Светлая тема

Рецензия на игру Dragon Age 2

Главный изъян Dragon Age 2 – ее демо-версия. Стремясь сэкономить, EA слепила двухгигабайтный «подарок» из фрагментов, гулявших по пресс-показам весь прошлый год. Унылый пролог и скоротечная разборка с бандитами в элитном квартале Киркволла были вырваны из контекста и сшиты грубыми стежками. Толком ничего не понять, зато какой простор для истерики и панических выводов! Немудрено, что особо «прозорливые» граждане записали игру в action/RPG или, того круче, слэшеры1.

Shadows of Kirkwall

На самом деле, жанр никто не трогал. Dragon Age 2 – наследница Origins не только по названию. Серьезно изменился разве что охват. Если первая часть сродни Baldur's Gate – путешествия по стране, древнее зло, избранный со сложной судьбой, — то продолжение ближе к Shadows of Amn. Здесь все события разворачиваются в стенах или окрестностях города-государства Киркволл, что лежит за морем к северу от Ферелдена. Вместо эпической войны – увлекательная камерная драма о том, как беженец Хоук вышел из грязи в князи, сделал имя на подвигах и влип в конфликт храмовников и магов (подробнее о завязке читайте в нашем превью). Ну прямо Геральт из Ривии – тот всю дорогу шлялся по Вызиме и соседним болотам.

«Отупили для консолей», — шипят хмурые малдеры, глядя, как Хоук рвет очередного разбойника. И напрасно. Пауза и тактические ячейки живы-здоровы, внизу экрана висит панель со снадобьями и значками умений. Кто соскучился по «friendly fire» и толстокожим противникам — сразу включайте «Nightmare». Кое-что BioWare и впрямь подрихтовала: ускорила анимацию для ближнего боя, сократила задержку между действиями волшебников и подлила крови. Новые трюки и заклинания очень эффектны, если привыкнуть к «рубленым» движениям воров и воинов.

Смотреть на побоища лучше вблизи, тем более что в Dragon Age 2 нет изометрических ракурсов камеры. Кто-то, уверен, полез в карман за платочком, но, право же, вид сверху не нужен. Киркволл — переплетение тесных улиц и базарных пятачков, тут нечего окидывать полководческим взором, а оценить положение и наметить область для удара по площади можно кнопкой «Tab». Расклад меняется ежесекундно – врагов спускают с цепи волнами, заставляя оберегать тылы и беречь убойные фокусы (правда, подкрепления возникают не из эфира – они выпрыгивают из окон, лезут через стены или подходят из соседних улиц). Раньше мы швыряли массовый паралич + огненную бурю и уходили пить кофе, а теперь кто знает, что за демон выпрыгнет за спиной чародея?

Зельеварение для ленивых

Впрочем, редкая стычка длится дольше пары минут (чай, не расправа над огромным драконом, сожравшим шахтерскую артель, – этот «босс» стократ опаснее сюжетных). Тем не менее, за состоянием подопечных надо глядеть в оба. Origins позволяла держать под рукой несколько типов целебного зелья, отличавшихся крепостью. Dragon Age 2 свела их количество к единице. Та же участь постигла отвары, восстанавливающие ману и энергию. Да из врачебных заклинаний остался один «Heal», пусть и вылечивающий на 100 процентов. Еще есть «elfroot potion», «restorative potion» и прочие эликсиры, усиливающие регенерацию, но их сперва предстоит свари… в смысле, купить – у уличных мастеров или через меню из дома.

Ибо халявных рун, ядов, бомб и напитков нет. Вместе со знахарством и кузнечным делом в Лету канули и челночные походы за компонентами. В Dragon Age 2 достаточно найти полезный ресурс, и он автоматически пополнит список товаров. Заказывайте сколько влезет! Чем больше разных травок и минералов вы отыщете, тем богаче ассортимент. Шныряния по закоулкам будет вознаграждены сторицей – к финалу вы сможете изготовить руну, повышающую базовые параметры персонажа на 5-7 единиц.

Кстати, зачаровывает оружие и броню наш старый знакомый – аутичный гном Сандаль. Парнишка, правда, подрастерял хватку и забыл, как выковыривать кристаллы. Установленную руну можно только уничтожить, поменяв на другую. К тому же ее эффективность зависит от качества снаряжения. Не стоит втыкать ценные материалы абы куда.

Жизнь после Мора

Хотя долго ломать голову не придется. Хоук – единственный, кому доступна такая роскошь, как составные доспехи. Костюмы напарников не снять и не заменить, но на каждый предусмотрено четыре апгрейда, поэтому внимательно прочесывайте магазины и ящики. К счастью, авторы не выбросили кольца, амулеты и пояса. Вот это, пожалуй, действительно сознательное упрощение в пользу приставок, где возня с «куклами» утомляла гораздо быстрее, чем на РС. Инвентарь вообще удобнее и чище прежнего. BioWare перетащила из MMORPG раздел для никчемных трофеев. Щелкнул по кнопке «Продать барахло» – сплавил хлам оптом.

Мусора поубавилось и в навыках. Дизайнеры полностью отцепили их от статистики, сохранив лишь привязку к определенному уровню, и отказались от линейной структуры. Любая категория, скажем, «Two-Handed» или «Weapon and Shield», состоит из двух коротких веток. Способностей меньше, но у большинства есть дополнительные модификации. На 7-й и 14-й ступенях развития Хоук выбирает специальность (у воина – «templar», «berserker» или «reaver»). Его спутники лишены подобных бонусов и довольствуются уникальными приемами. Беглый волшебник Андерс шустро «перезаряжает» заклинания и воскрешает павших, эльфийка Меррилл сочетает кровавые ритуалы и разрушительную мощь природы, гном Варрик, никогда не расстающийся с арбалетом по имени «Бьянка», строчит стрелами как пулемет… В Dragon Age 2 нет бесполезных компаньонов.

Некоторые ненужные таланты тоже попали под нож — например, дипломатический «coerce». Разработчики справедливо рассудили, что игроков привлекает не сухой набор цифр, а реальная свобода выбора и зрелищные «киношные» сценки. Благо, на этом BioWare не экономила.

Неизбранные дороги

Концовку и кое-какие опорные точки, конечно, не переломить – многовато обстоятельств обернулось против героя, пусть он и трижды «защитник Киркволла». Ведьма Флемет не зря пожелала Хоуку удачи и заранее принесла соболезнования – беды не миновать. Однако рамки повествования, которое ведет наш приятель Варрик, очень гибки. Равно как и «диалоговое колесо», ставшее для отдельных фанатов презренным символом «консольности». Его реализация в Dragon Age 2 на порядок глубже, нежели у Mass Effect 2 и подражавшей ей Alpha Protocol (и без садистского таймера!).

Помимо дежурных ответов (честный/благородный, шутливый/язвительный, прямой/агрессивный), задающих тон общения, BioWare частенько подает крученые мячи. Бывает, что на помощь Хоуку приходит один из напарников (если вы взяли его с собой), в другие моменты выручают подробные расспросы, а иногда нас ставят перед тремя одинаково нелегкими вариантами, причем без цветовых подсказок. Последствия решений не всегда очевидны, и сценарий ветвится сильнее, чем думаешь поначалу. Нет гарантий, что добрый жест, совершенный от чистого сердца, не выйдет боком шесть лет спустя.

Следить за языком надо и в разговорах с товарищами, чьи характеры и реплики, не говоря уже о внешности, великолепны. Шкала от 1 до 99 мутировала в «градусник» а-ля Knights of the Old Republic, крайние значения которого – «друг» и «соперник». Угодить всем и каждому непросто. Испортите отношения, и не видать вам интересного побочного квеста (некоторые отсылают к Origins с аддонами – сдувайте пыль с «сейвов»!). Подарками, как в DAO, обиженных не осыпать – слишком их мало.

Чего в избытке, так это локаций-близняшек. Dragon Age 2 страдает синдромом Mass Effect и порой несколько раз отправляет нас в одинаковые пещеры и склады. Ясно, почему мы, по сути, трижды исследуем суровый в своем величии Киркволл и склоны горы Сандермаунт – семейная сага прыгает во времени, давая шанс увидеть результаты былых поступков. Но зачем размножать второстепенные районы – в BioWare понадеялись, что за 35-40 часов повторы не набьют оскомину? (Теория про стесненный бюджет отпадает в четвертьфинале.) Даже композитор Инон Зур, которого неоднократно ругали за вторичные, невыразительные мелодии, расстарался на музыку, добавив скрипичный квартет к пафосным валторнам и божественному вокалу Обри Эшберн. Жаль, что дизайнеры карт схалтурили.

Зри в корень

«Copy/paste» да сомнительная затея с одеждой – единственные промахи, смазывающие впечатление от Dragon Age 2. Необычайно узкий масштаб, иная система «прокачки», головокружительно динамичные битвы, казалось бы, должны пугать и вызывать неприязнь, но не верьте первым ощущениям. Перед вами – отличная RPG, одна из лучших работ BioWare.

1Злосчастное демо стоит вытерпеть ради награды за прохождение – двуручного меча «Hayder's Razor». Мощнее клинка до экспедиции в Глубинные Тропы не сыскать.

Рецензии пользователей
на Dragon Age 24

Привет ребята , на фоне недавнего спорного релиза Battlefield 2042, я решил вспомнить о некогда великой серии от EA под названием Dragon Age, а именно о Dragon Age 2. Несмотря на спорный дизайн и арт, у Bio Ware вышла добротная РПГ.
«Недооценённая»
«Ну и концовка!»
1. Все знаменитые РПГ, проходимые с помощью спутников, отличает продуманный способ с ними "подружиться", они запоминаются и переходят в другие обновленные версии сагг, они становятся "личностями" со своими характерами. В ДА2 - спутники являются временными, скажем так..., наемниками. Они не нужны ГГ вообще, они не являются друзьями, они временно появляются и если не хочешь - ты отказываешься от их услуг. Если в Готике героя и спутников связывает не только "общая беда", но и сопротивление ей сообща, победа, взаимопомощь, секреты этого мира и его лазейки, известные только избранным. То в ДА2 героя и спутников не связывает ничего. Они "мертвые", надуманные, никчемные, балласт. Они не запоминаются. Дело в том, что в РПЦ главный герой не просто "ведет" историю за собой, он ведет единомышленников. В ДА2 - он некромансер ведущий пачку не нужных ему скелетов-трупов. Это скучно. Это бесит. Это бессмыслица. 
В древности таких спутников-наемников в РПГ можно было генерировать с помощью рандомайзера и кастомизировать им внешний вид, характер и пр. - раз это не единомышленники, а наемники, пусть это будет выбор. Все равно они никто и звать их никак. Что изменится от появления Изабеллы с томом Кослуна или не появления? Да ничего. Она лишняя деталь. Как и вся игра. В принципе все объясняет социальный статус ГГ - аристократ. У этой прослойки нет друзей, они самые омерзительные люди планеты. Готика - история про оборванца, как и Thief или даже AssasinCreed, как и почти все игры РПГ.
2. То же самое о способности спутников составлять "группу". Кроме "рача мне рача насяльникееее" - Андерса - незаменимых нет. Даже открытие ящиков вором - дело не важное, там ничего нет. "Особенных" врагов нет. Аристократ ГГ с сильными врагами бьется сам. Фактически смысл набора группы полностью утерян. Только сиськи Изабеллы делают группу осмысленной. В целом сиськи. Вообще. Поднимают... мораль.
3. Боевка - без перепрохождения никогда не знаешь что качать, а что нет. Или без перекидывания скилов в магазине.  В целом довольно странные скиллы, система первой части была разумнее.
4. Мой вывод в целом - игровой мир, "вселенная" Dragon Age - мертва. Она отлично раскрылась в первой части, древние руины эльфов - тайны, магия каких то свитков, дающая возможность получить утерянную профессию "боевой маг", какие то истории мира, не просто плюющиеся на всех окружающих с презрением англосаксы Киркволла, которые даже говорят с презрением, живут с презрением, убивают с презрением и дохнут презирая все вокруг и заплевывая все вокруг перед смертью. Много тайн, много загадок, мир "открывался" через каких то вымирающих эльфов, говорящие деревья - фольклор европы древности. А что такое Dragon Age2 ? Это мозговая пустыня без мира, без общения, без загадок. Это мир гопников и криминала. Безумие.
Больше…
«Скууука»
Чёрт возьми, кто бы что не говорил, мол "ну это даунгрейд по сравнению с первой частью" или что-то в этом роде, но я уж лучше ещё раз поиграю во вторую часть, чем буду возвращаться в ваше гномье государство (ух как я хотел из него быстро сбежать, такое нудное место...). Играется в разы комфортнее, притом что я не особо люблю управление компанией в трёхмерном пространстве (только изометрия, только хардкор). Порадовали компаньоны, которыми нам придётся управлять. Каждый по своему уникальных, нет такого чтобы по характеру были как две капли воды. Сердцем за Мерриль, хотелкой за Изабеллу.
«Недооценённая»
«Пройдено не раз»
Сначала начинается бодро - экшон, красиво, физика получше, бои выглядят ещё интереснее и унылая рутина за счёт тактик сопратийцев проскакивает сама.

Но потом... Уродские эльфы с вросшими в лоб аватарными носами. Не просто куча сайдквестов, но они ещё и В ОДИНАКОВЫХ ПОДЗЕМЕЛЬЯХ НА ВСЮ ИГРУ. Местами время от времени перекрывают проходы, но даже карту менять не чешутся. 3 акта в одном и том же месте, каменный город среди полупустыни с такой же интересной "местностью" - эталон халтуры. Сюжет этих сайдквестов перепутывается в голове и становится печально трудно уследить за связями, очень жаль кучи потерянного времени.

Ситуацию спасают интересные персонажи, не уступающие первой части. Только Себастьян из длц сер и уныл. Болталка имеет кое-какую интересную задумку с 3 видами реплик и выделением главенствующего стиля, хоть получше простого добрый-злой.

Ещё позже становится виден и серьёзный изьян в боёвка - ролевая система на самом деле упрощена, параметры, особенно броня, стали текущей вечнорастущей соплёй. То есть есть просто число защиты, например, а есть соответствующий ему процент ухода от атаки. И с каждым уровнем зависимость подъедается инфляцией. Причем мыло того, у разных персонажей зависимость процента от параметра разная, у разных параметров разный масштаб и вообще ничего не понятно, глядишь на "споротивление огню 500(8%)" и недоумеваешь... Хорошо хоть умения дают сразу + напрямую к процентам.

Ну и наконец - все проценты ещё и напрямую зависят от ранга врага - от босса уклониться практически нереально, что превращает бои с ними в маразматическое бегание туда-сюда с дешёвыми уловками типа кайта и ухода от медленных атак (а физика в игре всё ещё не свободно-экшоновая!)

В конце произло вообще неожиданное - дал трещину и основной сюжет. Не ну да, в начале тоже были упоительные моменты, когда вообще никто не замечает, что ты маг. А в эпилоге игра вообще делает больно в области логики. Совершенно немотивированные поступки, КАЖДЫЙ блин маг, которых ты пытаешься защищать, включая блин главного, прибегает к магии крови, одержимая тамплиерка в определённый момент наоборот всех отпускает с миром на передышку... "Поспешишь - людей насмешишь" - очень точно передаёт ситуацию с игрой.
Больше…
«Потеря времени»