Светлая тема

Обзор Disco Elysium
Шедевр
от Sergei Knish

Уникальный опыт

Другие рецензию6

Я любил заглянуть в крошку-церковь в Сен-Санс.
Крошка церковь мала, хоть бывала побольше.
Небольшая река там журчит между скал.
Как сестрицу ее обнимают утесы.
Я там часто бывал. За церквушкой трава.
Я там счастлив бывал и хотел бы остаться.
Но теперь ты один. И все в жизни пусто.

Веки - словно створки старого, насквозь пронизанного ржавчиной лифта. Их не открыть. В голове - путаница из мыслей, создающих невообразимый хаос. Их не постичь. Я мертв? Или жив, но все равно что мертв? С трудом, но мне удается ворваться в этот мир. Наконец, бесформенное нечто формируется в грязную, полуразрушенную комнату. Где я? Что я? Столько вопросов и столь мало ответов. Я вижу дверь. Возможно за ней, то, что я ищу. Значит, вперед!

За последнее время, вышло достаточно игр, которые либо позиционируют себя, как RPG, либо включают в себе некоторые элементы ролевых игр. Тем не менее, упор разработчики в подобных играх делают на экшен-элементы и постановку. Эстонская студия ZA/UM в свою очередь дает четкий ответ на то, какой должна быть настоящая RPG - с глубокой и небанальной ролевой системой, выверенным литературным текстом, обилием превосходно написанных квестов и очерченных широкими мазками персонажей. Несмотря на то, что в Disco Elysium хватает технических огрехов и долгих загрузок, а детективная история не дает возможности самому приблизиться к развязке, игре удается главное - погрузить игрока в свой мир, развлечь, позволить немного погрустить, и главное - задуматься. О неотвратимости судьбы, о скоротечности человеческой жизни, о том, как важно жить так, чтобы потом ни о чем не жалеть. Один из самых запоминающихся игровых опытов за последнее время.

Я стою на краю лодки. За штурвалом - надежный и ставший близким другом человек. Впереди - скрытый за пеленой тумана остров. Волны разбиваются насмерть о скалы. Что ждет меня на этом клочке земли? Ответы. Осталось совсем немного. Скоро правда распахнет все двери. Скоро - Disco Elysium.
Больше…
«Взрыв мозга»
«Не могу перестать играть»
Игра подойдет для ценителей неторопливого геймплея. Если задуматься, то в игре поднимаются серьезные темы, которые пропитаны серой моралью, но для каждого вывод будет свой. Персонажи прописаны хорошо, некоторые тебя раздражают, к некоторым ты проявляешь жалость, а некоторые вызывают симпатию. Музыка уносит тебя в Ревашоль и ты еще сильнее погружаешься в происходящее. Но все же, игра подойдет не всем геймерам, нужно набраться терпения и вчитываться в каждый диалог, а их в игре огромное количество. В общем и целом, ставлю 7 танцоров диско из 10.
«Ещё один ход»
Не люблю в играх кубики и читать, но в этой игре... в этой игре всё почему-то по другому, если во всяких рпг ты раскачивашь персонажей, фармишь шмот и потом сливаешь их от неудачного броска кубика, а потом перезагружаешь, а потом опять перезагружаешь и еще раз перезагружаешь, то тут ты проваливаешь проверку и смотришь: "а что будет с персонажем?", "а что произойдет на экране?", "мне отнимут дух или просто оскорбят?". Я не знаю почему, но это интересно, ты сидишь и читаешь это всё, можно поставить диалог на паузу и уйти (тут всё же идёт время), а во время игры думаешь: "в следующий раз буду проходить через грубую силу или через логику". РПГ без битв, визуальная новелла без соплей. Шедевр только из-за необычно и удивительной подачи игры
«Взрыв мозга»
Многие хвалят за “Disco Elysium” за  необычность и оригинальный игровой процесс. Мол, смотрите: в RPG нет боевой системы и все статы влияют на диалоги! В целом-то это не редкость. Вспомнить хотя бы недавнюю “Torment: Tides of Numenera” (типа наследник «Planescape: Torment”). Игра, которая на 95% состояла из диалогов, а боёвка там была рудиментарная и очень своеобразная. Помогло это ей? “Torment: Tides of Numenera”, в отличие от "Disco Elysium", не получил народной любви. В отличие от своего папани "Planescape: Torment” - одной из величайших ролевых игр всех времён. И знаете что? У “Disco Elysium” встать с упомянутой классикой на один пъедестал. “Disco Elysium” сразу моментально обрёл культовый статус, получил гору наград, похвалу от критиков и игроков, разбежался на цитаты и мемы... Короче, хитяра! Почему?

Я не зря вспоминал "Planescape: Torment". Структурно игры очень похожи. Мы имеем безымянного протагониста, которому наглухо отшибло память. Герою дан шанс начать жизнь с чистого лица. И вот кем он станет - это зависит от действий игрока. Злодеем? Героем? Звездой рок-н-ролла? Безвестным наркоманом? Вы собираете личность персонажа по частям. При этом что-то можете отбросить, а что-то оставить. Подобно Безымянному протагонист “Disco Elysium” частенько что-то вспоминает из своей прошлой жизни. Но лишь игроку решать - примет ли он эти воспоминания или отбросит, воспользовавшись шансом создать новую жизнь. Пожалуй, чем “Disco Elysium” от "Planescape: Torment” геймплейно, - это отсутствием боевой системы. Ну, забегая вперёд, бои в игре таки есть, но они так же построены в виде диалогов.

Но, отбросим старое. Поговорим о «Disco Elysium”. Дело не в жанре, не в уникальности геймплея, ни в чём-либо ещё. Это просто хорошо написанная и интересная игра... Хорошо написанная? Да она офигенно написанная!

Сценаристы игры не занимаются графоманией. Игра не душит ненужной художественностью. Каждое описание для чего-то нужно. Каждый диалог к чему-то ведёт. Да тут обычный осмотр мусорной урны за три не длинные реплики может превратиться либо в комедию, либо в маленькую драму... А может и не превратиться, если игрок решит отыгрывать прагматичного зануду. И отдельный респект за персонажей. Все они колоритные, интересные, со своей мотивацией, со своим характером... Может ты и не запомнишь их имён, но образ наверняка застрянет в голове. И не будет потом вопросов «Так! Забыл... а это кто вообще?»
Вторым козырем игры является её атмосфера. На это абстрактное понятие работает вся игра. Графический стиль, музыка, дизайн локаций - невозможно разложить игру на составляющие, т.к. каждая из них работает как часть единого механизма. Игра с головой погружает в меланхоличное настроение, при этом сохраняя чувство уюта. Как ни странно очень похожие на то, что показывали первые две игры серии «Syberia”. Провинциальный приморский городок, находящийся в упадничестве... вызывает ностальгию по какому-нибудь Севастополю конца 90ых-начала 00ых. И всё это сдобрено почти мистическими странностями. Помещение за шторой, которое нельзя открывать, потому что «можно выпустить неведомое»... Домофон заброшенного офисного здания, где записи автоответчиков ещё сохранили шум рабочих офисов... Вот эти мелочи добавляют обыденности происходящего налёт таинственности, мистичности...
В общем! Рекомендую! 
Больше…
«Взрыв мозга»
«Не могу перестать играть»
Вышка пушка
«Взрыв мозга»
«Откинуться и расслабиться»