Светлая тема

Рецензия на игру L.A. Noire

Nobody reads a mystery to get to the middle. They
read it to get to the end. If it's a letdown, they
won't buy anymore. The first page sells that book.
The last page sells your next book.
Mickey Spillane

Вопреки названию, времени и месту действия, L.A. Noire далеко отошла от канонов детективного жанра, высеченных перьями Дэшила Хэмметта, Реймонда Чандлера, Микки Спиллейна и прочих мастеров 1930-х. В главной роли – не частный сыщик-одиночка, а занудный полицейский, чье стремление докопаться до истины похоже на манию. Он не произносит цинично-депрессивные монологи «крутого парня», не сидит в барах, пропивая последние центы, к его ногам не падают штабелями роковые красотки.

Law & Order: Los Angeles 1947

Зато семилетняя история создания L.A. Noire – до боли знакомый рассказ о долгострое. Многократно сорванные сроки, миллионы долларов, слитые в песок, смена издателя на полпути, чудовищная текучка кадров, 100-часовая рабочая неделя, «crunch time» длиной в несколько месяцев, зверствующее начальство… Впрочем, оцениваем мы не закулисную драму (охочим до подробностей рекомендую эту статью), но готовый продукт, который не оправдал возложенных на него ожиданий.

Сильнее всех обиделись те, кто рассчитывал на GTA-клон про Лос-Анджелес 1947 года. И немудрено, ведь город, воссозданный по аэрофотоснимкам и архивным материалам, — не более чем гигантская «потемкинская деревня». Красивые «задники» – ни разу не «песочница», они построены просто в качестве фона для многочисленных роликов. Вы не увидите, как машины шарахаются от безумного водителя, летящего по встречной полосе, не улыбнетесь забавным уличным сценкам, не услышите гомон толпы. Сорок побочных заданий на поимку мелких преступников коротки, шаблонны и примитивны, автомобили ездят с грацией мыльниц и частенько встают, уткнувшись носом в, казалось бы, хлипкий заборчик.

К счастью, поездки тут не навязывают. Уберите километры мертвого мегаполиса, насквозь скриптовые погони, неуклюжие перестрелки, и взору предстанет вполне традиционная адвенчура. Детектив Коул Фелпс идет по стопам коллег из Police Quest и Law & Order. Он пристально осматривает места преступлений, полагаясь, правда, не на курсор, а на музыкальные подсказки и геймпад, вибрирующий рядом с вероятной уликой. Разговоры со свидетелями и подозреваемыми обставлены как в Phoenix Wright. Можно принять показания на веру, попытаться выжать детали или поймать человека на лжи, вытащив неоспоримый факт из записной книжки.

Собственно, в допросах и заключена суть. Ради них Team Bondi прибегла к дорогой технологии MotionScan. 32 камеры сканируют голову актера во время исполнения роли, после чего программа превращает терабайты данных в потрясающе анимированную 3D-модель. Кинематографу подобная методика не в новинку; в играх же L.A. Noire – пионер. Результат стараний впечатляет, особенно когда на экране мелькают лица из Mad Men, ER, Friday Night Lights, Fringe, Lost и других популярных телесериалов.

С первого дубля

Дорогостоящая MotionScan и огромный актерский состав были брошены на сверхидею – по замыслу авторов, мы должны внимательно следить за мимикой собеседника. Бегающий взгляд, поджатые губы, нервные кивки… К сожалению, на практике эта затея лишь вредит следствию. Даже когда визави явно перебирает с эмоциями, тяжело понять, кривит ли он душой, нагло врет или просто волнуется. MotionScan еще не настолько совершенна, чтобы целиком передать палитру лицевых движений.

Туманные реплики, порой лишенные всяких зацепок, окончательно повергают в смятение. Всем, кто считает «колесо» Mass Effect издевкой над здравым смыслом, нужно изучить железобетонную вилку «Truth/Doubt/Lie». Нажимая кнопку, никогда не знаешь наверняка, куда вильнет сценарий и не спутает ли Фелпс ваши козыри следующей фразой. Обратного пути нет – L.A. Noire не дает переспрашивать, менять варианты на ходу и загружать «сейвы». Слово – не воробей, и неверный выбор напрочь перекрывает дорогу к удачной развязке дела (равно как и пропущенный ключевой предмет). Возжелали второй дубль – тыкайте в «Restart». При этом жесткая логика подразумевает только один правильный ответ, если надо оспорить чьи-то слова. Без разницы, что в блокноте есть две-три подходящие версии, – авторы заставят гадать на кофейной гуще… или задействовать «интуицию».

Intuition points – встроенная система спасения от тупиков. Например, за 1 балл вам подсветят важные зоны на карте. В диалогах предлагают помощь в духе викторины «Кто хочет стать миллионером»: убрать лишний пункт или «спросить у зала» – игра покажет, как распределились голоса публики. Но подсказками лучше не злоупотреблять. Драгоценные очки выдают поштучно при достижении нового уровня (всего их – 20; опыт, в свою очередь, капает за допросы, выполнение мини-заданий и сбор коллекционного барахла).

С другой стороны, стоит ли надрываться? Худшее, что грозит Фелпсу за халатность, – гневный окрик капитана да единственная «звездочка» из пяти в итоговом рейтинге. Пусть эпизоды образуют цельное повествование, наши сознательные поступки не влияют на дальнейшие события. К тому же дело провалить нельзя, а шанс ошибиться и упрятать за решетку невиновного выпадает нечасто. Список подозреваемых обычно состоит из одной фамилии, что убивает всю интригу.

Кто подставил Коула Фелпса?

Увы, чем выше Коул поднимается по карьерной лестнице, тем больше недостатков отравляют удовольствие от L.A. Noire. Четыре миссии в звании патрульного офицера, обучающие азам, и первая глава в дорожной полиции не предвещают дурного, пока героя не переводят в убойный отдел. Тут разработчики выстреливают чередой странных случаев, где схожи жертвы, обстоятельства, способ убийства, следы ботинок 38-го размера, загадочные послания, начертанные на теле губной помадой… То бишь, за вычетом некоторых деталей, мы несколько раз кряду решаем одну и ту же загадку. Увлекательно!

Фелпс хмурит брови, догадываясь, что в Голливуде орудует маньяк, озвучивает мысли напарнику-пофигисту, готовому списать что угодно на банальное совпадение, но все равно сажает в тюрьму мужей, бойфрендов и воздыхателей погибших дам. Ах, если бы он увидел вступительные заставки к этим эпизодам, где четко показывают киллера (причем анфас)! «Видеоспойлерами» травят и позже, в отделе по расследованию поджогов. Кто из трех слесарей-газовщиков взрывает дома? Да никто. Ибо вот он, настоящий злодей, планирует очередную гадость, и одет он совсем не так, как наши подозреваемые.

Хотя многие и сами сообразят, кому помешала чужая недвижимость, благодаря газетам, разложенным в приметных местах. Страницы книги Алана Вейка, сообщавшие, когда мы будем пугаться, бледнеют на фоне изобретения Team Bondi. Каждая передовица представлена сценкой, срывающей покровы с основной тайны. Если не хотите знать, откуда в Лос-Анджелесе взялась крупная партия чистого морфия и что уготовано Фелпсу в конце третьего акта, не читайте американскую прессу.

Вершина метаний – финальные миссии. Словно осознав, что битых 20 часов мир вращался вокруг, пожалуй, самого унылого типа из всех, что населяли творения Rockstar после GTA 3, Team Bondi забывает про пустышку Коула и выводит на подмостки нового персонажа. Да такого, что от досады дух захватывает. Дерзкий, остроумный, плюет на законы (не то что буквоед Фелпс!), величает девушек «принцессами» и флиртует перед лицом смерти – вот ему-то и надо было ловить серийных маньяков да обличать коррупционеров. Жаль, кавалерия прискакала слишком поздно.

Добивающий удар наносит случайная находка, сделанная в полуразрушенном смотровом зале киностудии, разорившейся шесть лет назад. Герой включает чудом уцелевший проектор и видит запись встречи высокопоставленных подлецов, обсуждающих хитрый план по «распилу» денег. Кто запечатлел и оставил без присмотра столь ядреный компромат? Почему он смонтирован как документальный фильм? И ведь это еще не самый бредовый момент…

Жизнь на изнанке

L.A. Noire подобна Лос-Анджелесу – сквозь напускной блеск технических свершений, богатых декораций и якобы высокой интерактивности проглядывает пресноватая адвенчура с дырявым сюжетом, деревянным главным героем и следами тупых ножниц. Вдыхая разреженную атмосферу 40-х, трудно не задуматься над тем, как поступила бы с проектом более талантливая, слаженная команда. Надеюсь, Team Bondi найдет смелость заметить и устранить изъяны, работая над неизбежной L.A. Noire 2.

Поддержка технологии NVIDIA 3D Vision: 8 из 10

В целом, стереорежим PC-версии можно назвать идеальным, если бы не резкое падение производительности при использовании высоких разрешений, максимальных настроек и сглаживания. Поскольку скорость игры ограничена 30 кадрами в секунду, провалы до 15 единиц очень заметны. Ситуацию исправляет понижение разрешения и настроек, так что придется выбирать — либо качественное стерео, но проще графика, либо наоборот. Оборудование для тестирования технологии предоставлено компанией NVIDIA.

Рецензии пользователей
на L.A. Noire5

9/10
Выдающийся детектив с проблемной ПК-версией.
Долго думал, насчет того, заслужила ли игра того внимания тогда и сейчас. С одной стороны есть большие грехи в целом с геймплеем, но с другой стороны игра изначально позиционировалась как интерактивное кино и как полноценная детективная история. С самого начала и до конца тянется кусочком по кусочку основной сюжет который складывается в одно и от этого получаешь сильный кайф, но к сожалению, второе прохождение через большой промежуток увы не выйдет, игра достаточно хорошо запоминается. Очень крутой эксперимент который в итоге вышел одной из лучшей AAA в этом направлении до сих пор.
«Проверено временем»
«Ну и концовка!»
8.9/10
Ничего особенного, просто ещё один шедевр от Rockstar. Сейчас, в 2020 году, мне вообще трудно представить себе провальную игру, к которой касалась эта студия. Может быть когда-то и было такое, но за последние 10 лет я получил от их игр такое количество эмоций, что трудно вообразить.
L.A. Noire представляет собой экшн-адвенчуру в лучших традициях серии GTA, но с некоторыми ограничениями и дополнениями, из-за которых (благодаря которым) сравнения с GTA кажутся лишними -  L.A. Noire по своей атмосфере и стилистике абсолютно другая. Здесь мы берём в свое распоряжение детектива Лос-Анджелеса 1940-ых годов, и это не просто сюжетная условность: этот город живёт, пропитан жизнью и смертью, пропитан потрясающей атмосферой, вызывает ностальгию и приятное послевкусие даже у людей, которые всю свою жизнь провели на другом конце земного шарика. Кстати несмотря на свою очень интересную и необычную геймплейную составляющую, я считаю главной особенностью этой игры именно атмосферу, которая создаётся из тысячи различных деталей. На углу такой-то стрит и такого-то бульвара совершено преступление, нужно выехать на место, Андрюха, по-коням. Пока мы едем на место, можно насладиться звуком лос-анджелесского гремящего трамвая (видимо да, трамвайная сеть в ЛА 40-ых была более развитой, чем в 21 веке любого города России, такая вот ирония), наблюдать и изучить настоящую историческую архитектурную достопримечательность, многие из которых остались на своих местах и по сей день, сесть в один из реально существовавших Бьюков или Линкольнов, и вот это вот всё, от чего лично я испытывал восторг, подобный которому некоторые люди испытывают от посещения настоящих музеев. 
И всё же несмотря на максимальную степень погружения в атмосферу Лос-Анджелеса 1940-ых годов мы имеем ещё и очень интересный сюжет, непростого главного героя (с историей которого мы будем знакомиться с самого начала игры до самого конца), и действительно интересную геймплейную находку, которая не позволит игроку расслабиться во время игры - L.A.Noire не про это. В игре присутствует действительно впечатляющая лицевая анимация, сыгранная реальными актёрами (минимум десяток из которых я узнал лично), и именно по эмоциям актёров мы должны распознавать ложь или даже просто сомнения персонажей, которых мы допрашиваем. Пожалуй именно это является главной и интересной фишкой игры (и кстати самым сложным геймплейным элементом), и она не надоедает. Она просто не успевает надоесть, потому что по всем канонам GTA в каждой миссии у нас есть и различные погони, и перестрелки, и иногда они умудряются удивлять, а не просто развлекать (перестрелки с инженерами самого Говарда Хьюза? Погоня за угнанным трамваем? Да пожалуйста). 
Учитывая вышесказанные пункты, в числе которых весьма глубокий и интересный сюжет в качестве вишенке на торте (без огромных коррупционных схем не обойдётся, не переживайте), мы получаем не только одну из самых лучших игр 10-ых годов, но и одну из самых оригинальных. 
P.S. И да, в игре не было бы настолько потрясающей атмосферы без такого безупречного саундтрека в стилистике джаза третьего потока, кул джаза и даже дарк джаза, который нашёл своё развитие уже только в 80-90-ых (спасибо Твин Пиксу и Анджело Бадаламенти). Насколько особенной выглядит сама игра, настолько особенным кажется и саундтрек к ней.
Больше…
У меня СУХОФРУКТ от этой игры. Толи английского не хватает, толи у разработчиков логика очень сильно расходится с моей. Вообще не могу предсказать результат, а методом тыка в такое играть удовольствия вообще никакого. Когда-нибудь попробую на русском ещё раз.
Хорошая игра в детектива , всё идёт достаточно хорошо до перехода в отдел нравов . Я уже начинаю игру во второй раз и мне всё время хочется её дропнуть после перехода в этот ужасно скучный отдел . Эти нудные хождения допросы , а слежка в последних миссиях просто убивает , в это становится ужасно скучно играть и хочется что бы это дело поскорее закончилось . Конечно игра поражается своей лицевой анимацией , прям живые люди смотришь и думаешь блин я же точно так же делаю своим лицом , фак мой мозг . В плане повествование это конечно похоже на некий сериал современности , по моему мнению и большинству других думаю лучше всего проходить по 1-2 делам в день днём и вечером , что бы было прям кино кино .
«Взрыв мозга»
«Проверено временем»