Светлая тема

Рецензия на игру Guacamelee! Gold Edition

Независимые разработчики очень любят жанр metroidvania (происходит, соответственно, от Metroid и Castlevania) — двухмерные платформеры с возможностью свободного исследования мира и развития героя. Все началось в 2004 году с культовой Cave Story и не прекращается до сих пор — совсем недавно мы рассказывали о Rogue Legacy. Студия Drinkbox тоже решила попробовать себя в непростом жанре и выпустила игру Guacamelee. В апреле она вышла на PS3 и PS Vita и собрала хорошую прессу, а теперь дошла и до PC в виде Gold Edition — с новыми ачивментами и костюмами героев.

Сюжет Guacamelee — забавная помесь стандартного сюжета из игры про Марио и мексиканского сериала: злодей Калака похищает дочь президента, и только фермер Хуан может ее спасти. Правда, храбреца убивают уже на второй минуте игры, но это к лучшему: попав в загробный мир, он находит маску, которая превращает его в могучего борца-лучадора и дает возможность возвращаться к жизни — и обратно к мертвецам.

Olmeca style

Пусть завязка и сюжетные интриги Guacamelee не блещут оригинальностью, игра берет свое сеттингом, юмором и визуальным стилем. Канадская Drinkbox Studios создала оригинальный мир, напичканный всевозможными мексиканскими стереотипами — порой кажется, что мы попали в какую-то сумасшедшую версию «Отчаянного» Роберта Родригеса. Музыканты в сомбреро, темпераментные дамы, усатые бандиты — вся эта шайка постоянно острит, смеется и выстраивает пафосные планы по захвату мира. Вдобавок разработчики заполнили игровой мир кучей отсылок к популярной культуре — от мема Me Gusta и певицы Адель до Super Mario Bros. и Minecraft. Хотя по отдельности эти элементы и не кажутся особо оригинальными, вместе они выглядят свежо, особенно с такой необычной графикой и такой выразительной анимацией.

В игровой механике Guacamelee тоже следует канонам жанра. Исследованию уровней здесь уделяется мало внимания — наша цель всегда ясна и отмечена на карте, и можно не бояться попасть в тупик или не получить нужное умение. Drinkbox спроектировала линейную игру, которая, тем не менее, дает ощущение свободы. Впрочем, небольшие шаги в сторону все же поощряются — иногда за углом можно найти сундук с золотом или здоровьем. Со временем герой также научится превращаться в петуха и бегать по узким тоннелям в поисках всяких бонусов.

Но основная часть Guacamelee — отнюдь не исследования, а драки. Лучадор Хуан владеет внушительным арсеналом ударов и бросков. Битвы невероятно динамичны: дал по голове одному скелету, бросил в другого, уклонился от атаки третьего кувырком, апперкотом подбросил его в воздух, подпрыгнул, наколотил комбо на лету и завершил серию мощным ударом об землю — и все это за считанные секунды! Со временем ассортимент доступных трюков расширяется. Часть мы получаем по ходу сюжета, часть — докупаем в специальный киосках. Там же лучадор может обзавестись новым костюмом, который изменит его характеристики — например, увеличит силу, но срежет здоровье.

Правда, и враги тоже не стоят на месте: простые скелеты сменяются гигантскими броненосцами, драконами, растениями и бомбами, к каждому из которых требуется свой подход. Вдобавок они могут быть окружены силовыми щитами, пробиваемыми только определенным спецударом. Guacamelee заставляет не только проворно давить на кнопки, но и быстро соображать — определять приоритеты, оперативно реагировать на изменения ситуации, подстраиваться под новых врагов.

Полегче!

И так, постепенно набирая сложность, в один момент игра перегибает палку. Где-то на середине игры Хуан получает возможность самостоятельно переходить из мира живых в мир мертвых и обратно (до того переходы совершались только через специальные порталы) — и тут Drinkbox теряет чувство меры. Прыжковые пазлы превращаются в пытку и заставляют проворачивать целые серии приемов на лету. Но настоящий ад поджидает в битвах. Враги тоже живут в двух измерениях! И если ты находишься в одном, а оппонент в другом, он становится неуязвимым силуэтом, который, тем не менее, может тебя колотить. А теперь добавьте к этому несколько видов силовых щитов и противников, наносящих повреждения независимо от твоего положения — это уже слишком. На экране творится жуткая куча-мала, ты паникуешь, путаешь кнопки и не знаешь, с чего начать. Возможно, авторы добивались такого эффекта специально, но он не доставляет никакого удовольствия.

***

У Guacamelee были все задатки шедевральной «метроидвании»: смелая визуальная подача, юмор, динамичные бои — мало какой проект кажется одновременно таким знакомым и таким оригинальным. Но горячий мексиканский темперамент дает себя знать: на определенном этапе Guacamelee перестает себя сдерживать и выкидывает на игрока все трюки сразу, перестает развлекать и запутывает.