Среднее время в игре: 33 часа
Светлая тема

Рецензия на игру Dragon Age 2

Главный изъян Dragon Age 2 – ее демо-версия. Стремясь сэкономить, EA слепила двухгигабайтный «подарок» из фрагментов, гулявших по пресс-показам весь прошлый год. Унылый пролог и скоротечная разборка с бандитами в элитном квартале Киркволла были вырваны из контекста и сшиты грубыми стежками. Толком ничего не понять, зато какой простор для истерики и панических выводов! Немудрено, что особо «прозорливые» граждане записали игру в action/RPG или, того круче, слэшеры1.

Shadows of Kirkwall

На самом деле, жанр никто не трогал. Dragon Age 2 – наследница Origins не только по названию. Серьезно изменился разве что охват. Если первая часть сродни Baldur's Gate – путешествия по стране, древнее зло, избранный со сложной судьбой, — то продолжение ближе к Shadows of Amn. Здесь все события разворачиваются в стенах или окрестностях города-государства Киркволл, что лежит за морем к северу от Ферелдена. Вместо эпической войны – увлекательная камерная драма о том, как беженец Хоук вышел из грязи в князи, сделал имя на подвигах и влип в конфликт храмовников и магов (подробнее о завязке читайте в нашем превью). Ну прямо Геральт из Ривии – тот всю дорогу шлялся по Вызиме и соседним болотам.

«Отупили для консолей», — шипят хмурые малдеры, глядя, как Хоук рвет очередного разбойника. И напрасно. Пауза и тактические ячейки живы-здоровы, внизу экрана висит панель со снадобьями и значками умений. Кто соскучился по «friendly fire» и толстокожим противникам — сразу включайте «Nightmare». Кое-что BioWare и впрямь подрихтовала: ускорила анимацию для ближнего боя, сократила задержку между действиями волшебников и подлила крови. Новые трюки и заклинания очень эффектны, если привыкнуть к «рубленым» движениям воров и воинов.

Смотреть на побоища лучше вблизи, тем более что в Dragon Age 2 нет изометрических ракурсов камеры. Кто-то, уверен, полез в карман за платочком, но, право же, вид сверху не нужен. Киркволл — переплетение тесных улиц и базарных пятачков, тут нечего окидывать полководческим взором, а оценить положение и наметить область для удара по площади можно кнопкой «Tab». Расклад меняется ежесекундно – врагов спускают с цепи волнами, заставляя оберегать тылы и беречь убойные фокусы (правда, подкрепления возникают не из эфира – они выпрыгивают из окон, лезут через стены или подходят из соседних улиц). Раньше мы швыряли массовый паралич + огненную бурю и уходили пить кофе, а теперь кто знает, что за демон выпрыгнет за спиной чародея?

Зельеварение для ленивых

Впрочем, редкая стычка длится дольше пары минут (чай, не расправа над огромным драконом, сожравшим шахтерскую артель, – этот «босс» стократ опаснее сюжетных). Тем не менее, за состоянием подопечных надо глядеть в оба. Origins позволяла держать под рукой несколько типов целебного зелья, отличавшихся крепостью. Dragon Age 2 свела их количество к единице. Та же участь постигла отвары, восстанавливающие ману и энергию. Да из врачебных заклинаний остался один «Heal», пусть и вылечивающий на 100 процентов. Еще есть «elfroot potion», «restorative potion» и прочие эликсиры, усиливающие регенерацию, но их сперва предстоит свари… в смысле, купить – у уличных мастеров или через меню из дома.

Ибо халявных рун, ядов, бомб и напитков нет. Вместе со знахарством и кузнечным делом в Лету канули и челночные походы за компонентами. В Dragon Age 2 достаточно найти полезный ресурс, и он автоматически пополнит список товаров. Заказывайте сколько влезет! Чем больше разных травок и минералов вы отыщете, тем богаче ассортимент. Шныряния по закоулкам будет вознаграждены сторицей – к финалу вы сможете изготовить руну, повышающую базовые параметры персонажа на 5-7 единиц.

Кстати, зачаровывает оружие и броню наш старый знакомый – аутичный гном Сандаль. Парнишка, правда, подрастерял хватку и забыл, как выковыривать кристаллы. Установленную руну можно только уничтожить, поменяв на другую. К тому же ее эффективность зависит от качества снаряжения. Не стоит втыкать ценные материалы абы куда.

Жизнь после Мора

Хотя долго ломать голову не придется. Хоук – единственный, кому доступна такая роскошь, как составные доспехи. Костюмы напарников не снять и не заменить, но на каждый предусмотрено четыре апгрейда, поэтому внимательно прочесывайте магазины и ящики. К счастью, авторы не выбросили кольца, амулеты и пояса. Вот это, пожалуй, действительно сознательное упрощение в пользу приставок, где возня с «куклами» утомляла гораздо быстрее, чем на РС. Инвентарь вообще удобнее и чище прежнего. BioWare перетащила из MMORPG раздел для никчемных трофеев. Щелкнул по кнопке «Продать барахло» – сплавил хлам оптом.

Мусора поубавилось и в навыках. Дизайнеры полностью отцепили их от статистики, сохранив лишь привязку к определенному уровню, и отказались от линейной структуры. Любая категория, скажем, «Two-Handed» или «Weapon and Shield», состоит из двух коротких веток. Способностей меньше, но у большинства есть дополнительные модификации. На 7-й и 14-й ступенях развития Хоук выбирает специальность (у воина – «templar», «berserker» или «reaver»). Его спутники лишены подобных бонусов и довольствуются уникальными приемами. Беглый волшебник Андерс шустро «перезаряжает» заклинания и воскрешает павших, эльфийка Меррилл сочетает кровавые ритуалы и разрушительную мощь природы, гном Варрик, никогда не расстающийся с арбалетом по имени «Бьянка», строчит стрелами как пулемет… В Dragon Age 2 нет бесполезных компаньонов.

Некоторые ненужные таланты тоже попали под нож — например, дипломатический «coerce». Разработчики справедливо рассудили, что игроков привлекает не сухой набор цифр, а реальная свобода выбора и зрелищные «киношные» сценки. Благо, на этом BioWare не экономила.

Неизбранные дороги

Концовку и кое-какие опорные точки, конечно, не переломить – многовато обстоятельств обернулось против героя, пусть он и трижды «защитник Киркволла». Ведьма Флемет не зря пожелала Хоуку удачи и заранее принесла соболезнования – беды не миновать. Однако рамки повествования, которое ведет наш приятель Варрик, очень гибки. Равно как и «диалоговое колесо», ставшее для отдельных фанатов презренным символом «консольности». Его реализация в Dragon Age 2 на порядок глубже, нежели у Mass Effect 2 и подражавшей ей Alpha Protocol (и без садистского таймера!).

Помимо дежурных ответов (честный/благородный, шутливый/язвительный, прямой/агрессивный), задающих тон общения, BioWare частенько подает крученые мячи. Бывает, что на помощь Хоуку приходит один из напарников (если вы взяли его с собой), в другие моменты выручают подробные расспросы, а иногда нас ставят перед тремя одинаково нелегкими вариантами, причем без цветовых подсказок. Последствия решений не всегда очевидны, и сценарий ветвится сильнее, чем думаешь поначалу. Нет гарантий, что добрый жест, совершенный от чистого сердца, не выйдет боком шесть лет спустя.

Следить за языком надо и в разговорах с товарищами, чьи характеры и реплики, не говоря уже о внешности, великолепны. Шкала от 1 до 99 мутировала в «градусник» а-ля Knights of the Old Republic, крайние значения которого – «друг» и «соперник». Угодить всем и каждому непросто. Испортите отношения, и не видать вам интересного побочного квеста (некоторые отсылают к Origins с аддонами – сдувайте пыль с «сейвов»!). Подарками, как в DAO, обиженных не осыпать – слишком их мало.

Чего в избытке, так это локаций-близняшек. Dragon Age 2 страдает синдромом Mass Effect и порой несколько раз отправляет нас в одинаковые пещеры и склады. Ясно, почему мы, по сути, трижды исследуем суровый в своем величии Киркволл и склоны горы Сандермаунт – семейная сага прыгает во времени, давая шанс увидеть результаты былых поступков. Но зачем размножать второстепенные районы – в BioWare понадеялись, что за 35-40 часов повторы не набьют оскомину? (Теория про стесненный бюджет отпадает в четвертьфинале.) Даже композитор Инон Зур, которого неоднократно ругали за вторичные, невыразительные мелодии, расстарался на музыку, добавив скрипичный квартет к пафосным валторнам и божественному вокалу Обри Эшберн. Жаль, что дизайнеры карт схалтурили.

Зри в корень

«Copy/paste» да сомнительная затея с одеждой – единственные промахи, смазывающие впечатление от Dragon Age 2. Необычайно узкий масштаб, иная система «прокачки», головокружительно динамичные битвы, казалось бы, должны пугать и вызывать неприязнь, но не верьте первым ощущениям. Перед вами – отличная RPG, одна из лучших работ BioWare.

1Злосчастное демо стоит вытерпеть ради награды за прохождение – двуручного меча «Hayder's Razor». Мощнее клинка до экспедиции в Глубинные Тропы не сыскать.