Тевтонский орден
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Принцип «всего и побольше» давно себя изжил. В создании игр, как в скульптуре, главное – отсечь лишнее. Если какой-то элемент незначительно улучшает геймплей, или он плохо вписывается в концепцию, или на качественную реализацию нет ни времени, ни денег, правильнее отказаться от него. Сначала нужно довести до ума основную часть и уж потом тратить ресурсы на разную мелочевку. Прекрасная логичная теория! Увы, поклонников у нее немного. Ради строчки в пресс-релизе разработчики готовы идти на любые жертвы, забывая народную мудрость: «Jack of all trades, master of none».
Неметчина
В «Тевтонском ордене» Unicorn Games сделала еще один робкий шажок в сторону «украинской Total War». Раньше игры серии («XIII век», «XIII век: Русич» и «История войн: Александр Невский») представляли собой череду разрозненных битв, здесь же нас встречает полноценная стратегическая карта, по которой в реальном времени перемещаются армии, совсем как в Mount & Blade. Сюжет переносит в средневековую Пруссию. Андреас фон Вельвен – комтур Тевтонского ордена – недавно вернулся из Святой земли. Его прошлое покрыто завесой тайны, но важнее настоящее. В Европе крестоносцам противостоят не менее грозные соперники, чем на Востоке – дикие литвины и руссы, не желающие признавать главенство Ватикана и католической церкви.
Об истинной свободе пока можно лишь мечтать. Комтур вправе по собственному усмотрению грабить деревни и терроризировать купцов, однако организация масштабных военных операций – прерогатива ландмейстера (в конце концов, игрок дослужится до этого звания). Начальство определяет, где и с кем сражаться, заботясь о том, чтобы чересчур ретивый полководец не расшиб себе лоб. Вначале под нашими знаменами всего несколько базовых отрядов. Побеждая, мы получаем возможность нанимать продвинутые типы войск и тренировать ветеранов – не исключено, что когда-нибудь безусый неумеха-ополченец наденет рыцарские доспехи. От самих храбрецов ничего не зависит, ибо «опыт» общий; кого мы решим отметить, тот и выпивает сливки, пусть даже он всю битву простоял в резерве. Численность, навыки владения первичным и вторичным оружием, мораль, самообладание (насколько точно солдаты следуют приказам) – любой из параметров разрешено подкорректировать. Конечно, сразу пригласить крутых головорезов не проблема, но цены кусаются.
Нюансы постигаются путем проб и ошибок. В чем отличия мечника от топорщика? В каких случаях эффективнее использовать лучников, а в каких – арбалетчиков? Да тут еще и отдельная «прокачка» героя мельтешит перед глазами. Вместо ветвистого дерева умений – скучный перечень. Знание основ медицины «увеличивает шанс излечить павшего воина» (либо комтур воскрешает мертвых, либо кому-то пора на курсы русского), мастер рукопашной научит веселее размахивать мечом, дополнительные тренировки позволяют быстрее «качаться», и прочая, и прочая. Жаль, конкретики маловато. ТТХ юнитов – огромный такой секрет, и когда игра внезапно переходит на язык цифр, становится только хуже. «+1% к критическому удару»? Господа, вы о чем?
Недоделки прут буквально отовсюду. Например, при встрече с противником на экране возникает окно, предлагающее на выбор две реплики – «правильную» и более грубую. Зачем? Для чего? Нет ответа. Дубовые диалоги навевают сон. Для стратегии они не столь важны, но ведь в King Arthur чисто текстовые задания создавали половину атмосферы. Далее торговля – и вновь провал. На уродливой мини-карте помечено, где какие товары производятся и… все! Советую запастись бумагой, ручкой и терпением – поначалу не все спекуляции будут выгодными. Зато потом деньги потекут рекой. Ни конкурентов, ни грабителей (те, что есть, перестают замечать нас через пару часов игры) – знай себе, мотайся туда-сюда. Кстати, можно и самому выйти на большую дорогу. Если перевес на стороне «добра», «зло» не полезет на рожон и попробует откупиться.
Танец с саблями
Словесные угрозы нередко приходится подкреплять делом. Боевая система без изменений перекочевала из предыдущих игр и, на первый взгляд, это хорошо – сама Total War не уделяет столько внимания психологическому состоянию. Учитываются потери, число раненых, тип построения, направление атаки и еще масса факторов. Здорово, что у победы и поражения есть логическое обоснование, но почему раз за разом я должен закрывать глаза на ляпы?
Взять хотя бы информационную панель, на которой без малого два десятка пунктов. Примерно в середине списка — сведения о том, сколько человек осталось в отряде. Неужели трудно было перенести эту цифру повыше или иным образом выделить ее? А чего стоят бессмертные знаменосцы! Конница может часами утюжить средневекового «супермена» – схлопотав по шапке, он падает… затем встает и топает дальше. С лошадками вообще сплошная морока. После удара они крепко застревают во вражеских рядах, лишаясь своего главного козыря – мобильности. Для мощного «чарджа» необходим ровный строй, иначе бойцы, вероятнее всего, пролетят мимо цели, и проку от них не будет.
Виноваты несовершенные pathfinding-алгоритмы. Получив приказ атаковать, дуболомы ставят воображаемый крестик на местонахождении противника и, зажмурившись, бегут вперед. Мало у кого достает выдержки дождаться окончания спринта – чтобы не промазать, нужно несколько раз корректировать движение. Карты, изобилующие перепадами высот, задачу не упрощают. Непонятно, на какую горку солдаты залезут, а на какую — нет. Отдельное спасибо за отряды, которые генератор уровней поместил в недоступные районы. Единственный выход здесь – рестарт.
И даже когда все идет гладко, игра не вызывает восторга. Бестолковый AI – не ровня закаленному в горниле виртуальной войны ветерану. Враг значительно превосходит по численности и составу войск, но почти всегда дробит армию и в итоге позорно гибнет. Хуже всего реализованы штурмы. Обороняющимся запретили заранее расставлять бойцов, и за одно это стоило бы предать разработчиков анафеме. Да и неудобно. Приказываешь лучникам занять позиции на стенах, а они выстраиваются в шеренгу внизу или вовсе выходят наружу. Дополнительную сумятицу вносят баллисты и требуше. Однажды компьютер подогнал тяжеленные машины вплотную к моим укреплениям и принялся спокойно швырять камни, причем часть зарядов улетала за облака, прямиком на околоземную орбиту. Это не историческая стратегия, это «Монти Пайтон».
После такого уже не тянет обсуждать баланс юнитов и тактические приемы. Лишь самые упертые фанаты разглядят потенциал под ворохом глупостей и программных ошибок (вылеты на рабочий стол, сбоящие скрипты и т. п.). Графика звезд с неба не хватает. Ладно, угловатые модели – чёрт с ними, все-таки в битвах участвуют тысячи воинов, но примитивная анимация и навязчивые HDR-эффекты напоминают о преклонном возрасте движка. С оптимизацией тоже беда – в городах счетчик fps заметно проседает. Зато везде можно сохраняться. В сравнении с Total War – полная халява.
Мы из прошлого
Не отягощенные большими бюджетами (и большими обязательствами) студии часто пребывают в информационном вакууме. В «Тевтонском ордене» много лишнего и при этом нет необходимых и очевидных вещей. Как будто авторы нарочно отгородились от нового, черпая вдохновение в Warhammer: Shadow of the Horned Rat, Myth и прочих ретрохитах. Если уж решили добавить героев и RPG-элементы, надо было изучить опыт King Arthur. Или возьмем мультиплеер – на фоне Shogun 2 «copy/paste» из «Русича» и «Александра Невского» совершенно не впечатляет. А ведь все так хорошо начиналось…
Системные требования для PC
Где купить
Игры как Тевтонский орден
Рецензии и комментарии Тевтонский орден
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту