-й день вы в дальней экспедиции обнаруживаете, что персонаж постепенно помирает от холода — наступает по-настоящему драматический момент. Однако в любом случае самая частая концовка игры, которую вы увидите — смерть. С ней авторы, в отличие от многих других разработчиков, отказываются от возможности пробудить в людях желание жить в их мире, вместо этого заставляя бояться в нем умереть. Для нас смерть персонажа становится не только неприятным событием, но еще и событием, перечеркивающим все прошлые усилия. Этой мысли, на самом деле, всем и в реальной жизни хватает, поэтому Don’t Starve — довольно специфическое развлечение для любителей острых ощущений. А если как произведение игра и выполняет какую-то функцию, то она в полной мере проявляется, когда из игры выныриваешь. Ведь, говоря о нижней ступени той же пирамиды Маслоу, для безволосых обезьян в поисках пищи и крова дела у нас идут намного лучше, чем всего лишь пару-тройку тысяч лет назад.

Системные требования для PC

Win Xp 32 CPU 1.7GHz GeForce 315/Radeon HD 5450 1 GB RAM 500MB HDD
Win 7 32
CPU 3.46GHz
GeForce GT 320/Radeon HD 5550
2 GB
500MB HDD
Больше…

Где купить

GOG
Steam
PlayStation Store
+230
Заебись, но не совсем
233 игры
103 торта
+249
Лучшие игры
252 игры
8 тортов
+104
Мультяшно и смешно
107 игр
8 тортов
Посмотреть всё

Игры как Don't Starve

Посмотреть полное видео
Посмотреть полное видео
GRAV screenshot
    Посмотреть полное видео
    ВСЁ О МОНСТРАХ DON'T STARVE (ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ, КАК ВСТРЕТИТЬ) Донт Старв
    17 янв. 2018 г.
    TrueChak
    ВСЕ ПЕРСОНАЖИ DON'T STARVE (КАК ОТКРЫТЬ, РАЗБЛОКИРОВАТЬ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПИСАНИЕ) донт старв
    16 окт. 2017 г.
    TrueChak
    Первый день в Don`t Starve... #Shorts
    25 мая 2021 г.
    Fantomasik
    Don't Starve Прохождение: #1 - Начало выживания!
    27 февр. 2016 г.
    KerneX
    ВСЁ О МОНСТРАХ DON'T STARVE (ХАРАКТЕРИСТИКА, ОПИСАНИЕ, КАК ВСТРЕТИТЬ) Донт Старв
    14 апр. 2018 г.
    TrueChak
    Гайд по Don't Starve #1 Первые шаги
    11 сент. 2017 г.
    Archont
    Показать все видео
    579,784 items
    Don't Starve ОСЕНЬ
    Don't Starve ЗИМА
    iSUSAVEEGEEN
    View all streams
    100 items

    Рецензии и комментарии Don't Starve

    +
    Написать рецензию
    😴
    No game here yet
    Шедевр
    Так себе
    Ужасно