Светлая тема

Рецензия на игру Spelunky

…Взрывом в оружейном магазине я устроил нешуточный переполох и обчистил лавку. Заветное ружье наконец-то было в моих руках! Но кто же знал, что на следующем уровне меня будут поджидать разъяренные коллеги того продавца? Они начинили меня свинцом раньше, чем я успел понять, что происходит.

…Меня солидно потрепали к тому моменту, когда потерялся факел — в кромешной тьме даже безобидная летучая мышь была смертельно опасной. Но мышь — это слишком просто: на этот раз мне на голову свалился гигантский паук. Я увидел его за мгновение до смерти — моя судьба была решена.

…И мне вновь везет! Очередная бомба, запущенная моими кривыми руками, не вскрыла тайник с сокровищами, а разворошила пчелиный улей. Я без оглядки убегал от роя, неосмотрительно спрыгнул вниз и наступил на ловушку. В левую ягодицу мне вонзилась стрела, по инерции я пронесся вперед и опять свалился — теперь уже на шипы.

Коллекция злоключений

Итак, двухмерный платформер в антураже «Индианы Джонса». Отважный герой в фетровой шляпе спускается в огромную пещеру в поисках сокровищ, раз за разом спускаясь все глубже и глубже. На каждом уровне ему предстоит спуститься на нижний ярус и перейти на следующий этап — по большому счету, это ключевая задача Spelunky. Путь к цели преграждают десятки монстров и ловушек: змеи, пауки и аборигены соседствуют здесь с шипами, цветами-людоедами и бассейнами, полными пираний. С каждым новым уровнем список угроз только пополняется, но и главному герою есть чем ответить. Он рассекает врагов кнутом, расчищает путь бомбами и забирается в недоступные на вид места с помощью троса. Вдобавок в небольших магазинчиках можно найти оружие, гаджеты и даже напарников.

Хоть базовая механика Spelunky и не блещет оригинальностью, она весьма качественно сделана и создает простор для веселья. Вы можете оглушить одного врага и сбросить его тело на другого или же подобрать стрелу, выпущенную в вас ловушкой, и метнуть ее в стоящего вдалеке монстра. Пусть здесь нет филигранных прыжков из Super Meat Boyили зрелищных сражений Guacamelee!, но Spelunky удается главное — по этим уровням просто приятно бегать и прыгать. И, что особенно примечательно, уровни эти генерируются случайным образом. В игре не бывает двух похожих партий — каждый раз этапы собираются заново. Ловушки и враги перестают быть просто источниками опасности и становятся декорациями самых разнообразных сюжетов: одни и те же элементы превращают Spelunky то в боевик с перестрелками на дробовиках, то в хоррор с беспомощным героем, а то и вовсе в глупую черную комедию.

She changes every time you look

Настроение игры меняется каждые несколько минут. Вот вы открываете сундук и находите там дюжину бомб — это невероятное везение; большой запас бомб позволяет играть рискованно. Теперь можно не копить деньги на ружье, а ограбить магазин: пробиваем крышу парой взрывов и сбрасываем еще одну бомбу прямо на голову продавца. Тут игра переключается в боевой режим, и мы на всех парах несемся по шахтам, засыпая все живое дробью. Новый уровень — и все меняется. Кромешная тьма вокруг ставит перед выбором — факел или ружье? Это решение сильно повлияет на стиль прохождения и атмосферу уровня. Spelunky практически целиком состоит из подобных развилок, каждая из которых окрашивает игру новыми тонами. Спасти блондинку или принести ее в жертву темным богам в обмен на полезный предмет? Потратить последнюю бомбу на поиск сокровищ или приберечь на потом? Каждый случайный уровень ставит десяток подобных вопросов, и каждый раз они немного различаются — все дело в контексте.

Генератор уровней пробуждает сильнейшее любопытство — что же игра подкинет в следующий раз? В отличие от недавней Rogue Legacy, в уровнях Spelunky практически не прослеживаются паттерны — общие сценарии вроде «здесь будет больше змей» или «тут мы выключим свет» случаются, но сама планировка пещер всегда меняется. Азарт поддерживается и ритмом игры. Можно подумать, что под маской PC-игры в Spelunky скрывается настоящий мобильный хит: смена случайных уровней поддерживается короткими партиями — приключения редко длятся больше 5-10 минут. Игра работает по правилам Bejeweled Blitz и других казуальных пазлов: быстро начав и столь же быстро проиграв, мы с радостью начинаем заново — синдром «еще разок и хватит» работает безотказно.

***

Первая версия Spelunky вышла на PC еще в конце 2008-го. Тогда игра казалась просто бесплатным экспериментом, но обернулась в результате большим хитом. За прошедшие годы Spelunky переселилась на Xbox 360 в виде HD-ремейка, а сейчас вернулась в родные края в обновленном виде — игра сменила пиксель-арт на приятную рисованную графику, отточила базовые механики и обзавелась энциклопедией и хорошим обучающим режимом. Однако внутри это все та же простая, но невероятно веселая аркада. В Spelunky нет глубокого сюжета, но он ей и не нужен: игра рассказывает увлекательные истории прямо на ходу — в этом ей помогает удачная механика, отличный генератор уровней и быстрая смена партий.

Рецензии пользователей
на Spelunky1

Spelunky - рогалик-латформер, невероятно простой в освоении, но при этом обладающий невероятной глубиной и бездонной реиграбельностью. При этом довольно хардкорный.
Играем за археолога. Цель - спуститься в глубину подземелий, избежав смерти от врагов и ловушек, используя припасы и разнообразное орудие. На пути нам будут встречаться торговцы, где можно закупиться всяким полезным лутом. Беда только в том, что с собой мы можем нести только один предмет. И приходится выбирать - оружие ли это будет, что-то ценное или вовсе девушка/парень (тут что в настройках поставите). 
Разные биомы предлагают свой набор ловушек и врагов. А чтобы не пришлось скучать от однообразия, для каждого биома предусмотрены различные модификации. Иногда уровни затоплены водой, иногда погружены во тьму, иногда заполнены зомби вместо обычных врагов… Также на уровнях частенько можно встретить различные активности: дорогие сокровища защищённые особо опасным ловушками, напарников, мини-боссов и т.д. 
Несмотря на разнообразие препятствий на пути игрока, главные враги в этой игре - это спешка и жадность. Поторопился, не заметил ловушку - сдох. Позарился на сокровища, не расчищал силы - сдох. Сдох - начинай сначала. Ну почти… Каждый биом состоит из 4 уровней. При этом к каждому биому можно открыть быстрый путь, если хватит припасов. 
При этом сами уровни короткие и при определенной сноровке проходятся за несколько секунд. Да чего уж там - в игре даже есть «достижение» пройти её за 8 минут. Но не думайте, что сразу пролетите её быстро! Контента в ней много и на первое прохождение у вас возможно уйдут десятки часов.
По первой умирать будете часто. При этом, частые смерти только подогревают азарт. «Ну теперь-то я точно пройду!» 
В общем, осторожно! Игра вызывает привыкание и в ней вы легко можете потерять чувство времени. Настоятельно рекомендую всем ценителям отличного инди. 
Больше…
«Ещё один ход»
«Не могу перестать играть»