Shogun: Total War - The Mongol Invasion
Нажмите, чтобы оценить
Рецензия
Сказать, что Shogun: The Mongol Invasion был самым ожидаемым аддоном года, - значит совершить постыдную тактическую ошибку. D2 Expansion Pack в компании с Throne of Bhaal и The Sims: Blah-Blah - вот что нынче занимает неокрепшие умы людей дошкольного и престарелого возрастов. «Shogun? Монголы? Я пробовал играть, но не прошел дальше третьей миссии tutorial. Отстой!!!» - вопят североамериканские жертвы насильственной лоботомии на всевозможных форумах. Кублай-хана на них нет.
О роли камикадзе в истории
Между прочим, цитата из предисловия - самая что ни на есть подлинная. «Опустив» Shogun ниже уровня пейджера, один из возмущенных игроков заявил, что NASCAR 4 и Pac-Man 3D - игры во всех отношениях куда более продвинутые. Что ж, пожелаем ему успеха в поглощении точек на автодроме и обратимся к нашим монголам.
Спешу объясниться, иначе у людей, так или иначе знакомых с историей средневекового Востока, брови выползут на лоб: «Монголы - в Японии?!». События, коим посвящен аддон, являются чистейшей воды фантазией авторов из The Creative Assembly, так сказать, упражнение на тему «а что, если...». Кублай-хан, битых полторы минуты расписывающий силу Орды в предваряющем новую кампанию ролике, действительно, имел планы в отношении Страны Восходящего Солнца. Захватив Китай, а затем и Корею, амбициозный полководец дважды отправлял в Японию эмиссаров с требованиями признать себя императором. Получив вежливый, но твердый отказ, Кублай-хан снарядил пробную экспедицию из нескольких отрядов монголо-корейских войск. Попытка высадки оказалась удачной настолько, что по прошествии нескольких лет в залив Хаката прибыла целая флотилия ханских кораблей. Японцев, армия и корабли которых в то время значительно уступали монгольским по мощи и вооруженности, спасло чудо. В ночь с 15 на 16 августа 1281 года на залив обрушился тайфун («божественный ветер», или «камикадзе» по-японски), смывший в океан более половины судов противника. Остатки флота спешно ретировались, похоронив всяческую надежду на завоевание японских островов. Весь остаток жизни Кублай-хан мечтал взять реванш у непокорных самураев, однако, подчиненные хана, прекрасно понимая цену ставки, всякий раз благополучно саботировали идею третьего вторжения.
Собственно, выяснению того, что могло бы случиться, не разразись злополучный тайфун, и посвящен новый режим кампании Shogun. Выбор здесь у нас невелик: Золотая Орда с одной стороны, и клан Hojo - с другой. Не удивляйтесь отсутствию прочих кланов: в XIII веке Япония была единым феодальным государством, а не сворой бесконечно враждующих между собой провинций. В стремлении добиться максимальной достоверности эксперимента дизайнеры пошли на ряд серьезных ограничений. Так, из рядов самурайской армии образца XIII века были изъяты все огнестрельные войска, равно как и Warrior Monks, Battlefield Ninja (удивлены? читайте дальше), а также Ashigaru Spearmen. Трудно! А что поделаешь - порох в Японии появится лишь без малого 300 лет спустя, когда на островах высадятся европейцы. В качестве утешения ряды самурайской армии пополнили Ashigaru Crossbowmen - отряды арбалетчиков, стреляющих «редко, но метко» в прямом смысле этой фразы - и Kensai. Последние, выражаясь пошлыми RTS-терминами, своего рода «уникальные юниты», «one man army», способные в одиночку выкашивать целые отряды врагов. Разумеется, японская земля плодила столь одаренных мастеров лишь при значительных финансовых вложениях и наличии Legendary Sword Dojo. Правда, толку от них на открытом пространстве - пшик. Единственный разумный вариант использования кенсаев - затыкать ими узкие «бутылочные горла» в тактически важных местах либо проходы на территорию замков.
Игроков, сочувствующих Кублай-хану, ожидает легкий шок: в режиме Full Campaign оказываются закрытыми практически все строительные опции (исключение: сторожевые вышки и форты)! Думаю, все понимают, что полководцы Орды в принципе не могли тренировать войска на территории Японии. Роль источника ханских подкреплений играет корейская флотилия, регулярно высаживающая на японские берега новые отряды. А между тем монгольские юниты являются самыми впечатляющими не только в аддоне, но и, пожалуй, во всей игре. Перечислим героев поименно. Mongol Light Cavalry - быстрые, маневренные всадники-лучники. Их главным достоинством является вовсе не меткость, а потрясающая скорость, с которой кавалеристы перемещаются на поле брани, избегая потенциально опасных рукопашных стычек. Изрядно потрепав пешие самурайские отряды, лучники уступают место тяжелой кавалерии, задача которой - смять шокированного противника, обратив его воинов в бегство. Собственно ближний бой монголам обеспечивают Spearmen, лишь слегка уступающие своим японским аналогам по боевым характеристикам, и Guardsmen -ударные отряды китайской пехоты, вооруженные длинным (до 2.5 м) шестом с широким лезвием на конце.
Впрочем, если указанные юниты еще более-менее привычны глазу, то финальная парочка выглядит как минимум экстравагантно. Mongol Skirmishers вооружены мечами и метательными копьями, несут на себе тяжелую броню, а их щиты теоретически способны защитить владельца от любой стрелы. Любой отряд, попавший в дождь копий, обычно не живет долее минуты - столь высока точность попадания. Слабость Skirmishers заключена в их силе: каждый воин отряда в состоянии нести на себе лишь три копья, растратив которые, лучше всего уйти в тыл - в ближнем бою мечи Skirmishers и вполовину не столь эффективны. Самым горячим монгольским блюдом оказались Thunder-Bombers, гренадеры, метающие во врага горящие мешочки с порохом. Воистину убойная сила «гранат» (синхронный залп десяти гренадеров по стоящему в закрытой формации отряду Yari Samurai вдвое сокращает его численность) компенсируется их малым радиусом поражения и, увы, повышенной смертностью среди Thunder-Bombers. Если вы все же рискнете повести в бой этих китайских (вот откуда у них пошла страсть к фейерверкам!) самоубийц, настоятельно рекомендую вспомнить Myth и запастись валидолом. Сакэ пьют лишь наиболее везучие полководцы.
Кому добавки?
Отчетливо понимая, что одних лишь монголов для аддона будет маловато, авторы пошли на расширение уже существующей кампании. В и без того немалый «парк» войск вошли упоминавшийся выше Kensai, Battlefield Ninja и Naginava Cavalry - пожалуй, самый эффективный (и дорогой) вид кавалерии. Что же касается нинзя, то, помимо врожденной скрытности, эти юниты начинают битву не вместе с остальными войсками, а... в тылу первых рядов врага! При должном обращении с ними можно весьма эффектно «запороть» первую волну атаки противника, не тронув и пальцем свой основной контингент.
Не позабыты и всевозможные игровые режимы. Основная кампания претерпела значительные концептуальные изменения: отныне можно выбрать не только временной период (1270-е, 1530-е, 1560-е, 1580-е; отличие между тремя последними заключается в расстановке сил), но и стартовые условия игры. Теперь для победы вовсе необязательно захватывать абсолютно все провинции, можно ограничиться четырьмя десятками из шести. Или, скажем, задаться целью уничтожить всех конкурентов либо продержаться во главе собственной армии 70 лет. Те, кому и этого мало, приглашаются в свежий раздел Historical Campaigns, где авторы предлагают повторить боевой путь одного из четырех военачальников тех времен (возглавляет список, знамо дело, лично Кублай-хан). Одолеть все кампании - задача достаточно трудная: дизайнеры карт изрядно потрудились над расстановкой и составом войск, превратив битвы в, по сути дела, тактические головоломки на манер Myth или Dark Omen. Единственное, о чем приходится сожалеть, - отсутствие в Historical Campaigns таблицы рекордов. А ведь как скрупулезно игра подсчитывает итоговые баллы, демонстрируемые в появляющейся после сражения таблице! Жаль, видимо, не судьба...
Чистота кода в The Mongol Invasion находится на подобающей аддону высоте. Кошмары оригинального Shogun, как то: необъяснимые отступления кремниевых даймьё, падучесть «боевого» движка, отсутствие мелких интерфейсных удобств вроде quicksave/quickload и прочие пакости остались в прошлом. Иногда, правда, старые привычки дают о себе знать: то AI игнорирует отряд не в меру наглых лучников, безбоязненно обстреливающих его основные силы, то «забывает» ввести в бой подкрепления... Хуже бывает лишь когда наши собственные войска начинают путаться в трех соснах, терять строй и лезть туда, куда их никто не просит. Впрочем, повторюсь, на фоне прежнего Shogun эти глюки - все равно что укусы комара и гюрзы: и то и другое неприятно, однако, в последнем случае жертва обычно умирает.
Даже несмотря на то, что в графическом плане аддон ни на йоту не отличается от прошлогодней версии, Shogun по-прежнему способен ублажить взор отменно исполненными ландшафтами, приятными текстурами и крайне атмосферными погодными эффектами (однако, каламбур). Звук заслуживает эпитета «правильный»: Shogun - одна из немногих игр, чьи создатели умеют пользоваться благами EAX. Ну и на десерт, разумеется, музыка. Удивительно, но факт: композиторам удалось-таки переплюнуть самих себя и выдать совершенно бесподобный набор «монгольских» тем в дополнение к великолепным «японским». Личный фаворит вашего корреспондента - Mongol Mobilize 2.wav, ритмичный... э-э-э... «брейкбит», на фоне которого хрипло басит мрачный речитатив, по всей видимости, монгольского шамана, - уже третий день кряду пугает гуляющих под окнами прохожих. Судя по всему, еще одним кандидатом на Best Game Music 2001 прибыло.
Самый-самый
Оставим широкой публике яркие, красочные аддоны к BG2, D2, The Sims и проч. - пусть радуются. У игроков думающих есть The Mongol Invasion - самый продуманный, самый, если так можно выразиться, честный и захватывающий аддон лета-2001. А тем временем The Creative Assembly прощается с сёгунами, даймьё, монголами и самураями. Следующая остановка разработчиков - «Европа, Азия, Средневековье, Крестовые Походы». Следите за рекламой!
P.S. Всем, кто хочет больше узнать об истории периода феодальной раздробленности в Японии либо интересуется завоеваниями Золотой Орды, настоятельно рекомендую осилить The Way of the Daimyo - местный мануаль. Редкий случай, когда руководство к игре настолько же познавательное, насколько и увлекательное чтиво!
P.P.S. Shogun - Total War: Warlord Edition являет собой коробку, в которую, кроме аддона, входит и оригинальный Shogun.
Системные требования для PC
Рецензии и комментарии Shogun: Total War - The Mongol Invasion
Наши друзья:
- «Канобу» — развлекательный портал о кино, сериалах, играх, музыке и технологиях
- «Игромания» — новости, статьи и видео об играх, железе и не только
- Если у вас есть онлайн-игры, которые вы хотите разместить на ag.ru и поделиться с большой аудиторией «Игромании» и «Канобу» — пишите на почту