- Главная/
- Игры/
- S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля/
- Рецензия
Будет запах земли,
Будет пенье стрижей
От зари до зари.
И ни птица, ни ива
Слезы не прольет,
Если сгинет с Земли
Человеческий род.
И весна: и весна
Встретит новый рассвет,
Не заметив,
Что нас уже нет…
Двенадцать строк из стихотворения Сары Тисдейл (в переводе Юрия Вронского) здорово передают впечатления от первого знакомства с Зоной. Мрачные фототекстуры, добытые сотрудниками GSC в Припяти и на Чернобыльской АЭС, разрушенные фабрики и дома, заброшенные деревни, груды ржавеющей техники создают странное чувство. Симфонию безнадежности и грусти о поломанных жизнях прорезает легкая нота тоски по детству, когда пустыри, заводы и строительные площадки манили на поиски тайн и удивительных «артефактов». Это дань городской романтике, взгляд на современную цивилизацию через призму крупнейшей техногенной катастрофы XX века. Он зовет на открытия, пробуждает азарт исследователя, заставляет рисковать, топая по радиоактивному полю к очередному секрету.
Но в миг триумфа почва предательски уходит из-под ног, и вы понимаете, что рухнули в пустоту. Вакуум повсюду: на краю карты, в избитых анекдотах «про Зону», звучащих круглые сутки у костров, в оживающих, словно птица феникс, врагах и назойливых просьбах отправить в адскую бездну еще десяток-другой мутантов. Пейзажи трещат по швам, и атмосфера со свистом утекает, рассеивая дымку в глазах. Добро пожаловать в край растоптанных грез.
S.L.A.C.K.E.R.S.
За семь лет концепция S.T.A.L.K.E.R. претерпела больше изменений, нежели лицо тщеславной голливудской суперзвезды. Когда-то в Зоне паслись злобные роботы и высились пирамиды инков. Потом вклинились обещания свободного мира, где герой разъезжал на бронетехнике и потрепанных радиацией «Нивах», а ведомые компьютером сталкеры стремились к заветной цели с не меньшим рвением, чем игрок. Но словами и скриншотами публику не накормишь. Разработка затягивалась, и в ход пошел скальпель.
Тех, кто до сих пор мечтает о S.T.A.L.K.E.R. образца 2002 года, ждет жестокий сюрприз. Единый мир оказался набором из двух десятков наземных и подземных локаций, сшитых грубыми стежками. Иллюзии плавного перехода нет. Вы шагаете по растрескавшемуся асфальту и терпите тридцать секунд загрузки, чтобы очутиться на заросшем травой холме. Услышав стрекот лопастей, не рассчитывайте на полет. Вертолеты, задуманные для перевозки людей между районами, ныне являются на войну по приказу дизайнеров. Колесный транспорт, рассекавший чернобыльские просторы в ранних роликах, превратился в неподвижные декорации.
Призрачна и искусственная жизнь. Тщательно прописанный распорядок дня горожан из Gothic 2, робкая попытка сымитировать взаимодействие NPC из Oblivion, плоская, но вечно бурлящая галактика «Космических рейнджеров 2» — обращайтесь к ним, если вдруг захотите ощутить себя частью выдуманной вселенной. У GSC же получилось мертвое царство, где носятся стаи облезлых собак и гуляют три с половиной сталкера, торгующие целебной колбасой.
Стоянки «зеленых» сталкеров, базы двух группировок — «Свободы» и «Долга», военные кордоны и блокпосты выглядят немногим бодрее. Днями напролет народ просиживает штаны на привалах, бренчит на гитаре, рассказывает одни и те же байки и сетует на тяжкую долю. И все. Неудивительно, что в округе полным-полно артефактов, влияющих на защиту от пуль и воздействий среды, — их некому собирать, кроме нас! Офицер, что охраняет проезд под железнодорожным мостом, скорее умрет, чем найдет иное занятие. Виртуальным актерам начхать на погоду и никчемную в своей красоте смену времени суток. Не волнует их и старуха с косой. Перебейте обитателей уровня, и они непременно воскреснут при следующем входе в сектор — болванчики с начисто отшибленной памятью.
Проходите, не задерживайтесь
Наш протеже по кличке Меченый тоже страдает амнезией. (Еще его печалит маленький рост — трудно общаться, будучи высотой с хоббита!). Бедняга не помнит прошлого; единственная зацепка — старенький КПК с бесполезным списком контактов и Главной Целью: «Убить Стрелка». Очнувшись на столе торговца Сидоровича, он пускается в путь, который приведет к Саркофагу и семи вариантам концовки. Ведь выбора у него нет. Бродить в поисках «подарков» бессмысленно — вот они, обозначены на плане местности в наладоннике с подробными комментариями. Сумеете побороть кривое масштабирование карты — приз ваш. Да и негде разгуляться-то. Скопления смертоносных аномалий, заборы из неуничтожимой колючей проволоки (кусачки тут не продают) и пятачки с особо жестким «фоном» грубо подталкивают вперед по незримому коридору.
Не видно проблесков в общении с NPC. В интервью сайту Computer & Video Games пресс-менеджер GSC живописал, сколь силен в их проекте «классический ролевой» подход. Чего изволите: прочитать абзац порожнего трепа, взяться за случайно сгенерированный квест одного из трех типов, поторговать или пустить гражданину пулю в висок? Миссии примитивны до изнеможения; вместо моральных дилемм, интересных заданий и хороших скриптовых перестрелок нам предлагают «убей», «принеси» и «защити идиота, прихлопнув n волн врагов». Выгода почти нулевая. «Экспа» отсутствует, рубли тратить не на что, поскольку самые полезные вещи лежат не на прилавках, а в чужих карманах. Посему лучше истреблять бандитов и свирепых военных…
Однажды командир базы «Долг» дал мне важное поручение: проникнуть в логово анархистов и умыкнуть «бесхозный» гранатомет «Бульдог». Причем о местонахождении оружия знал только повар, любящий заложить за воротник. Набив рюкзак водкой «Казаки», я отправился на дело, ожидая если не поединок умов, то хотя бы забавное состязание «кто кого перепьет?». Допрос длился недолго — для победы пришлось ткнуть в единственно верную реплику раз двадцать подряд. Да уж, классика жанра!
Польза от дополнительных миссий — та же, что от болтиков, призванных обнаруживать аномалии. Сорить металлическим мусором незачем, ибо опасность и так заметна за километр в безлунную ночь. Воздух колышется — значит, огненная ловушка. Убийственная «воронка» похожа на мембрану. Молнии гарантируют электрошок. Другая угроза — голод, возникающий каждые 5-6 часов. Пища не дает ничего, но попробуйте забыть об урчащем желудке, и герой замертво шлепнется наземь, став жертвой слепой любви к реализму.
Косой против Зорких
Если выбросить за борт убогие квесты, скучные тексты, тщетные потуги на RPG и рассматривать S.T.A.L.K.E.R. строго как шутер, полку теплых слов не прибудет. Догадайся GSC в свое время добить останки «открытого мира» и сделать чистокровный FPS — без претензий, с отшлифованным геймплеем, — я бы рукоплескал.
Не срослось. Движок X-Ray Engine, чьи неподвижные веники из тополей и бьющаяся в припадках трава живут бок о бок с параллакс-мэппингом, HDR-освещением и приятными глазу тенями, сумел дотянуться до западных технологий 2006 года. Остальное застряло в прошлом тысячелетии. Дизайн исповедует принцип «развлеки себя сам», швыряя на Меченого толпы свежеиспеченного «мяса». Сколько раз пробежал мимо локомотивного депо — столько раз и воюй. Ближе к финалу подают голос неуклюжие триггеры, и утомительные стычки вырождаются в кровавую бойню (некоторым подслеповатым журналистам чудится, будто скриптов нет вовсе). Едва отдышавшись, мы выходим на тропу к «хэппи-энду», пролегающую сквозь вереницу телепортеров и Эверест трупов.
Сражения надоедают. Они не увлекают, не бросают нам вызов, не дают получить удовольствие от расправы над ненавистным соперником. Широкий (30 с гаком!) выбор «стволов» — браво, хотя обвешаться пулеметами, аки Рэмбо, нельзя: мешают ограничение на носимый вес (50 кг + еще 10 в ущерб бегу) и тесные «горячие» ячейки. Пистолет, «пушка» покруче, пяток артефактов, и точка. Смирившись с прокрустовым ложем инвентаря, натыкаемся на новую неприятность — урон, кучность стрельбы и шанс попадания так хаотичны, словно их определяют киданием кубиков. «Сколько кусочков свинца надо извести на прицельный залп в череп — один или целый рожок?» — вопрос без четкого ответа.
ИИ старается по мере способностей. Вертлявые враги поворачивают корпус на опасные для здоровья углы, прячутся за укрытия и водят хороводы вокруг елок, однако разум, не обученный командной работе, куда слабее того, что мы видели в F.E.A.R. Поэтому читерство их и спасает — меткости негодяев позавидует сам Бьорндален!
Лучшая месть за подобное хамство — поймать электронный мозг на какой-нибудь глупости, благо, тот охотно их совершает. Солдаты в упор не замечают противника или гранату под ногами и манекенами выстраиваются в ряд, убыстряя казнь. Радости, правда, мало. Модели вяло реагируют на ранения и сохраняют опрятный вид даже под шквальным огнем, брызгая кетчупом в скромных для «взрослого» рейтинга дозах. Куцый зоопарк монстров, чей облик не столько пугает, сколько смешит, — не исключение.
По-настоящему страшно лишь в лаборатории Х18, где балом правят не табуны косомордых тварей, а гнетущее ожидание чего-то плохого. Тут S.T.A.L.K.E.R. дает прикурить некоторым коллегам по хоррор-жанру. Тусклый свет, зловещие звуки (жаль, что официально без 5.1), незамысловатая физика бочек и ящиков (предел талантов X-Ray), стильные шейдерные эффекты соединяются на пару минут, завлекая зрителя по ту сторону монитора в первый и последний раз. Именно такие моменты, а не россыпь фальшивых концовок, должны удерживать курсор от кнопки «Uninstall».
Радиоактивный капитализм
Порция онлайн-развлечений позволяет на несколько дней или недель продлить общение с игрой. По сути, режим здесь один — командный deathmatch занимает умы и сердца сетевых бойцов. Загадочная «охота за артефактами» (вариант классического «Capture the Flag») импонирует единицам, а гонять давно опостылевшее «мясо» — себя не уважать. Легкое разочарование возникает еще на этапе выбора «скина». По современным меркам четыре фигурки — это ничто. На редактор GSC поскупилась. Собрать уникального бойца из десятков видов торсов, причесок и трусов можно в трэшевой 25 to Life, но не в проекте, создававшемся почти семь лет.
Следующая остановка — магазин. В S.T.A.L.K.E.R. царит первобытный капитализм. Убил, помародерствовал, прикупил крутое оружие. Пистолеты, автоматы, дробовики, снайперские винтовки… Четкое разделение на «наших» и «америкосов» тоже логично. Причем, если русскоговорящим сталкерам доступны более-менее аутентичные стволы (какая, в принципе, разница, «Абакан» или «Обокан», «Винторез» или «Винтарь»?), то те, кто предпочел встать на сторону наемников, утешаются чисто внешним сходством — подозрительно знакомые очертания сопровождают совсем уж странные и бессмысленные аббревиатуры. Знать, дороги нынче лицензии.
«Прокачка» персонажей оживляет потасовки. Не надейтесь вбухать стартовый капитал в чугунного терминатора и сразу же нагнать страху на окружающих. Начинающий головорез вынужден обходиться «Калашом» и парой мелких пряников вроде карманной аптечки и оптического прицела. Прочее богатство до поры закрыто. «Опыт» начисляется по формуле, суть которой я так и не сумел постичь до конца. Не раз и не два долгожданный уровень настигал меня на хвосте вражеской пули; неужели чтобы стать сильнее, нужно погибнуть?
Вместе с успехом приходит настоящая мощь. Бронекостюм значительно увеличивает живучесть, компьютеризированная ФТ-200М разит неприятеля без промаха — красота. Главное — трезво рассчитать материальные возможности. Комплект супермена стоит недешево. Вам решать, что лучше: трястись за свою драгоценную шкуру, зарабатывая хороший рейтинг «kill/death», или с гиканьем носиться по передовой, точно зная, что уж на автомат денег хватит. Неудачникам, оставшимся без средств, и потомственным жадинам государство выдает жалкий пистолетик и «пособие по безработице». С учетом того, что вокруг валяется немало трофеев, бедность не становится непреодолимой проблемой.
Динамическая смена дня и ночи вносит приятное разнообразие. Кажется, только недавно мы прыгали по залитому солнцем полигону — и уже небо заволокли тучи, полил мерзкий дождик; через 5-10 минут мир окутает тьма, заставляющая спотыкаться о заборы или выкручивать гамму. Впрочем, даже плохая видимость не помешает истинному «кемперу».
Опасность подстерегает там, где ее не ждешь. Нервных «квакеров», привыкших палить во все, что движется, да и просто кретинов, для которых нет большей радости, чем перерезать глотку товарищу по команде, на серверах пруд пруди. Причину следует искать в экономике. «Плюс 400 рублей» за скальп врага («хедшот» приносит дополнительные дивиденды) и… «минус 250 рублей» за убийство своего, при том, что предателю достается оружие, — разве это сопоставимо? Разработчикам стоило бы поиграть в Battlefield 2142. Вот где перевоспитывают виртуальных хулиганов!
Отдельное «фи» хочется высказать за отсутствие руководства в PDF-формате. Прочитать краткую версию правил (без указания конкретных цифр) можно на официальном сайте… Этакие «удобства на улице».
S.T.A.L.K.E.R.: Oblivion Won
Мы верим: многочисленные ошибки, населяющие S.T.A.L.K.E.R. — логические дыры, утечки оперативной памяти и неприязнь к целым семействам видеокарт, — рано или поздно исчезнут. Интерфейс избавится от детских болячек и ненависти к роду людскому. Баллистика придет в сознание. ИИ разучится мухлевать. Звук потечет по шести каналам.
Увы, загубленный потенциал, как и в случае с Xenus, близким родичем «Сталкера», не вернуть. Не шутер и не RPG, селедка с крыльями рябчика, придавленная могильной плитой амбиций. Troika Games на нее нет.
P.S. Просьба к GSC: добавьте в титры благодарность братьям Стругацким. Господа, ваше детище многим обязано «Пикнику на обочине». Зона, артефакты, сталкеры, аномалии, болтики, «Исполнитель желаний»… Ась?
Рецензии пользователейна S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля7
«S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» — игра, которая смогла заинтересовать меня своей уникальной атмосферой и возможностью глубокого погружения в постапокалиптический мир. Хоть я и не был тогда особым любителем подобных игр с открытыми мирами и кучей исследований, решил поиграть из-за сюжета. Было интересно увидеть мир после конца света.
Одним из главных достоинств игры является возможность собирать предметы, артефакты и применять их для улучшения характеристик персонажа. Этот элемент RPG привносит тактическое разнообразие и дает возможность каждому игроку выстраивать свою стратегию выживания в Зоне.
Сюжет игры — один из сильных моментов. Он держит в напряжении, постепенно раскрывая тайны и предлагая увлекательную историю. Здесь чувствуешь себя настоящим сталкером, который борется не только с мутантами, аномалиями и другими угрозами, но и с собственным страхом перед неизвестным. Каждая вылазка вглубь Зоны — это новая встреча с опасностями, где решение может быть только одно: бороться или погибнуть. Помню, как играл в игру и ловил себя уже не первый раз на мысли. Она проста. Когда играешь в игры, где врагами являются люди, то ничего страшного и леденящего душу нет. Просто бегаешь и стреляешь. А вот если в игре есть монстры или какая-то нечисть, то это ужасно повышает градус игры (Поэтому во вторую «Half-Life» я так и не играл). И вот это дикое напряжение, помню, постоянно нарастало, когда предстояла очередная вылазка в Зону.
Зона жива, ее обитатели непредсказуемы, аномалии смертельно опасны, и никогда не знаешь, что ждет за следующим поворотом. Чувство одиночества, смешанное с постоянным риском, буквально пронизывает каждую минуту игры. Музыка и звуковое сопровождение мастерски подчеркивают эту атмосферу, добавляя еще больше реализма происходящему.
Бесконечное изучение мира — это одно из ключевых удовольствий игры для любителей побродить во все новых локациях или прошерстить уже изученные ранее места. Зона настолько хорошо проработана, что всегда есть куда пойти и что исследовать. Открытые пространства, заброшенные здания и тайные уголки манят исследователей. Этот живой мир с переменчивой погодой, уникальными локациями и опасностями создает незабываемую атмосферу, где каждый шаг может стать последним.
Еще одним уникальным аспектом игры является возможность использования артефактов. Они не просто украшают инвентарь, а дают значительные бонусы, влияющие на геймплей. Это добавляет элемент тактики — правильный подбор артефактов может значительно повысить шансы на выживание в опасных условиях Зоны.
Игра балансирует между исследованием мира, выживанием и боевыми элементами. И хотя она не лишена технических недочетов, таких как баги или некоторые не до конца отполированные механики, ее атмосфера и сюжетные линии делают игру особенной. Игрушка легко затягивает, предлагая десятки часов геймплея, которые надолго остаются в памяти.
«S.T.A.L.K.E.R.» заслуживает внимания не только из-за проработанного мира и увлекательного сюжета, но и благодаря возможности влиять на развитие событий. Игрок волен выбирать свои пути, решая, с кем вступать в союз, а кого уничтожать. Отношения с различными группировками добавляют игре глубины, а система моральных решений заставляет задуматься о последствиях своих действий.
В итоге, «S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl» — это игра, которая восхищает своей глубиной, атмосферой и возможностью выбора. Для поклонников жанра и тех, кто любит полные погружения в сюжетные истории, эта игра — настоящий подарок.
Я же в те года не очень любящий нечто подобное, мало что изучил внутри, да и оценку ставлю прямиком из конца 2000-х. Но тайтл без сомнения культовый.
7 из 10
Мне нравится серия S.T.A.L.K.E.R. Она простая, кривая, но атмосфера и живой мир подкупают.
Сталкер это легендарная игра. Одна из тех, о которых либо хорошо, либо ничего. А зная всю историю разработки и появления теней чернобыля удивляешься, как же всё-таки идея может заставить человека к ней идти. И если бы не идеология Сергея Григоровича и придерживание взгляда «пацан сказал, пацан сделал» свет бы так и не увидел этого шедевра, который впоследствии породил вокруг себя целый культ. Серии книг, куча модов и подделок, последователи по всему миру, игра стала целым достоянием. Не зря сталкер считается одной из самых атмосферных игр. Ты будешь проводить в ней месяца жизни, и всё равно будешь возвращаться. Жизнь внутри зоны, её законы и порядок станут для тебя родными. Ты будешь наряду с рядовыми сталкерами бегать в поисках хабара, сидеть и слушать анекдоты с байками у костра. Ты будешь наёмной силой у лидеров группировок, будешь, как и все просыпаться с мечтой – стать чемпионом арены, со временем ты начнёшь осознавать, что «колбасу и батон нынче хреновые стали делать», и начнёшь понимать, что «новичков нынче, как собак нерезаных, и всё-то они лучше стариков знают». За игру ты будешь копаться в чужих тайничках, и думать - где бы ещё консервных банок насобирать, ты научишься «кандёхать веселее». Но самое главное ты вместе с Меченым будешь разбираться, кто же ты есть на самом деле.
Помимо всех развлечений вроде: чехарды с бандитами, отнимания у кого-то оружия, дрессировки собак и плотей, в игре ещё есть и основной сюжет. Он и впрямь интересен. Но ты можешь его пропустить, потому что тебя по нему никто не ведёт, да и без пол-литра в нём не разберёшься. Да и для сталкера-новобранца повернуть не туда и зайти не в ту дверь, это как два пальца.… Ведь сама игра насчитывает 7 концовок и лишь одна из них истинная. Вообще в игре ошибиться это как раз плюнуть. Зашёл не туда - ты враг группировки, убил не того и ты в международном розыске. Это и раздражает, но и в то же время придаёт игре свою изюминку. Ты начинаешь взвешивать каждый свой следующий шаг. Люди, играющие впервые, могут вполне, не понять смыла сюжета, так как уже, как говорило ранее, ты просто-напросто можешь этот самый сюжет пропустить. Но любители Теней Чернобыля, кто раз за разом возвращается на территорию зоны, кто знает тайные тропы, и кто же на самом деле такой Стрелок, знают, что сюжет в игре и впрямь захватывающий. Но даже бывалый Сталкер раз за разом находит для себя что-то новое в игре. Другие проходы, скрытые тайники, сюжетные ответвления, дополнительные квесты, пасхалки, игровые хитрости – в игре всё это есть, как и многое-многое другое, что наверняка при первом прохождении упускается.
Ну а теперь о плохом – это баги и неточности в игре. Баги в этой игре это то, от чего седалище у всех, кто когда-либо запускал эту игру, пылали обжигающим пламенем. К игре выходило множество патчей, каждый из которых не только лечил, но и калечил какую-то из составляющих игры. В итоге лечили-лечили так и не долечили. Неточности и нелогичность же, встречаются в игре на каждом шагу. К примеру: Вот чем вольные сталкеры могут помешать лидеру Долга, «сапоги ему хреновые подсунули» или что? Или торговцы раздающие контракты на убийство направо и налево. Грохнуть очередного торгового представителя – это конечно хорошо, но сам смысл этого действа объясняется очень расплывчиво. Возвращаясь к багам, друзья в игре это условность, ты запросто в любой момент можешь от них маслину поймать. В общем, недоработок в игре тьма тьмущая. К визуализации и музыке вопросов никаких нет. В этом разработчики постарались. Архитектура не везде конечно, но проработана хорошо. А музыка западает так, что с двух нот основной заставки ты сразу узнаёшь игру.
С какой силой тени Чернобыля я люблю, с такой же и ненавижу. Тонны часов, проведённые за игрой, считаю и манной небесной и каторгой, потому что из-за множественных багов и «поворотов не туда» приходилось, раз за разом начинать всё с начала. И каждый раз игра подкидывала мне новые сюрпризы. А так как я приверженец максимально полного прохождения и досконального изучения игры, я каждый раз, скрепя зубами, нажимал на кнопку новая игра. И каждый раз я натыкался на всё новые, и новые тонкости игры. С самого начала знакомства. С далёкого 2008 года и по сей день, я помню каждую фразу, каждый миллиметр и каждый уголок этой игры. И самое главное, я помню первые эмоции, которые у меня были, когда я с диска установил игру, и мой старенький компуктер «потянул» игру и я весь «пропал» в глубинах зоны, эти детские эмоции, эти воспоминания я не променял бы ни на что.
Моя оценка 9,5 из 10 этой игре.
это "Сбоку! Сбоку заходи"
это "Аааа мля, маслину поймал"
Ну и самое главное каждый свой поход стоит детально продумывать. Сколько нужно взять патронов, и какое оружие именно для этой зоны. Решил взять с собой Грозу вместо Калаша, будь готов что в этой зоне 3 твои обоймы закончатся раньше первой же перестрелки и тебе придется выбросить столь дорогое и милое твоему сердцу оружие и подобрать самый обычный и уже слегка потрепанный калаш.
На пути к монолиту нам не хватило 2 бутылки водки, чтобы не сдохнуть от радиации.
Игра дала нам 7 разных концовок
Игра дала нам возможность вступить в разные группировки.
От принятия твоих решений действительно менялось многое.
Игра затягивала тебя в свой мир и поглощала, каждый раз возвращаясь из зоны в уютный лагерь долга, в бункер Сахарова, в Бар 100 рентген я делал вздох облегчения, я действительно выжил, я прошел это задание и только минут через 20 я был готов к новым приключениям.
В игре не было катсцен, большая часть заданий представляло собой целые простыни текста, в игре почти не было сюжета ибо все что ты знал о своем конечном задании это лишь одна строчка в твоем КПК "Убить стрелка", но все это ничуть не умаляет достоинств этой игры.
Я считаю, что каждый любитель стрелялок обязан пройти Сталкера и впитать в себя всю боль, отчаяние и атмосферу зоны.
Рекомендую!
Данная игра является первой в серии, и соответственно самой простой. Главное достоинство этой игры в серии это разнообразие модов и инструментов для создания собственных модификаций, которые можно скачать в интернете. В общем это лучшая игра, которую разработали в Украине.