Светлая тема

Рецензия на игру The Talos Principle

Еще до релиза The Talos Principle прослыла чем-то вроде новой Portal. Хорватская Croteam, 15 лет исправно клепавшая шутеры про Крутого Сэма, вдруг решила конкурировать с игрой, перевернувшей наши представления о жанре пазлов. Вопреки своей «легкомысленной» репутации, хорваты явно были настроены серьезно и даже позвали на помощь двух звезд инди-сцены: Тома Жубера (Penumbra, FTL, The Swapper) и Йонаса Киратзеса (Infinite Ocean, The Sea Will Claim Everything). В итоге, как ни сложно в это поверить, у них и в самом деле получилась игра не хуже Portal.

Хитрый план

Portal в свое время продемонстрировала, как довольно простая (но от этого не менее гениальная) идея с порталами обретает сложность и разнообразие, попадая в живую игру. Для многих Portalстала не просто серией головоломок, а чередой приятных сюрпризов: «Ого, тут и такое бывает?» Вместо того чтобы постепенно вводить в игру все новые и новые элементы, авторы ограничилась только концепцией порталов, но это не помешало им удивлять игрока снова и снова. И хотя в The Talos Principle больше элементов, чем в Portal, обе эти игры работают по схожим принципам. Croteam быстро выкладывает карты на стол и ничего не прячет в рукавах. Никакого трюкачества, только мастерство.

Каждый пазл The Talos Principle — это отдельный полигон. Наша задача — изучить механизмы, которые там находятся, и понять, как с их помощью открыть ворота, ведущие к следующему полигону. Инструментарий героя невелик. «Глушилки» выводят из строя силовые поля, турели и прочую технику. Призмы перенаправляют лазерные лучи, которые активизируют всякие переключатели. Вентиляторы помогают передвигать объекты. Наконец, кубы удерживают напольные кнопки в нажатом положении и служат подставками для любителей перелезать через заборы.

Игра быстро раскачивается и заставляет как следует напрячь серое вещество уже после нескольких пазлов. Вопрос «что делать?» не возникает почти никогда — ты заходишь в комнату и сразу понимаешь, что к чему: сюда надо направить луч, здесь зажать кнопку и так далее. Но вот как это сделать — та еще шарада. Например, некоторые устройства иногда нужно использовать не по назначению — кто бы мог подумать, что лопасти вентилятора можно открепить и положить на переключатель в качестве груза!

«Обычные» пазлы, составляющие сюжетную линию, сложны, но не слишком. Зачастую решение приходит ровно в тот момент, когда ты уже готов биться головой об стену, словно авторы специально ждали этого момента. Если же пазл действительно не дается, можно пойти в другую зону и решить другую задачку — игра нелинейна. Если же, наоборот, головоломки кажутся слишком простыми, можно взяться за усложненные загадки, где помимо продвижения из локации в локацию надо еще и собирать специальные звезды. Тут игра действительно плавит мозг: придется не только искать тайные переключатели, но и думать, как заставить элементы разных локаций взаимодействовать между собой. И параллельно со всем этим еще и зачастую скрываться от огня турелей. Хорошо все-таки, что «звездный» режим опционален!

Запуская The Talos Principle, ожидаешь, что игра закончится через пару вечеров, как та же Portalили Antichamber. На практике же игра уверенно перемахивает отметку в 10 часов и даже не думает на этом заканчиваться — хронометраж приближается к 20 часам. К сожалению, это иногда сказывается на качестве пазлов — вместо новых головоломок Croteam периодически подкидывает просто вариации задачек, которые ты уже решал. Но это, пожалуй, единственная претензия, которая у меня есть к ее головоломкам.

Пазл в пазле

Магия The Talos Principle не сводится к одним только пазлам: игра предлагает поломать голову еще и над своим сюжетом — как раз для этого Croteam и пригласила Жубера и Киратзеса. Хотя авторы и прибегают здесь к избитому приему с амнезией — герой появляется в непонятном мире и начинает выполнять указания некоего голоса сверху, — интрига все равно работает. Дело и в личности героя, и в окружающем мире, и в бестелесном голосе — The Talos Principle мастерски манипулирует деталями, и ты снова и снова задаешься вопросом: «Что же тут происходит?».

Я рискую зайти на опасную территорию спойлеров, поэтому ограничусь лишь намеками. Почти все, что вы увидите в The Talos Principle окажется не тем, чем кажется на первый взгляд. Когда главный герой впервые тянется к терминалу, и в кадр попадают его руки, ты понимаешь, что тут что-то не так — игра при этом молчит. Почему футуристические турели, силовые поля и терминалы оказались в антураже античного мира? Реально ли происходящее вокруг, или мы попали в аналог Матрицы? Если так, то чего хочет обладатель закадрового голоса и почему мы должны его слушаться? Игра быстро трансформируется из простого «наследника Portal» в размышление о природе бытия и человеческой воли, ловко вплетая в повествование мотивы из библейской истории об Адаме и Еве.

По сути, секрет мира The Talos Principle — это метапазл, скрепляющий все остальные головоломки на пути героя. Именно он дает дополнительную мотивацию идти вперед и не сдаваться перед сложными испытаниями. Да, порой ты уже готов отчаяться, но любопытство всегда берет верх. И Croteam грамотно подогревает это любопытство все новыми вопросами и ответами. Каждый новый терминал с архивами информации и перепиской таинственных персонажей будто говорит тебе, что все испытания были пройдены не зря, но, говоря языком другой игры, принцесса находится в другом замке — надо продолжать движение.

***

The Talos Principle была бы вполне достойной игрой и без сюжетных фокусов. Она заставляет включить голову, но не перебарщивает со сложностью, ее ритм выверен, и плюнуть и махнуть рукой не получается при всем желании. Запустить ее стоит хотя бы ради тех моментов, когда ты, перепробовав, казалось бы, все решения, наконец-то находишь правильное. Как это и бывает с лучшими играми-пазлами, в голове у тебя что-то щелкает, и ты восклицаешь: «Как же я раньше не догадался?!».

Однако поклонникам высоких материй The Talos Principle доставит дополнительное удовольствие. Пусть авторы и используют здесь знакомую палитру, им все же удалось написать увлекательное полотно, которое также заставляет включить голову — на сей раз уже в философском ключе. Жаль только, что без логотипа Valve в заставке игра вряд ли найдет настолько же широкую аудиторию, как Portal.

 

Рецензии пользователей
на The Talos Principle2

Однообразненькая головоломка в очень лениво скопипащенных ассетах крутого сэма. Самое смешное - что я то и дело натыкаюсь людей, восхвалающих "богатый визуал" этой игры :D 
«Страшная как моя жизнь»
«Я и то лучше сделаю»
Невероятный шедевр! Со стороны, сложно разглядеть о чем пойдет речь в игре. Поэтому долгое время я пропускал ее, но прочитав хорошие отзывы, начал прохождение. По началу, выглядит все как и казалось - головоломка с некой загадочностью, закадровый голос, намеки на древние мифы. Проходит обучение, задачи кажутся крайне легкими, механика также проста, и раскрывается постепенно, все добавляя новые грани загадкам. Параллельно с этим, закручивается сюжет, и становиться не просто фоном, а основой, невероятно интересным, еще более многослойным чем можно было представить. А учитывая жанр, так и вообще удивляет. Для игры, придумана невероятная история, с подтекстом, глубочайшим философскими рассуждениями, открытиями, аллегориями и отлично вплетенным драматизмом.

Мир игры разбит на тематические локации, в каждой свой стиль, и каждая привносит в механику что то новое. Вам не наскучит, на протяжении всей игры вы обучаетесь чему то новому, и открываете сюжет с новой стороны.

По мере прохождения загадки становятся все сложнее, все проходить не обязательно, но что бы узнать детали игрового мира, лучше познакомиться с сюжетом, желательно пройти все испытания. Дело в том, что историю нам подают в основном через сообщения на терминалах, часть из них не составит труда найти, но для поиска остальных придется потрудиться. Хоть загадки и становятся труднее, вы все равно получаете удовольствие от прохождения очередной "комнаты". В какой то момент ловишь себя на мысли что пройти это невозможно, но подумав еще и еще, приходишь к решению, какие бы задачи не ставила игра, их приятно проходить.

Тем временем история набирает обороты, ведя глубокие рассуждения на фундаментальные темы, и ты, осознаешь сколько вопросом можно перед собой поставить, о которых раньше не задумывался. Игра перерастает из хорошей головоломки, в притчу, с невероятной историей, в которую я с огромным интересом погрузился и прошел за несколько вечеров. Рекомендую для тех кто ценит интересное повествование и хорошо продуманные и разнообразные головоломки.
Больше…
«Взрыв мозга»
«Недооценённая»