Зарегистрированные пользователи получают AGold за вход на сайт и тратят их на покупки в любых играх на платформе.
Присоединяйся!
Детективу Себастьяну Кастелланосу отрубили голову огромным тесаком примерно на пятой минуте игры. Неожиданное начало. Одно неосторожное движение — и… хороший урок: не каждого врага можно уничтожить. С некоторыми вообще не стоит связываться, а лучше уносить ноги.
Кастелланос, приехавший по вызову в психиатрическую больницу, довольно быстро оказывается в самом настоящем кошмаре. Повсюду бродят зомби (здесь их называют одержимыми), стены щедро заляпаны кровищей и увешаны потрохами, а для прогулок предложены исключительно подвалы, склады и прочие больничные задворки. Время от времени действительность начинает нервно ерзать, интерьеры меняются на глазах, и многострадального детектива выбрасывает в совершенно иное место: из психушки — в древнего вида деревеньку, из церкви — в разрушенный город. Прочие действующие лица то вдруг появляются ниоткуда, то так же внезапно удаляются в никуда. Раз за разом мы бредем из начала в конец очередной локации с непонятной целью. Поначалу это сбивает с толку, но постепенно становится ясно, что перед нами — очередное путешествие по закоулкам сознания. И сознание это, отравленное яростью и ненавистью, ничего хорошего нам не сулит.
В последние годы мы привыкли к хоррор-играм, пугающим не атмосферой, а внезапными появлениями монстров или резкими звуками. В The Evil Within все наоборот: враги заранее предупреждают о своем появлении. Простые одержимые обозначают себя рычанием и хриплыми стонами, а на экране появляется бегающий глаз — индикатор заметности. Душегубы посерьезнее почти всегда сперва продефилируют поодаль, дадут себя рассмотреть. Предупрежден — значит вооружен? Как бы не так.
Вот мы в старинном особняке, родном доме главного злодея (из его личности особой тайны не делают — мы видим его в самом начале истории, а задолго до середины уже знаем по имени). Уютный домашний полумрак. Запыленные коридоры, заброшенные комнаты, потускневшие картины. Если не обращать внимания на массу ловушек и одержимых, вроде и опасаться нечего. Однако периодически экран начинает выцветать, в общий звуковой фон вплетаются тихие шипящие звуки — это значит, что к нам неспешно приближается сам Рувик, бессмертное зло, убивающее одним касанием. Вот его рука тянется к плечу Себастьяна…
Главное настроение в этой игре — даже не страх, а обреченность. Непрестанная изматывающая тревога, мутное, беспросветное, давящее бессилие перед несокрушимым антагонистом. Это в его воющем от боли мире мы отчаянно барахтаемся, пытаясь выжить, но каждая победа — лишь булавочный укол, и потребуется не один час и не одно открытие, чтобы пробить хотя бы крошечную брешь в его защите. А пока же он всесилен и играет с нами, словно злой суперкомпьютер в старом хорроре I Have No Mouth, and I Must Scream. Тягучие, как слипшиеся кишки, блуждания по темным тоннелям по колено в крови, отчаянное лавирование между препятствиями на бегу, смыкающиеся стены и лабиринты из взведенных ловушек… Мир в любой момент может дрогнуть и измениться. Никогда не знаешь, что ждет тебя через минуту. И вдруг ты осознаешь: страшно открывать очередную дверь.
Детектив Кастеллано слаб и одышлив. Даже рядовой недруг всего парой зуботычин способен отправить его на перезагрузку. Сам же этот недруг притом спокойно выдерживает несколько выстрелов в голову: уже полбашки разнесло в труху, а он все ковыляет. Он все ковыляет, а патроны-то уже кончились! Топором или факелом можно прикончить противника одним ударом, но оружие это редкое и одноразовое. Одержимые медлительны и неуклюжи, но далеко не тупы. В рукопашном же бою Себастьян катастрофически слаб: при изрядной проворности он сумеет справиться разве что с одним подраненным противником. Появление второго сразу ставит крест на подобных попытках.
Наш детектив — не супергерой, он обычный человек. И цель его — не искоренить всех монстров, а просто выжить и выбраться из этого кошмара. Поэтому самая эффективная тактика — это избегать прямых столкновений с заведомо более сильными противниками. Бросить найденную бутылку и пробежать, пока одержимый отвлекся на шум. Спрятаться в шкафу, под кроватью — где-нибудь, где монстр не заметит. А если тот отбился от стаи — подкрасться сзади и воткнуть нож в темечко. Как только ты отказываешься от попыток устроить рестлинг с зомби, как все сразу становится на свои места. Уровни спланированы так, чтобы можно было перебегать, прятаться, обходить и отлавливать врагов поодиночке, как в заправском Hitman. Прятаться в засаде, выжидая удачный момент, а если что-то пойдет не так — мчаться через всю карту к спасительному шкафу. И раз за разом, умирая и возрождаясь, подбирать тактику к каждому боссу и маршрут по каждому залу.
Со временем появляется более мощное оружие, но использовать его приходится крайне бережно: на изобилие патронов и болтов для арбалета можно не рассчитывать. Зато можно пользоваться «особенностями местности»: местные ловушки так же охотно срабатывают на одержимых, как и на нашем герое. Надо только аккуратно организовать их встречу. Если поджечь валяющийся труп, то от него загорятся и те, кто оказался достаточно близко. Для этой же цели сгодится стог сена или масляная лужа. Надо ли говорить, что спички тоже не бесконечны?
Собирая на уровнях баночки с зеленым гелем, можно улучшить тактико-технические данные героя: добавить здоровья, усилить оружие и расширить карманы настолько, что в них будет умещаться не пять патронов, а десяток-другой. Но даже при этом умение прятаться, уклоняться от встреч и вовремя давать деру позволит выжить гораздо лучше, чем попытки играть в The Evil Within как в шутер.
От легендарного гейм-дизайнера Синдзи Миками ожидали возвращения «истинного» survival horror — игры, которая виртуозно соблюдет баланс между экшеном и ужасом. В какой-то мере ожидания оправдались, однако шедевра, который задаст тон жанру на многие годы вперед — подобно Resident Evil 4 того же Миками, — все-таки не получилось. Получилась просто качественная игра с превосходной художественной постановкой, великолепной звукорежиссурой и досадными техническими погрешностями. Что ж, возможно, у другого легендарного гейм-дизайнера survival horror выйдет более «истинным».
Ян Масарский
Где-то ближе к середине игры я понял, что это все, конечно, очень мило, стильно и атмосферно, но никаким выживанием тут не пахнет. Вопреки тому, что описала Светлана, в The Evil Within вполне можно бегать с дробовиком наперевес и не заморачиваться стелсом вообще. Тупо вкачиваешь «критические попадания» — и половина одержимых ложится с одного хедшота. Вторая половина — с двух. Патронов экономится уйма, девать некуда. Просто какой-то Dead Space 3, извините.
Уровень сложности «выживание» явно не рассчитан на человека, который 20 лет играет в шутеры — об этом на форумах нытья не меньше, чем о зафиксированной кадровой частоте или неудобном формате экрана 2.35:1. Проблема в том, что изначально уровней сложности всего два, и «выживание» — самый высокий. Решение, к счастью, нашлось — Светлана любезно скинула мне файл своего профиля, в котором после прохождения был открыт третий уровень сложности: «кошмар». И — о чудо! — The Evil Within заиграла новыми красками.
Одержимые медлительны и неуклюжи? Черта с два! Одержимые проворны и сообразительны! Обманные маневры, стремительные рывки — это уже не покорные мишени, ждущие, пока ты их нашпигуешь свинцом. Вот только что у тебя было все хорошо, а вот уже чья-то подгнившая пятка втаптывает твое лицо в грязь — и это был всего лишь один увернувшийся от хедшота засранец. А уж каково было мое удивление, когда одержимый с торжествующим рыком выковырял затаившегося детектива из-под кровати… Отведай-ка Зла неразбавленным, дружок!
В геймплее появляется благородный садизм а-ля Dark Souls. Чуть где поторопился, зазевался или проявил невнимательность — сразу полздоровья в минус. Просто так сохраниться нельзя — тут ведь это целое путешествие, — поэтому цена ошибки высока. Можно легко облажать добрые полчаса игры. Волей-неволей начинаешь пристально рассматривать интерьеры — где ловушки, где пути к отступлению, где можно спрятаться. Получается совсем другой темп, и — деваться некуда — атмосфера медленно, но верно добирается до твоих нервов. Подумать только, как источник света, расположенный на уровне пояса, способен сделать жутким практически любое помещение.
Для особо охардкоренных есть, кстати, еще четвертый режим, где Себастьян погибает с одного удара. Вопрос лишь в том, что это за дурацкая манера такая в последнее время — блокировать высокие уровни сложности на старте. Что, человек, по ошибке сунувшийся на ultra hard вместо casual, не сообразит, что надо выбрать другую опцию, и побежит сдавать игру в магазин? Почему вы, господа, так уверены, что у меня есть лишние 15 часов просто на то, чтобы подстроить вашу игру под мои нужды? Имейте совесть.