Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Место трилогии God of War в иерархии слэшеров сродни положению Baldur's Gate среди RPG и Half-Life среди шутеров. Первая часть, вышедшая в 2005 году, снискала восторженные отзывы критиков, покорила игроков и установила новые стандарты в жанре: невиданные на PS2 графические красоты, запредельная, подчас противоестественная жестокость, нетривиальные головоломки и на редкость приятная боевая система. Продолжению удалось невозможное — прибавить во всем. Пока слегка ошалевшие конкуренты робко (и безуспешно) пытались приблизиться к уровню GoW 2, SCE Santa Monica закончила работу над третьей, финальной серией — путеводной звездой для многочисленных подражателей на ближайшие лет пять.
Несмотря на скромные нововведения, God of War 3 ничуть не уступает предшественницам. Зубодробительные «фаталити» вершатся с помощью QTE, оружие можно улучшить только за счет красных сфер, выпадающих в основном из поверженных врагов, — никакой торговли и накопления капитала. Пазлы удивляют своей изысканностью: в ход идут музыкальные инструменты (их еще нужно настроить), трупы богинь становятся элементом мудреных инженерных манипуляций, даже друзьям человека досталось — Кратос, словно заправский квотербек, меткими пинками зашвыривает злобных собак в портал. Такая изобретательность выгодно контрастирует с однообразными задачками «дерните рычаг» или «стрельните в кнопку».
Кратос на крыльях Икара (не повторяя судьбу их прежнего владельца) проносится над трясиной вторичности, поглотившей рыцаря Данте и всадника Апокалипсиса. Заезженностью типа «подрались — вскарабкались — толкнули ящик и по новой», которой грешили бездарные клоны, здесь и не пахнет. Нас то развлекут интерактивной сценой, то подкинут беспомощного NPC в нагрузку, то подарят свидание с Афродитой. Сюжет бодр и не впадает посреди повествования в необъяснимую летаргию.
В God of War существует неписаное правило: любому персонажу со временем обязательно оторвут ноги, выколют глаза или задушат собственными кишками. Ненормированные дозы жесточайшего насилия, исполненного с редким кинематографическим мастерством и извращенной находчивостью, делают GoW столь милым сердцу поклонников виртуального «мяса» и кровищи.
Неудивительно, что в этом мрачном, неизлечимо больном и неописуемо прекрасном мире почти нет места положительным героям. Обитатели Олимпа, забывшие о внутренних склоках и готовые дать организованный отпор титанам, напоминают банду суперзлодеев из комиксов. А суровому спартанцу Кратосу отлично подошла бы роль главного негодяя. Этот хладнокровный и циничный убийца, повинный в смерти своей семьи, не привык к сантиментам. Его цель — Зевс, и он не остановится ни перед чем. Удары в спину, тысячи загубленных жизней, да и конец света — приемлемая цена, когда речь идет о мести. Иной раз одержимость Кратоса приводит к забавным казусам: ну кто еще мог спасти полуобнаженную принцессу от чудищ только затем, чтобы тут же перемолоть ее колесом механизма, отворяющего ворота?
К решающей битве с богами Кратос подходит основательно переоснащенным. К «Клинкам изгнания» (заменяют «Клинки Афины») постепенно присоединяются «Хлыст Немезиды», «Немейские кастеты» и «Когти Аида». Каждый вид связан с уникальным заклинанием, сам по себе спартанец колдовать не умеет. И если раньше вполне можно было обойтись одними клинками, то теперь бесполезных вещей попросту нет. Исключение — малоэффективный «Меч Олимпа» из режима ярости.
Новых противников немного. Отметить стоит, пожалуй, химеру — необычайно живучий гибрид льва, змеи и горного козла. А медузы, сатиры, минотавры и циклопы хорошо знакомы всем, кто одолел две первые части. Зато максимальное количество врагов на экране возросло с 15 до 50. Простор для тактических маневров открыли изменения в боевой системе. Желтая полоска под индикаторами здоровья и маны — это сила, питающая три из четырех артефактов (кроме «самодостаточных» крыльев Икара). Голова Гелиоса служит фонариком и ослепляет монстров, сапоги Гермеса придают ловкость и быстроту, лук Аполлона разит огненными стрелами. Гибкое управление дает возможность легко и удобно переключать оружие непосредственно во время «комбо» и использовать артефакты соответственно обстановке.
Последние месяцы перед релизом не прошли впустую, и GoW 3 еще похорошела, сбросив с пьедестала Uncharted 2. По сравнению с демо-версией, показанной на Е3 2009, тени и освещение стали гораздо реалистичнее, а текстуры — четче. Технология MLAA (Morphological Anti-Aliasing) обеспечивает полноценное сглаживание (чего на PS3 днем с огнем не сыскать), и даже motion blur, зачастую низводимый до роли «фигового листка», здесь применяется кстати и с умом. Понятно, почему SCE Santa Monica отказались от CG-роликов — с таким движком им сам черт не брат.
Талант программистов развязал руки художникам и дизайнерам. Восхитительные интерьеры олимпийских палат с зеркальными полами, огромные статуи (иногда — живые) и глубины Тартара надолго останутся в памяти. Схватки с «боссами» посрамят любой голливудский блокбастер, и пальма первенства тут принадлежит мутанту Посейдону. Поединок с ним имеет несколько «измерений»: помимо трезубца, у океанского владыки есть симбионт Левиафан — многоголовая помесь лошади и каких-то отвратительных морских гадов. Сражение происходит на спине титана, который тоже порой встревает в ход битвы. Хотя и в других слэшерах вроде Bayonetta были гигантские «боссы», лишь в GoW 3 неожиданные дальние планы камеры позволяют насладиться поистине циклопическим масштабом баталии.
Кто же все-таки в этой вселенной Кратос — «чума» или последняя надежда, — мы будем гадать до самых титров. Да, повествование не обошлось без некоторых условностей и неувязок, зато на сюрпризы разработчики не поскупились. Стремясь уйти от набивших оскомину клише, они добавили рефлексию а-ля Max Payne и толику философского подтекста (см. древнегреческий афоризм в эпиграфе к игре). Вот уж чего никогда не ждешь от слэшера, так это пищи для размышлений.
God of War 3 не только играючи затмевает коллег по жанру, но и заставляет по-новому взглянуть на возможности целой платформы. Не думайте, что SCE Santa Monica создала просто качественный проект, интересный узкому кругу ценителей, — это несомненное достижение для индустрии вообще.