Светлая тема

Рецензия на игру Mass Effect

Давно ли вы смотрели космическую кинофантастику? Не отличную или хотя бы сносную — просто любую. Унылые «приквелы» «Звездных войн», гениальная Serenity — вот и всё. В телесериалах тоже негусто: Firefly и современная версия Battlestar Galactica. Ну а вечно «вымирающие» адвенчуры выглядят живчиками на фоне того, что происходит в научно-фантастических RPG. Две части Knights of the Old Republic мелькнули на темном небосводе «космических опер» и погасли, оставив поклонников жанра наедине с ностальгией. И податься публике некуда, разве что снова в рейнджеры…

Битва за галактику №23421

Поэтому Mass Effect, несмотря на свои недостатки, обречена на пристальное внимание, пусть даже по принципу «рака на безрыбье». Тем более что аналогий с KOTOR ей не избежать. Правда, здесь ролевую систему d20 сменила концепция, придуманная в стенах BioWare, «тайловый» движок Aurora Engine сдал вахту Unreal Engine 3, а перестрелки напоминают о Gears of War.

Зато остальное до боли знакомо. Герой, гуляющий в сопровождении двух спутников, путешествия по галактической карте на звездолете «Нормандия», стандартная дилемма «добрый-злой», джедаи, точнее, агенты-«спектры», решающие судьбы целых народов… Да и начало приключения — самое прозаическое. После выбора личности и биографии, которые влияют на диалоги и пару побочных квестов, игрока просят указать класс: солдат, псионик, технарь или один из трех смешанных. Двадцать минут кропотливой возни с ползунками в редакторе персонажей — и сюжет отрывается от земли. Вернее, прыгает через мю-ретранслятор к планете Иден Прайм, где найден артефакт расы, исчезнувшей 50 тысячелетий назад.

Так стартует тур капитана Шепарда по НФ-штампам последних десятилетий. Повествование делает бодрый разбег, затем дает слабину, провисает, замедляется до черепашьего шага, пока «Нормандия» бороздит вакуум, и лишь под конец перерастает в голливудский блокбастер с эпическими баталиями и внезапными сюрпризами.

Канадский писатель Дрю Карпышин (Drew Karpyshin) утрамбовал в 20 часов сюжетной кампании тонны чужих идей, не добавив ни одной собственной. Кто-то примет эту мешанину за откровение, но мы уже встречали громадные станции наподобие здешней «Цитадели», в которой заседает галактический совет (Babylon 5, Star Trek), искали сгинувшие цивилизации (цикл «Врата» Фредерика Пола и еще десятки книг), воевали с синтетической формой жизни, решившей перебить всю органику (Battlestar Galactica, «Терминатор»), и отражали нашествие Древнего Зла (серия «Берсеркер» Фреда Саберхагена). Прочие заимствования — разумные растения-паразиты, генетические опыты в корпоративных лабораториях, кровожадные насекомые, — сущая мелочь.

В общем, неясно: то ли перед нами плагиат в особо крупных размерах, то ли интерактивная дань научной фантастике 1960-1980 годов. Вспоминает классику и саундтрек. Композиторы Джек Уолл (Jack Wall) и Сэм Хьюлик (Sam Hulick) часто отсылают к работам Тото, Эннио Морриконе, Брэда Фидела, Вангелиса… Опять чужой материал!

С другой стороны, от обилия цитат мелодии стали ярче. Электронная музыка подчеркивает ощущение «старины», заставляя верить, что на экране — фильм-ровесник оригинальных «Звездных войн». На эту же мельницу льют воду спартанский (порой чересчур, вплоть до стерильности!) дизайн интерьеров, эффект зернистой кинопленки и вытянутые блики от источников света.

Рыцари, маги и воры

Уступая предыдущему проекту BioWare — Jade Empire — по свежести мыслей, Mass Effect обгоняет старшую сестрицу по ролевой части. Местная система, не столь куцая, как в JE, и одновременно далекая от богатства D&D, подходит игре, чьи сражения придерживаются «шутерной» схемы. Сел в укрытие и, осторожно высовываясь, перещелкал всех противников, подсвеченных жирными красными маркерами. Благо, враги-тугодумы, совершавшие глупости еще на Xbox 360, вновь забывают об опасности и стоят столбом, убегая от гранат строго по большим праздникам.

Биотические и технические таланты вроде подъема в воздух, бросков и перегрева силовых полей здорово ускоряют процесс. При желании на паузе можно отдавать приказы напарникам («ату их», «удерживать позицию», «иди сюда») и задавать цели для применения суперприемов, но это полезно лишь в стычках с редкими «боссами» да на высшем уровне сложности.

Навыки персонажа зависят от класса. Солдаты налегают на использование брони и четырех типов оружия (пистолеты, дробовики, автоматы, снайперские винтовки), всевозможные модификаторы к урону и повышенную живучесть. Техники оснащены хуже, зато читают шифры и взламывают компьютерные устройства. Без них вам не обчистить закрытые контейнеры со снаряжением. Они же позволяют эффективнее восстанавливать вездеход «Мако», если кто-то прогрызет его толстую энергозащиту. Наконец, биотики — типичные фэнтезийные чародеи: хлипки телом, вяло отстреливаются во время «перезарядки» умений, но уж коли врежут каким-нибудь телекинезом, так сразу насмерть.

Опыт выдают едва ли не за каждый чих (выполнил квест, уничтожил неприятеля, потрепал языком с подчиненными, вскрыл бесхозный терминал, в сто пятидесятый раз осилив назойливую мини-аркаду), посему Шепард и компания делают карьеру со стремительной скоростью. Баллов на «прокачку» много, только не стоит распыляться на все пункты. Шотгана или «снайперки», развитых до упора, хватит на всю жизнь. Тем более что капитану нужно вкладывать очки в разговорные умения — обаяние и устрашение — и уникальные способности «спектра». Лучшая из них мгновенно «воскрешает» павших соратников, неоднократно выручая в бою.

Отряд вырастет крепким и сильным, даже если плюнуть на вылазки по 20 голым «дополнительным» планетам в поисках минералов, реликвий, рухнувших зондов и необязательных заданий. Ничего сверхмощного вы там не найдете, кроме трех локаций («шахта», «корабль» и «лаборатория»), многократно размноженных ленивыми дизайнерами по куче звездных систем, и однотипных поручений «отыщи/убей/принеси». Халтурный подход к реализации хорошей задумки портит радость от исследования миров.

Незачем тратить 30 часов на охоту за сокровищами — игра случайным образом заполняет карманы врагов и ящики, ориентируясь на уровень группы. Денег и так навалом, отчего интерес к челночным рейсам «поле брани — магазин» пропадает через 2-3 захода. Мало того, что в лавках нечего брать, помимо расширенного запаса гранат и панацелина, — еще и торговый интерфейс раздражает. Список короткий, сортировки нет, окно сравнения товаров с текущим барахлом всякий раз надо вызывать, при том, что добрую треть экрана занимает… картинка с упаковкой предмета. Почему не переделали? Видимо, по той же причине, по какой нельзя распахнуть инвентарь из меню навыков, нажав «горячую» клавишу.

Джедаи против ситхов

Лень-матушка, помешавшая довести приличный РС-порт (quicksave! быстрая загрузка!) до идеала, искушала и сценаристов. В отличие от Fallout, Planescape: Torment и недавнего «Ведьмака», где нас вынуждали следить за беседой и аккуратно подбирать слова, Mass Effect пошла по самому легкому пути. Верхний правый вариант в «диалоговом круге» — непременно «добрый», нижний правый — «злой», середина — беззубый нейтралитет. Если появились алая или синяя строчки (запугивание и харизма) — хватайте не глядя: они дадут оптимальный результат. Послушный Шепард увеличит шкалу «героя». Негодяй приблизится к званию «отступника», который вовсе не «темный джедай», а тоже спаситель галактики, просто хамоватый и дерзкий. По сути, концовка все равно одна, даром что с разными участниками.

Вообще, тексты Mass Effect на удивление скучны для столь «болтливой» RPG. Реплики Шепарда сухи и прямолинейны, многие NPC лишены чувства юмора и склонны проговаривать вслух очевидное. Превратив общение в динамичный обмен фразами, украсив его живой мимикой на великолепно прорисованных лицах, BioWare спрятала недуг, однако рука нет-нет да тянется к кнопке «пробел», отвечающей за «перемотку». Поначалу весело выискивать огрехи в русских субтитрах (некорректное указание пола, стилистические ошибки, явные ляпы переводчиков, хромающая пунктуация — Snowball, зачем ты спешила с релизом1?), но вскоре и это надоедает.

(Wanna)B-муви

Mass Effect — крепкий боевик класса В, после которого не сожалеешь о впустую потраченном времени. Она неплохо развлекает и показывает красивые кадры, оставляя быстро меркнущие воспоминания. Жаль, не вышло лучше.

Впрочем, у BioWare еще есть шанс исправиться — судя по сводкам с фронтов, борьбу с Древним Злом растянут на трилогию.

1Сразу две (!) вкладки в «джевеле» с локализованной версией рекламируют «золотое издание», выходящее осенью с русской озвучкой, бонусными материалами и, полагаю, отшлифованным переводом. Учитывая сомнительное качество и нулевое наполнение июньского комплекта, слоган «А ты купил золотое издание?» невероятно циничен.

Рецензии пользователей
на Mass Effect4

ПРЕДЫСТОРИЯ от 27.04.2020: Данный отзыв я пишу сейчас, в 2020, спустя два года - после первого прохождения всей трилогии, к сожалению, именно сейчас, ибо в те времена я не занимался обзорами и просто играл в своё удовольствие, не задумываясь, что первые впечатления от игр желательно всегда запечатлеть в виде текстового обзора, чтобы через условные 10-20-30 лет читать и просто пускать слезы, особенно, когда речь заходит про Великие игровые вселенные, коей и является вся трилогия ME. Перепроходить трилогию у меня в планах либо в 2024-2025, либо перед анонсом ME4 и датой выхода, но что 2025 ждать долго, что анонс ME4 ждать так же долго, поэтому я решил спустя два года, вспоминая в голове всю трилогию - написать отзывы сейчас, а уж через пять лет отредактирую... Моя самая крупная ошибка, которая я допустил в своей игровой жизни, не запечатлев первые эмоции от всей трилогии, именно на титрах ME3 я осознал всю свою ошибку и с тех пор начал записывать все свои эмоции от прекрасных игр, дабы в старости читать их и вспоминать былые деньки. 

НАЧАЛО... 

Эта та самая вселенная, с которой в январе 2018 года началось моё крупное знакомство с культовыми игровыми вселенными или просто очень хорошими сингл играми, именно в январе 2018 - я впервые осознал, что пора перестать сидеть в онлайн помойках и расширить свой кругозор игр и мой выбор пал на эту трилогию. Она подарила мне в далёком январе 2018 года миллиард эмоций, я прекрасно помню зимнюю пору января 2018 года, каникулы, помню, как купил тогда на замену старенькому монитору TN SAMSUNG на 21 дюйм - современный ASUS на QHD разрешение, IPS матрице и 27 дюймов, я прекрасно помню тот день, когда распаковывал этот монитор и запускал первую ME - это было восхитительно. Не зря говорят, что самые яркие моменты жизни всегда кроются в мелочах и, как кажется на первый взгляд - незначительных по отношению ко всей жизни моментах, но именно благодаря покупке того монитора, я навсегда запомню своё первое прохождение первой ME, ладно, хватит моих соплей, давайте лучше перейдем к самой игре... Честно, спустя два года я прекрасно помню игру в целом, но описывать её в каждом пункте будет довольно проблематично, но я постараюсь. 

ПЛЮСЫ:

1. Оригинальность и уникальность проекта для 2007 году. Я не особо помню подобных игр не то, что в 2007 году - я не знаю подобной ME игре по сей день. Речь идёт про космооперу-кино-рпг, естественно, космических игр куча, симуляторы, аркады, ММО - их куча, но речь идёт именно о космоопере, в которой потрясающий сюжет, персонажи, сеттинг и проработка лора. Проработки Вселенной. Вся трилогия по сей день занимает первое место по подаренным игроку эмоциям и запоминающимся моментам - она спокойно способна тягаться с Ведьмаком, в обеих вселенных великолепные персонажи, драматургия, эпичность, пафос, сюжет, в обеих трилогиях - шикарнейший главный герой, которого вы запомните навсегда, но есть одна вещь во всей трилогии ME, которой у трилогии Ведьмака нет - киношность, не та киношность, которая у Кейджа, а именно эпичная и пафосная киношность, которую ты привык наблюдать в кинотеатрах. 

2. Сюжет. Игра, которая начиналась как какой-то нелепый шутер от третьего лица с отстрелом каких-то зомби, умудрилась к концу возрасти в невероятную драматичную Игру Престолов в мире космоса. Игра, которая по началу кажется не понятной - в конце умудряется своим сюжетом уничтожить большинство сериалов тех лет. Финал первой части - невероятно проработанная точка во всей игре. Ты веришь тому, что происходит в финале и остаешься абсолютно удовлетворённым от показанного. 

3. Персонажи. Персонажи первой части - это герои, с которыми вы пройдете огонь и виду, города и планеты. Это персонажи, которые по своей харизмы спокойно способны тягаться с персонажи из вселенной Ведьмака. Причем в некоторых местах - персонажи МЕ гораздо более интересные и вызывают больше симпатий, уж поверьте мне, фанату Ведьмака... Даже сейчас, спустя ДВА года с момента первого прохождение и далеко не самые яркие воспоминания - я прекрасно помню КАЖДОГО персонажа из первой части, я помню ВСЕХ спутников Шепарда, как будто проходил игру вчера. Я думаю, я не стану первым, кто скажет, что персонажи и главный герой в этой игре - визитная карточка абсолютно ВСЕХ трёх частей, когда у вас спросят, назовите главный плюс ME, можете спокойно выбирать сюжет или персонажей, а лучше оба пункта, потому что они ИДЕАЛЬНО дополняют друг друга. Настолько идеально, что представить сюжет первой части БЕЗ Шепарда и его спутников - невозможно. 

4. Антагонист. Этот момент я решил даже выделить в отдельный пункт, потому что я впервые увидел в подобных жанре игр - НАСТОЛЬКО ОХРЕНЕННОГО ЗЛОДЕЯ Я НЕ ВИДЕЛ ОЧЕНЬ ДАВНО (антоганист из ME2, конечно, с этим поспорит лично у меня). Но в этом пункте он не из-за этого, а из-за того, что если вдуматься, то Сарен далеко не злодей, его мысли были вполне объяснимый, в конце игры ты прекрасно понимаешь, что Биовар смогли прописать ему историю и мотивацию его действий, такое бывает настолько редко, что даже Реды со своим тотальным сливом Радовида. Сарен в первой ME - пример качественно проработанного злодея, которому можешь проникнуться и понять некоторые его поступки. Это пример КАЧЕСТВЕННОГО прописывания мотивации злодея. Браво, Биовар. 

5. Сеттинг и лор. Я не играл в 2007 в эту игру, я даже не играл в неё в 2012, в момент выхода заключительной части - я поиграл впервые во всю трилогию в 2018 году и... Если даже в 2018 году первая ME способна поразить сеттингом, то что она давала игрокам в 2007 году? Невероятно потрясающий мир, стоящий наравне с первым Ведьмаком, вышедшим в тот же самый год. В 2018 я получил невероятный приток интереса ко всему космосу, настолько, что начал погружаться в книжную НФ. Эта игра дала мне интерес к тому сеттингу, к которому у меня никогда не была интереса - космосу. Лично для меня это главный признак нереально качественной проработки сеттинга, лора и вселенной, в которые ты банально веришь. 

6. Взаимодействие персонажей друг с другом. Самый странный пункт, но сейчас, сидя в 2020 году, я понимаю, что во всей трилогии ME, включая и первую, была очень тонкая нить между Шепардом и его спутниками, ты в неё верил, ты верил в каждого спутника и верил, что то или иное твоё действие могло её разрушить, вся эта нить в конечно итоге показала себя в МЕ3, но даже в первой части ты ощущал, что персонажи связаны друг с другом. 

7. Саундтрек. Стоит ли что-то говорить, если плейлист из первой части скачан у меня во флаке на ПК, ноутбук и добавлен в Яндекс.Музыке? Саундтрек этой игры - невероятная пушка, которую можно слушать вне игры хоть каждый день (чего я никому и никогда не рекомендую, интерес к игре нужно выдерживать на протяжении многих лет, чтобы однажды окунуться во вселенную по новой, забыв большинство моментов и играть почти как в первый раз, это относится и к саундтреку, не нужно до дыр заслушивать альбомы из игр, это очень плохо, поверьте). И стоит ли что-то говорить, когда на Ласт.фм у первой части 1.6 миллиона прослушиваний, против 700 тысяч у двойки и 400 тысяч у тройки? Саундтрек к первой ME - классика и шедевр, сравнимый с альбомом из Heroes of Might and Magic III, Ведьмаком или живой классики. 

МИНУСЫ:

1. Технологическая отсталось. Речь идёт о графике и шутерной механике. Нет, ни графика, ни стрельба не то, что отвратительные, нет, лично для меня оба момента абсолютно прошли мимо меня и я просто наслаждался невероятной игрой, но я прекрасно понимаю, что современному поколению игроков, которое в 2020 году уже судит по обёртке - будет больно играть в такую игру, с такой стрельбой и графикой, какой бы сама игра не была внутри. И я изо всех сил надеюсь, что ЕА рано или поздно даст свет на ремейк\ремастер первой части... Пожалуйста. 

2. Душные миссии с вездеходом на планетах. Спорный момент, для меня это не было вообще никакой проблемой, всё-таки всё это я списывал на 2007 год, в то время подобные душные локации и моменты были абсолютной нормой (господи, да вы вспомните то же болото из Ведьмака 1, я так дико в тот момент просрaлся от духоты локации, что удалить игру хотел). Но читая на протяжении двух лет отзывы, я понял, что эта игровая механика с ровером - многих раздражает. Ну, не спорю, момент очень спорный и выглядит нелепо, когда вы носитесь с посредственной физикой ровера по планетам, расстреливая болванчиков, которые ничего не могут вам сделать. Да, это душный момент, но, опять же, повторюсь, для меня это даже приятно, именно из-за этой вещи я так же запомнил эту часть. 

3. Ещё один минус по большинству отзывов, которая я видел, но который я не поддерживаю, но не указать его не могу - очень слабый РПГ элемент. Да, в сумме рпг составляющая в первой части довольно посредственная, в основном заключается в скиллах к персонажам, лут же вообще по сути ничего тут не решает, его считай вообще нет, кстати, эта проблема коснулась и Ведьмака 1, абсолютно та же самая проблема, вроде игра экшен рпг, а рпг элемента настолько мало, что почти его не замечаешь, что в Ведьмаке 1 ты получаешь лучший лут через миссии, что в МЕ1 ты получаешь его так же, либо купив у торговцев под конец игры, сделав из своего персонажа терминатора. 

ИТОГ: 

Эта игра, которая начала путь великой трилогии, игра, которая вышла в один год с другой игрой, которая абсолютно так же начала путь ещё более великой трилогии - Ведьмак 1. Обе эти игры ОЧЕНЬ похожи, не сеттингом, конечно, а в целом, имеют схожие минусы, будь то душную локацию, не передовую графику и очень странную боевую систему, если в МЕ1 она просто слабенькая, то в Ведьмаке 1 она просто очень специфичная, что в Ведьмаке 1 шикарнейший сюжет и персонажи, что в МЕ 1. Обе эти игры - максимальная копия друг друга. Забавный факт, Трилогию МЕ я начал в январе 2018, а трилогию Ведьмака - в августе 2018. И начал я Ведьмака именно после того, как закончил Mass Effect и осознал, какие невероятные эмоции способна подарить игровая вселенная, эмоции, схожие с книжными циклами из десяти книг, либо киновселенной. Именно с первой части Mass Effect, я понял, что такое шикарная игровая вселенная, которой ты веришь и хочешь погружаться в неё всё дальше и дальше. Я думаю вы заметили, что в целом отзыв к первой части состоит из эмоциональных воспоминаний и отзыве не столько о первой части, сколько о всей трилогии в целом. Почему? Потому что все указанные достоинства игры, что я указал здесь - применимы и к двум последующим частям. 

Я хочу сказать огромное спасибо этой игре за знакомство с этой трилогией. За кучу подаренных эмоций и воспоминаний. Но самое главное, я хочу сказать ей спасибо за то, что именно после трилогии ME, я решил взяться за вселенную Ведьмака, как бы это странно не звучало. Кто знает, смог бы я вообще начать играть в Ведьмак, не начав тогда, зимним днём января 2018 года - первую ME. Ну и отдельно дополню, что первое прохождение заняло у меня 21 час. 21 незабываемый час на всю жизнь... 

Субъективно 10\10
Объективно 8\10
Больше…
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»
Эта игра дает начало фантастической (во всех смыслах) трилогии, которую я проходила четырежды. Мне чрезвычайно понравилось играть за молодого, но уже бывалого капитана, путешествовать по Млечному пути на собственном корабле, налаживать отношения с экипажем и понемногу готовиться к чему-то большему. Мир Mass Effect, созданный писателем Дрю Карпишиным, огромный и потрясающе разнообразный. В нем полно отсылок к XXI веку, и поэтому в реалистичность происходящего так легко поверить. Романтика космических странствий, встречи с неизведанным, необходимость возложить на свои плечи ответственность за судьбы целых рас — о да, все это здесь есть. Это динамичное приключение, настоящий эпический блокбастер, хоть и не во всем идеальный. Одна из лучших космоопер всей моей жизни, которая вышла за пределы индустрии и стала частью массовой поп-культуры.

Тот случай, когда очевидные минусы игры вроде поездок на вездеходе MAKO, супермедленных лифтов Цитадели и не очень удобных укрытий, к которым вы прилипнете намертво, стали мемами. ИМХО: меня все это не слишком раздражает. А вот то, что игра поощряет твое тактическое мышление - это просто прекрасно.
«Ещё один ход»
«Проверено временем»
Это мега-эпичное начало трилогии. Она моментально погружает вас в огромную и проработанную вселенную со своими секретами и опасностями. Во время прохождение ты всегда чувствуешь себя героем своей нации, защищающего честь людей в галактике. RPG элементы в это всё дело вплетены также отлично. В этой игре вы можете отыгрывать абсолютного ублюдка, или спокойного и доброжелательного борца за справедливость. Это определенный must have, лучшее начало серии и не придумаешь.
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»
Великолепная игра, имхо лучшая в трилогии, одна из моих любимых синглплеерных игр.

К сожалению, я познакомился с ней впервые в 2016 году, с тех пор несколько раз перепроходил  всю трилогию. Если вы думаете стоит ли вам садиться за такую "старую" игру, то даже не сомневайтесь, стоит. Из всей трилогии в первой части на мой взгляд лучшая подача сюжета. Все связано, логично и не вызывает никаких вопросов.

Все минусы игры, которые можно придумать, связаны именно с несколько устаревшим геймплеем. Но он не настолько устарел, чтобы вы сошли с ума и бросили игру. Просто будут небольшие неудобства:
- механика стрельбы подустарела;
- Мако (тачка на которой гоняете по планетам) немного тупенький;
- придется немного поковыряться в инвентаре, но если вы лутали все что видела в каком-нибудь ведьмаке это не будет для вас проблемой.

Все эти придирки легко перечеркиваются великолепной вселенной, ее глубиной и шикарным сюжетом игры. Когда в этой игре ты принимаешь решения о судьбах вселенной у тебя не появляется ощущение какого-то ложного пафоса или супергеройщины. Все сделано так, что ты действительно ощущаешь причастность к эпику, происходящему в игре.
«Ещё один ход»
«Не могу перестать играть»