Светлая тема

Рецензия на игру Max Payne 3

Макс Пейн переехал из Нью-Йорка в Сан-Паулу, но остался на месте. Max Payne 3 не модный нынче «перезапуск», приквел или HD-римейк. Rockstar Vancouver, отделенная от Remedy половиной земного шара, поменяла все — картинку, декорации, персонажей, — однако иначе как настоящим продолжением результат не назвать.

По пути в рай

В этом – ее сила и слабость. С одной стороны, авторы отнеслись к 11-летней давности игре с поразительным для наших дней пиететом. Ну да, сделали нормальную систему укрытий, добавили автоматическую расправу над подошедшими вплотную врагами, прикрутили сетевой код от GTA 4 и Red Dead Redemption… В остальном же – год 2001-й.

Экс-детектив, а ныне телохранитель Пейн снова жрет болеутоляющие таблетки с аппетитом, достойным доктора Хауса, — по-другому раны не залечить. Его арсенал: пистолеты, автоматы, дробовики, гранатометы и эффект замедленной съемки, срабатывающий в прыжке или по нажатию кнопки. Красиво упасть на пол, прострелив черепа троим негодяям, и, не вставая, сразить еще пятерых – для Макса пафос давно стал рутиной. Незримый оператор обязательно смакует гибель последнего гада, включая вид «с пули». Огромные сквозные ранения, фонтаны крови из пробитых артерий, каскадерская физика падающих тел – отличный задел для перестрелок GTA 5.

В общем, бежит мужик и стреляет, и, по большому счету, не важно, кто ему насолил: прогнившие политики, нью-йоркские банды или бразильские оборотни в погонах. Всех покарает. Чистой воды «gun porn», даром что много оружия не потаскаешь. Выглядит как голливудский блокбастер, а объяснения – дело десятое.

Сценаристы Rockstar, конечно, пытались сшить текст по финским лекалам. Пейн философствует о тяжелой судьбе, грустит об утерянном и убеждает себя, что сегодня его точно вынесут в титры вперед ногами, но это все – имитация стиля. Кто открыл охоту на семью бизнесмена Бранко? Интрига тонет, не доплыв до середины реки. Напарник Рауль Пассос, вытащивший Макса в Сан-Паулу, – напрасная трата экранного времени, ибо нет яркого характера у персонажа, низведенного до «plot device». Хуже только война словоохотливых итальянских хрычей из третьего акта GTA 4.

Чем ближе мы к банальной развязке, тем быстрее остатки «нуара» вырождаются в рядовую «чернуху» про фавелы и похищение граждан. Хотя за ней лучше сходить к первоисточнику – дилогии «Элитный отряд» режиссера Жозе Падилья. Местные потуги на драму, впрочем, приходится терпеть даже в аркадном режиме – ведь, пока нам крутят кино, движок загружает следующий уровень.

…И тут снизу постучали

Вообще, забавно вышло. Вроде бы чужие люди взялись за сиквел, но опасливое раболепие перед брендом – словно у какой-нибудь Bungie, мусолившей Halo-вымя битых восемь лет. Rockstar Vancouver боялась лишний раз шевельнуть пальцем – только бы не навредить, выводя пациента из комы. Поставила себя в жесткие рамки, и дыхание сперло. Кислорода на переосмысление старой формулы, как, например, у People Can Fly в Bulletstorm, не хватило.

Длинная, на 10-12 часов, кампания перестает удивлять уже через полчаса. Немного «рельсовых» поездок на катере/автобусе/джипе, один лихой (пусть подсмотренный) момент с тележкой, дежурный эпизод про снайперское прикрытие – и все. Фантазию в интерактивное окружение не вложили – тут Stranglehold дает Пейну прикурить. Анимация вот превосходная, внимание к деталям обстановки – фантастическое, текстуры РС-версии позволяют читать мелкие таблички у музейных экспонатов, тесселяция скругляет углы на лысине Макса, делая ее изумительно ровной. Музыка, неожиданно разнообразная для «коридорного» боевика, хорошо ложится на действие.

Но meu deus, отчего ж так бездарно спрятаны рояли по кустам? Топорный подход к геймдизайну подкосил Max Payne 2, и теперь история повторилась. Разработчики не придумали ничего умнее, чем прочертить сотни невидимых линий, пересекая которые, мы спускаем с цепи очередную волну злодеев. Выползают они как уточки в тире, а порой и вовсе из воздуха. Да еще мозгами обделены: нервно суетятся, застывают в ступоре, подставляют головы и конечности под огонь. Глупый ИИ забавляет, но не в последних главах, когда «мясо» прет толпами, и надпись «Dead» ежеминутно мелькает на экране, превращая действо в жестокую тренировку зрительной памяти.

Кто на Пассоса?

К счастью, после боя со скучным финальным «боссом» есть куда направить стопы, помимо New York Minute, чьи таблицы наводнены фальшивыми рекордами. В отличие от Stranglehold, мультиплеер Max Payne 3 — веселое развлечение, а не пустой довесок, хотя достойных упоминания режимов всего два.

Payne Killer — вариация на тему классического «царя горы». Первая жертва стычки получает в руки пулемет и становится Пассосом. Его убийца превращается в Пейна с двумя «Ингрэмами». Прочие игроки зарабатывают очки только за расправу над парочкой. Тот, кому посчастливилось завалить толстокожего героя, сам принимает его облик.

Gang Wars еще интереснее. Задачи для каждой из пяти стадий сражения определяет случай: так, за захватом ключевых точек может последовать Team Deathmatch или операция по доставке особо важных сумок. Этапы складываются в общий сюжет: в перерывах между раундами свидетель бойни комментирует ход событий.

Боевая механика, приятная в «сингле», здесь раскрывается в полный рост. Call of Duty и ее клонам такие яростные баталии не снились. А какие кровавые и зрелищные «киллкамы»! Но людям с плохой реакцией на арены лучше не лезть — убивают за доли секунды, никакая регенерация не спасет. Замечу, что скорость, с которой в мультиплеере восстанавливаются здоровье и запас сил для бега, зависит от снаряжения. Посему боец в бронежилете, ощерившийся «стволами», неповоротлив и уязвим.

Любопытен и набор спецумений: маскировка под члена чужой команды, паранойя, вынуждающая противников стрелять по своим, Bullet Time, замедляющий оппонентов в поле зрения, и множество других подлых трюков. Правда, не каждому хватит терпения, чтобы их увидеть — больно уж нетороплива «прокачка».

Дабы немного ее ускорить, нужно вступить в «банду». Воевать бок о бок с друзьями выгодно — вы получаете дополнительный опыт за помощь. Если в бою столкнутся два «клана», игра автоматически устроит между ними «разборку», победители которой также заслужат бонус. Гибкий редактор внешности тоже пришелся ко двору. В ином сетевом шутере он работал бы вхолостую, а тут дает козырнуть нарядом перед «братвой».

Учитывая, что «банды» в полном составе перекочуют в Grand Theft Auto 5, Max Payne 3 — и впрямь большой тестовый полигон для грядущего хита. Главное, чтобы в следующий раз Rockstar наладила борьбу с читерами загодя. Все удовольствие портят, собаки!

The Lone Goodbye

Бар на тихом пляже где-то в Баия, клетчатая рубаха, темные очки на пол-лица, красочный закат. Rockstar поставила точку в истории, не опускаясь до намеков на продолжение (хотя и о третьей части, судя по цифрам продаж, ее немногие просили).

Дайте человеку отдохнуть. И серии – тоже.

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision 2: 9 из 10

Max Payne 3 сполна оправдывает рейтинг «3D Vision Ready»: пули летят из экрана, глубина ощущается там, где и должна. Картинка не выпячивается больше, чем нужно, а графические артефакты при рекомендованных настройках отсутствуют. Однако для полноценной игры в стереорежиме лучше запастись картой уровня GTX 690 — «старушка» 670 часто роняет fps, чего не случается в обычном режиме. Пейн требует жертв. Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.

Рецензии пользователей
на Max Payne 31

Шикарнейший экшен, который могут делать, наверное, только рокстары. Одновременно с этим же - шикарная атмосфера нуара и безысходности, которую в своё время не разглядели критики, зацепившиеся за смену декораций с дождливого Нью-Йорка на солнечную Бразилию. Да что тут говорить: я и сам смог оценить и прочувствовать её только спустя годы, при повторном прохождении.

Отдельно хочется высказаться на тему геймплея. Я не помню игр, в которых, вроде бы, обычная стрельба была бы проработана с такой тщательностью, как третья часть Макса Пейна. Противники здесь выживают после попадания ваших пуль в их каски и броню, они часто падают на землю, просто притворяясь мёртвыми, и встают обратно через несколько секунд, когда вы уже отвлеклись на других врагов. Они выживают после очереди выстрелов в бронежилет. Эти мелочи делают вроде бы обычную перестрелку более глубоким процессом. В каком-то смысле, эта игра действительно стремится сделать перестрелку реалистичной, хотя конечно же, Макс Пейн - не совсем про реализм.

Для тех, кому хочется понять, где в этой третьей части Нуар: он скрыт не столько в цветовой гамме, сколько в переживаниях и мыслях главных героев повествования. Депрессия с утопанием в самокритичности, отнюдь, вряд сменятся более приятными мыслями с попаданием в солнечную страну. В особенности в том случае, если в жизни народа этой страны почти единственной возможностью "придти к успеху" заключается шанс попасть в высшую футбольную лигу, и в ином случае до конца жизни влачить бедное существование или присоединиться к одной из соседних банд на своём дворе. Нуар заключается в подобных тонких нотках, и таких намёков разной степени явности в игре можно найти в огромном количестве.

Мне также кажется, это одна из тех игр, которые можно иногда проходить заново и находить в ней нечто новое.
Больше…
«Взрыв мозга»
«Ещё один ход»